Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Николаевская СОШ» за 2018–2019 учебный год
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла
МБОУ «Николаевская СОШ»за 2018 – 2019 учебный год.
Методическая тема, над которой работает ШМО учителей гуманитарного цикла в 2018 – 2019 учебном году: «Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования»
Цели работы ШМО:
-непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания;
-повышение качества образования, качества обучения русскому языку и литературе;
-совершенствование форм и методов обучения русскому языку и литературе на основе компетентного, деятельностного и личностно - ориентированных подходов.
Задачи работы ШМО:
Продолжить изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС;
совершенствовать педагогическую подготовку учителя: научно-техническую, методическую, исследовательскую и приѐмы педагогического мастерства;
выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей;
продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;
продолжить работу по преемственности между начальным и средним звеном;
организовать взаимопосещение уроков с последующим анализом и обобщением опыта работы педагогов в рамках проведения недели русского языка и литературы и прохождения аттестации учителями-предметниками;
Поставить на контроль домашнее чтение учащихся, работать над развитием техники чтения.
Работать над созданием методической копилки материалов по предмету ШМО;
Направления работы ШМО:
Работа с нормативными документами:
-изучение методических писем о преподавании русского языка и литературы в 2018 – 2019 учебном году;
- изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС.
Аналитическая деятельность:
-разработка стартовой диагностики в 5 классе совместно с ШМО начальных классов;
-разработка тематических и итоговых проверочных работ для обучающихся 5 класса на 2018-2019 учебный год, методики, инструментария к ним;
-результаты ОГЭ/ГИА
Экспертная работа:
-рассмотрение рабочих программ;
-проверка олимпиадных работ, Итогового сочинения, репетиционных экзаменов по русскому языку в 9, 11 классах.
Обобщение опыта работы педагогов:
-проведение открытых уроков в рамках Дня открытых дверей;
-взаимопосещение уроков коллег;
-пополнение личного портфолио разработками уроков и внеклассных мероприятий;
-выступления на заседаниях ШМО, педсоветах;
-посещение вебинаров.
Проведение предметной недели:
-план проведения предметной недели.
Подготовка к ГИА:
-план работы и реализации работы по подготовке к ГИА.
Работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства:
-выступления на заседаниях МО.
Работа с одаренными, высокомотивированными детьми:
-подготовка участников олимпиад различного уровня;
-подготовка участников конкурсов различного уровня.
II. В план работы было включено 4 заседания ШМО, на которых рассмотрены вопросы.
№п\п и тема заседания |
Вопросы, рассматриваемые на заседании |
Сроки |
Ответственные |
Заседание № 1 (август-сентябрь) |
|||
I. Тема: Анализ работы методического объединения и планирование деятельности на новый учебный год
|
1. Анализ работы ШМО за 2017-2018 учебный год. 2. Утверждение плана работы ШМО на учебный год. 2. 3.Рассмотрение и утверждение Рабочих программ и календарно-тематических планов на учебный год. 4. Утверждение тем самообразования членов ШМО. 5. Утверждение текстов входного контроля по предметам гуманитарного цикла. 6. Знакомство с новинками учебно-методической литературы по предметам. 7.Посещение уроков аттестующихся педагогов
|
Сентябрь |
Рук-ль ШМО, учителя-предметники |
Заседание № 2 |
|||
II. Семинар по теме «Системно-деятельностный подход при проектировании современного урока в соответствии с требованиями ФГОС».
|
1.Организация целеполагания на уроке в соответствии с требованиями ФГОС. 2. 2. Доклад «Творческие подходы к разработке и проведению современного урока в соответствии с требованиями ФГОС». 3.Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника 4.Мастер-класс по русскому языку Интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации. 5.Обсуждение плана проведения предметной декады. 6. Подведение итогов входного контроля знаний учащихся . 7. Организация и координация взаимопосещения уроков. |
декабрь
|
Бердниченко Т.Н Чигаева О.В.
Кельм И.М.
Менго М.А.
