Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Николаевская СОШ» за 2018–2019 учебный год
Анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла
МБОУ «Николаевская СОШ»за 2018 – 2019 учебный год.
Методическая тема, над которой работает ШМО учителей гуманитарного цикла в 2018 – 2019 учебном году: «Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования»
Цели работы ШМО:
-непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания;
-повышение качества образования, качества обучения русскому языку и литературе;
-совершенствование форм и методов обучения русскому языку и литературе на основе компетентного, деятельностного и личностно - ориентированных подходов.
Задачи работы ШМО:
Продолжить изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС;
совершенствовать педагогическую подготовку учителя: научно-техническую, методическую, исследовательскую и приѐмы педагогического мастерства;
выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей;
продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;
продолжить работу по преемственности между начальным и средним звеном;
организовать взаимопосещение уроков с последующим анализом и обобщением опыта работы педагогов в рамках проведения недели русского языка и литературы и прохождения аттестации учителями-предметниками;
Поставить на контроль домашнее чтение учащихся, работать над развитием техники чтения.
Работать над созданием методической копилки материалов по предмету ШМО;
Направления работы ШМО:
Работа с нормативными документами:
-изучение методических писем о преподавании русского языка и литературы в 2018 – 2019 учебном году;
- изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС.
Аналитическая деятельность:
-разработка стартовой диагностики в 5 классе совместно с ШМО начальных классов;
-разработка тематических и итоговых проверочных работ для обучающихся 5 класса на 2018-2019 учебный год, методики, инструментария к ним;
-результаты ОГЭ/ГИА
Экспертная работа:
-рассмотрение рабочих программ;
-проверка олимпиадных работ, Итогового сочинения, репетиционных экзаменов по русскому языку в 9, 11 классах.
Обобщение опыта работы педагогов:
-проведение открытых уроков в рамках Дня открытых дверей;
-взаимопосещение уроков коллег;
-пополнение личного портфолио разработками уроков и внеклассных мероприятий;
-выступления на заседаниях ШМО, педсоветах;
-посещение вебинаров.
Проведение предметной недели:
-план проведения предметной недели.
Подготовка к ГИА:
-план работы и реализации работы по подготовке к ГИА.
Работа с педагогами, имеющими различный уровень профессионального мастерства:
-выступления на заседаниях МО.
Работа с одаренными, высокомотивированными детьми:
-подготовка участников олимпиад различного уровня;
-подготовка участников конкурсов различного уровня.
II. В план работы было включено 4 заседания ШМО, на которых рассмотрены вопросы.
| №п\п и тема заседания | Вопросы, рассматриваемые на заседании | Сроки | Ответственные | 
| Заседание № 1 (август-сентябрь) | |||
| I. Тема: Анализ работы методического объединения и планирование деятельности на новый учебный год 
 | 1. Анализ работы ШМО за 2017-2018 учебный год. 2. Утверждение плана работы ШМО на учебный год. 2. 3.Рассмотрение и утверждение Рабочих программ и календарно-тематических планов на учебный год. 4. Утверждение тем самообразования членов ШМО. 5. Утверждение текстов входного контроля по предметам гуманитарного цикла. 6. Знакомство с новинками учебно-методической литературы по предметам. 7.Посещение уроков аттестующихся педагогов 
 | 
 Сентябрь | Рук-ль ШМО, учителя-предметники | 
| Заседание № 2 | |||
| II. Семинар по теме «Системно-деятельностный подход при проектировании современного урока в соответствии с требованиями ФГОС». 
 
 | 1.Организация целеполагания на уроке в соответствии с требованиями ФГОС. 2. 2. Доклад «Творческие подходы к разработке и проведению современного урока в соответствии с требованиями ФГОС». 3.Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника 4.Мастер-класс по русскому языку Интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации. 5.Обсуждение плана проведения предметной декады. 6. Подведение итогов входного контроля знаний учащихся . 7. Организация и координация взаимопосещения уроков. | декабрь 
 | Бердниченко Т.Н Чигаева О.В. 
 
 Кельм И.М. 
 Менго М.А. 
 
 
 Учителя-предметники | 
| Заседание № 3 | |||
| III.IIII.Тема: «Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях обновления образования, подготовки к стандартам» 
 
 | 1.Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников +презентация 2.Формирование читательской культуры у школьников как составная часть 3. Реализация принципа природосообразности через использование универсального дидактического пособия «лэпбук». март 1.Анализ итогов Недели русского языка. 
 2.Рассмотрение и утверждение материалов для проведения промежуточной аттестации учащихся по предметам гуманитарного цикла. 
 3.Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку+презентация 
 | Январь(доп.рабочее в марте) | Шестакова Н.А. 
 
 Чигаева О.В. 
 
 Менго М.А. 
 