Учителя-предметники |
Заседание № 3 |
|||
III.IIII.Тема: «Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях обновления образования, подготовки к стандартам»
|
1.Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников +презентация 2.Формирование читательской культуры у школьников как составная часть 3. Реализация принципа природосообразности через использование универсального дидактического пособия «лэпбук». март 1.Анализ итогов Недели русского языка.
2.Рассмотрение и утверждение материалов для проведения промежуточной аттестации учащихся по предметам гуманитарного цикла.
3.Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку+презентация
|
Январь(доп.рабочее в марте) |
Шестакова Н.А.
Чигаева О.В.
Менго М.А.
Учителя-предметники |
Заседание № 4 |
|||
IV. Тема:» Анализ рез ультативности работы МО за год». |
1.Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год. 2.Отчёты о работе по индивидуальным методическим темам. 3. Отчеты о работе предметных кабинетов 4. Отчёт учителей по теме самообразования и повышения квалификации.
5. Определение основных направлений деятельности МО, целей, задач на следующий учебный год.
|
Май |
Рук-ль МО Учителя-предметники
|
Внеурочная деятельность учащихся.
№ |
ФИО |
класс |
Название. |
1 |
Менго М.А. |
6,7,8 |
«Я – гражданин» |
2 |
Менго М.А. |
8 |
«За страницами школьных учебников (юный исследователь» |
3 |
Менго М.А. |
8 |
«В мире словесности» |
4 |
Чигаева О.В. |
5-6 |
«Разговор о правильном питании» |
5 |
Чигаева О.В. |
5 |
Живое слово |
Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, слётах, конференциях.
|
|
||||
№ п/п |
Наименование |
Учитель |
Уч-ся |
Класс |
номинация, результат |
|
Международная олимпиада по русскому языку |
Шестакова Н.А. |
Шестаков Д |
10 |
2 место |
|
Всероссийская олимпиада по русскому языку (школьный тур) |
Шестакова Н.А |
|
|
3 победителя, 1 призёр |
|
Школьный конкурс сочинений по профориентации |
Шестакова Н.А. |
2 участника |
|
два 3 места |
|
Школьная олимпиада по английскому языку |
Кельм И.М. |
4 участника |
9-11 |
1 победитель |
|
Международная викторина по английскому языку «КОМПЭДУ» |
Кельм И.М |
7участников |
1-5 |
1 место 3 место |
|
Краевой молодежный конкурс фотоколлажей «Сегодня ваш праздник, студенты и Татьяны». |
Чигаева О.В. |
Чигаева Д.
Вакуленко Л. |
8
9 |
Номинация «Молодежная фотоохота». «Моя будущая профессия» |
|
Краевой молодежный конкурс творческих работ «Нашим мамам дорогим, мы спасибо говорим!». |
Чигаева О.В. |
Чигаева Д.
Вакуленко Л.
|
8
9 |
«Мультимедийное поздравление», 1 место «Мультимедийное поздравление»,участ. |
|
Межрайонный конкурс буклетов по пропаганде ЗОЖ.
|
Чигаева О.В. |
Метикова Т. Чигаева Д. |
9 8 |
1место 2 место |
|
Школьный конкурс рисунков ко Дню толерантности |
Чигаева О.В. |
Чигаева Д. |
8 |
2 место |
|
Конкурс рисунков «Безопасная вода» |
Чигаева О.В. |
5 участников |
6-8 |
нет приказа |
|
«Киномастер. Дети» (краевой) |
Чигаева О.В. |
Чигаева З. |
|
«Кинотележурналистика», 2 место |
|
Конкурс медиатворчества (краевой) |
Чигаева О.В. |
Чигаева З. |
|
3 место |
|
Творческий конкурс на слёте производственных бригад «Цвети, Земля!» |
Менго М.А. Чигаева О.В. |
Чигаева Д. Метикова Т. Галямиева Н. Кузнецова Э. |
8 9 9 10 |
3 место |
|
Всероссийский конкурс сочинений |
Менго М.А. |
Чигаева Д. Метикова Т. |
8 9 |
1 месо (мун.), участ. (кр.) участник |
|
Слёт активистов, посв. 100-летию комсомола |
Менго М.А. |
Кузнецова Э. |
10 |
выступление «Комсомольский билет» |
|
«Лидер 21 века» |
Менго М.А. |
Метикова Т. |
9 |
сочинение, проектная работа-победитель в номинации «Перспективное начало» |
|
Межрайонный слёт волонтёров |
Менго М.А. |
Чигаева Д. Метикова Т. Галямиева Н. Кузнецова Э. |
8 9 9 10 |
победа в номинации « |
|
Районная историко-краеведческая конференция |
Менго М.А. |
Метикова Т. |
9 |
Исследовательская работа, 2 место |
|
Международная конференция (г.Бийск) |
Менго М.А. |
Чигаева Д.. |
8 |
участник |
|
Краевая научно-исследовательская конференция «Будущее Алтая» |
Менго М.А. |
Чигаева Д. |
8 |
участник |
|
Краевой конкурс исследовательских работ «Новое поколение выбирает ЗОЖ» |
Менго М.А. |
Чигаева З. |
|
1 место |
|
«Наша общая Победа» |
Шестакова Н.А. |
Шестаков Д. |
10 |
проза (результаты в июне) |
|
«Наша общая Победа» |
Чигаева О.В. |
Чигаева З. Чигаева Д. |
8 |
Мультимедиа Проза Фото |
|
«Наша общая Победа» |
Менго М.А. |
Метикова Т. |
9 |
Мультимедиа Исследование |
|
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку и литературе на школьном уровне. |
Бердниченко Т.Н. |
4 победителя, 3 призера |
5-7 |
Олимпиада |
|
Олимпиада по русскому языку на муниципальном уровне |
Бердниченко Т.Н. |
Госсен А. |
11 |
2 место |
|
Районный конкурс сочинений, посвящённом Дню работников сельского хозяйства |
Бердниченко Т.Н. |
Евсюкова В. |
7 |
Призер |
Многолетний опыт работы педагогов в одном коллективе позволил создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Взаимопосещение и совместная разработка уроков, утренников, подготовка и проведение предметной недели, олимпиад, творческих конкурсов и других мероприятий способствовали взаимообогащению и повышению квалификации учителей .
Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива и учителей – единомышленников. В этом году преподаватели повышали свой профессиональный уровень, посещая курсы и семинары.
Участие педагогов в конкурсах, форумах, организация открытых мероприятий.
№пп |
Ф.И.О. учителя |
мероприятие, конкурс |
срок |
1 |
Шестакова Н.А. |
Всероссийском дистанционном конкурсе стихотворений « И дольше века…», 2 место
|
2018 |
2 |
Шестакова Н.А. |
«Радуга талантов», открытое мероприятие для 5-7 классов по профориентации |
2019 |
3 |
Менго М.А. Чигаева О.В. |
Международный День родного языка. Открытое мероприятие для 5-11 классов |
2019 |
4 |
Шестакова Н.А. |
Международный День родного языка. Общешкольная линейка |
2019 |
5 |
Менго М.А. |
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 100 – летию комсомола |
2018 |
6 |
Менго М.А. |
Неделя, посвящённая творчеству Н.Носова (информационная перемена, выставка рисунков, викторина, мероприятие «Я о книге расскажу») |
2018 |
7 |
Менго М.А. Чигаева О.В. Кельм И.М. |
Филологическая неделя, посвящённая Году театра (викторины, выставка рисунков, информационный стенд, 3 информационных перемены, конкурс инсценировок) |
март,2019 |
8 |
Менго М.А. Чигаева О.В. |
День Здоровья (информационный стенд, уроки здоровья в 5-7 и 8-11 классах) |
апрель,2019 |
9 |
Менго М.А. |
Информационная перемена «Этих дней не смолкнет слава» (акция «Георгиевская ленточка») |
апрель,2019 |
10 |
Чигаева О.В. |
Информационное мероприятие, посвящённое жертвам радиационных катастроф |
апрель, 2019 |
11 |
Чигаева О.В. |
Активное участие в деятельности проекта «Мультиурок». Сздание личной методической библиотеки в рамках проекта «Мультиурок». |
сентябрь-январь 2018г. |
12 |
Чигаева О.В. |
Всероссийский дистанционный конкурс «Я – педагог» |
13.02.2019г. |
13 |
Кельм И.М. |
КОМПЭДУ, благодарность за активное участие в проекте |
2018 |
|
|
|
|
Курсы повышения квалификации.
ФИО
|
Где проводилось, тема |
Год |
Кельм И.М.
|
Фоксфорд «Методические аспекты преподавания иностранного (в русле системно-деятельносного подхода)», 72 часа |
2018г. |
Менго М.А.
|
Педкампус переподготовка по специальности «Педагог-психолог», 576 ч. (окончание июнь,2019) ООО ВНОЦ «СОТех» переподготовка по специальности «Логопед», 260 ч., май , 2019 |
2019г. |
Чигаева О.В. |
Вебинары и медианары: 14 часов |
2018-2019 |
Шестакова Н.А. |
Фоксфорд «Как сделать уроки литературы захватывающими», 72ч. |
2018 |
Бердниченко Т.Н. |
Вебинары ОА «Легион» г. Ростов-на-Дону, регионального уровня (АКИПКРО) по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе.
|
2018-2019г |
Применение различных технологий учителями ШМО.
Учителя ШМО в своей профессиональной деятельности применяют технологии:
-Технологию развивающего обучения.
- Проектная технология.
- Технология игровая (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр).
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
- информационно- коммуникативные технологии.
- здоровьесберегающие технологии.
Учителя ШМО гуманитарного цикла разработали рабочие программы по предметам: русский язык, литература, немецкий язык, английский язык.
На конец учебного года выполнение учебных программ– 100% во всех классах и по всем предметам.
Участие педагогов в работе РМО, ОМО
№ |
ФИО |
Участие педагогов в работе районных МО |
1 |
Шестакова Н.А. |
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Групповые формы работы учащихся на уроках русского языка и литературы», 28.08.18 |
2 |
Чигаева О.В. |
Доклад на педсовете ТФ МБОУ НСОШ «Связь современных образовательных технологий с категориями обучающихся и новыми качествами знаний, полученными обучающимися в результате усвоения этих знаний», 27.12.18г. |
|
Менго М.А, Шестакова Н.А., Чигаева О.В. |
Семинар РМО на базе МБОУ БСОШ №2, 24.01.19г. |
3 |
Чигаева О.В. |
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Компетентностный подход в образовательном процессе в условиях ФГОС», 24.01.19г. |
4 |
Чигаева О.В. |
Открытый урок на окружном семинаре учителей русского языка и литературы в 6 классе «Морфологический разбор глагола», доклад «Организация внеурочной деятельности и предметных декад. Из опыта работы», 15.05.19г. |
5 |
Менго М.А. |
Доклад «Организация исследовательской деятельности в старших классах» на окружном семинаре учителей русского языка и литературы, 15.05.19г. |
6 |
Менго М.А., Шестакова Н.А. |
семинар РМО + вебинар «Устный экзамен по русскому языку в 9 классе», 29.01.19г. |
7 |
Бердниченко Т.Н. |
Доклад «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)». Доклад «Современный урок на основе системно- деятельностного подхода в условиях ФГОС». Доклад «Система тестовых и информационных технологий при подготовке к ГИА»
|
Участие педагогов в экспертных мероприятиях и организации ЕГЭ и ГИА.
№ |
ФИО |
Участие педагогов в экспертных мероприятиях и организации ЕГЭ и ГИА, ВПР и т.п. |
1 |
Чигаева О.В. |
Собеседование по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение в 11 классе, ВПР по русскому языку в 5, 6, 7 классах |
2 |
Менго М.А. |
Собеседование по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение в 11 классе,пробные экзамены ЕГЭ и ОГЭ на базе ТФ МБОУ НСОШ, ВПР по русскому языку в 5, 6, 7 классах |
3 |
Бердниченко Т.Н. |
Собеседование по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение в 11 классе, пробные экзамены ЕГЭ и ОГЭ на базе МБОУ НСОШ, ВПР по русскому языку в 5, 6, 7 классах |
3 |
Шестакова Н.А. |
Собеседование по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение в 11 классе, ВПР по русскому языку в 5, 6, 7 классах |
4 |
Кельм И.М. |
ВПР по английскому языку, итоговое сочинение в 11 классе, пробные экзамены ЕГЭ и ОГЭ на базе ТФ МБОУ НСОШ |
5 |
Янцен Е.А. |
ВПР по немецкому языку |
В 2018-2019 учебном году прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности Кельм И.М., Бердниченко Т.Н., на высшую категорию – Менго М.А. В 2019-2020 году аттестуется на высшую категорию Чигаева О.В.
Выводы по результатам анализа.
Анализ деятельности педагогического коллектива показал, что в 2018 – 2019 учебном году работа ШМО улучшилась. Систематический плановый внутришкольный контроль способствовал тому, что учебный план выполнен, учебные программы пройдены, сданные классные журналы и личные дела находятся в полном порядке. Вся документация ведётся учителями на должном уровне, что говорит о серьёзном отношении к работе.
Исходя из основных направлений концепции Модернизации образования необходимо:
обеспечить совершенствование урока, как основной формы учебно–воспитательного процесса;
совершенствовать педагогическое мастерство с целью повышения мотивации к познавательной деятельности учащихся;
обеспечить развитие содержания образования, методов обучения и качества образования путём интеграции основного и дополнительного образования;
продолжить внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
активно внедрять различные формы проведения предметных недель;
продолжить развитие материальной базы кабинетов, оснащение их современными средствами обучения, дополняя материалами для их эффективного использования.
Рекомендации учителям:
Организовать работу по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в 5, 10 класс.
Учителям тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
По результатом рабаты ШМО следует отметить наиболее активных педагогов за качественную подготовку учащихся к ВПР , за активное и результативное участие учащихся в различных конкурсах, выставках и олимпиадах, за организацию внеурочных мероприятий по предмету.
15.05.2019г.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла Чигаева О.В.________________
Направления работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2019-2020 учебный год:
1.Информационно-аналитическая деятельность:
Анализметодическойдеятельности за 2018/2019учебный год и планирование на 2019/2020учебный год.
Анализпосещенныхуроков.
Изучение направлений деятельностипедагогов (тема самообразования).
Анализработыпедагогов с цельюоказанияпомощи.
Изучение новинок методическойлитературы в целяхсовершенствованияпедагогическойдеятельности.
Пополнениетематической папки «Методическоеобъединениеучителейначальныхклассов»
.
2. Организационно- методическоенаправление:
Выявлениезатруднений, методическоесопровождение и оказаниепрактическойпомощи педагогам в периодреализации ФГОС ООО, подготовки к аттестации.
3. Экспертно-диагностическоенаправление:
Разработкаметодиквыявлениярезультативностипроведенияучебно - воспитательнойработы по всемнаправлениямдеятельности.
Составление, рассмотрениерабочихпрограмм, методическихрекомендаций.
4. Учебно-методическое и психологическое:
Консультированиепедагогов по вопросамтематическогопланирования.
Консультированиепедагогов с цельюликвидациизатруднений в педагогическойдеятельности.
Консультированиепедагогов по вопросам в сфереформированияуниверсальныхучебныхдействий в рамках ФГОС .
Консультации по составлениюрабочихпрограмм.
Психолого-педагогическоесопровождение и обследованиеуровнясформированности УУД обучающихся в соответствии с ФГОС.
5. Экспериментально-инновационное:
Изучение и распространениеэлементов передового педагогическогоопыта.
Организация научно-исследовательской деятельности.
Организационные формы работы:
1.Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов гуманитарного цикла, организации внеклассной деятельности.
3. Проведение проектной недели учителей гуманитарного цикла.
4. Выступления учителей на ШМО, РМО, семинарах - практикумах, конференциях.
5. Повышение квалификации педагогов на курсах, вебинарах , в процессе самообразования.
6. Прохождение аттестации педагогических кадров.