 
 Учителя-предметники | 
| Заседание № 4 | |||
| IV. Тема:» Анализ рез ультативности работы МО за год». | 1.Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год. 2.Отчёты о работе по индивидуальным методическим темам. 3. Отчеты о работе предметных кабинетов 4. Отчёт учителей по теме самообразования и повышения квалификации. 
 5. Определение основных направлений деятельности МО, целей, задач на следующий учебный год. 
 
 | Май | Рук-ль МО Учителя-предметники 
 
 | 
Внеурочная деятельность учащихся.
| № | ФИО | класс | Название. | 
| 1 | Менго М.А. | 6,7,8 | «Я – гражданин» | 
| 2 | Менго М.А. | 8 | «За страницами школьных учебников (юный исследователь» | 
| 3 | Менго М.А. | 8 | «В мире словесности» | 
| 4 | Чигаева О.В. | 5-6 | «Разговор о правильном питании» | 
| 5 | Чигаева О.В. | 5 | Живое слово | 
Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, слётах, конференциях.
| 
 | 
 | ||||
| № п/п | Наименование | Учитель | Уч-ся | Класс | номинация, результат | 
| 
 | Международная олимпиада по русскому языку | Шестакова Н.А. | Шестаков Д | 10 | 2 место | 
| 
 | Всероссийская олимпиада по русскому языку (школьный тур) | Шестакова Н.А | 
 | 
 | 3 победителя, 1 призёр | 
| 
 | Школьный конкурс сочинений по профориентации | Шестакова Н.А. | 2 участника | 
 | два 3 места | 
| 
 | Школьная олимпиада по английскому языку | Кельм И.М. | 4 участника | 9-11 | 1 победитель | 
| 
 | Международная викторина по английскому языку «КОМПЭДУ» | Кельм И.М | 7участников | 1-5 | 1 место 3 место | 
| 
 | Краевой молодежный конкурс фотоколлажей «Сегодня ваш праздник, студенты и Татьяны». | Чигаева О.В. | Чигаева Д. 
 
 Вакуленко Л. | 8 
 
 9 | Номинация «Молодежная фотоохота». «Моя будущая профессия» | 
| 
 | Краевой молодежный конкурс творческих работ «Нашим мамам дорогим, мы спасибо говорим!». | Чигаева О.В. | Чигаева Д. 
 Вакуленко Л. 
 | 8 
 9 | «Мультимедийное поздравление», 1 место «Мультимедийное поздравление»,участ. | 
| 
 | Межрайонный конкурс буклетов по пропаганде ЗОЖ. 
 | Чигаева О.В. | Метикова Т. Чигаева Д. | 9 8 | 1место 2 место | 
| 
 | Школьный конкурс рисунков ко Дню толерантности | Чигаева О.В. | Чигаева Д. | 8 | 2 место | 
| 
 | Конкурс рисунков «Безопасная вода» | Чигаева О.В. | 5 участников | 6-8 | нет приказа | 
| 
 | «Киномастер. Дети» (краевой) | Чигаева О.В. | Чигаева З. | 
 | «Кинотележурналистика», 2 место | 
| 
 | Конкурс медиатворчества (краевой) | Чигаева О.В. | Чигаева З. | 
 | 3 место | 
| 
 | Творческий конкурс на слёте производственных бригад «Цвети, Земля!» | Менго М.А. Чигаева О.В. | Чигаева Д. Метикова Т. Галямиева Н. Кузнецова Э. | 8 9 9 10 | 3 место | 
| 
 | Всероссийский конкурс сочинений | Менго М.А. | Чигаева Д. Метикова Т. | 8 9 | 1 месо (мун.), участ. (кр.) участник | 
| 
 | Слёт активистов, посв. 100-летию комсомола | Менго М.А. | Кузнецова Э. | 10 | выступление «Комсомольский билет» | 
| 
 | «Лидер 21 века» | Менго М.А. | Метикова Т. | 9 | сочинение, проектная работа-победитель в номинации «Перспективное начало» | 
| 
 | Межрайонный слёт волонтёров | Менго М.А. | Чигаева Д. Метикова Т. Галямиева Н. Кузнецова Э. | 8 9 9 10 | победа в номинации « | 
| 
 | Районная историко-краеведческая конференция | Менго М.А. | Метикова Т. | 9 | Исследовательская работа, 2 место | 
| 
 | Международная конференция (г.Бийск) | Менго М.А. | Чигаева Д.. | 8 | участник | 
| 
 | Краевая научно-исследовательская конференция «Будущее Алтая» | Менго М.А. | Чигаева Д. | 8 | участник | 
| 
 | Краевой конкурс исследовательских работ «Новое поколение выбирает ЗОЖ» | Менго М.А. | Чигаева З. | 
 | 1 место | 
| 
 | «Наша общая Победа» | Шестакова Н.А. | Шестаков Д. | 10 | проза (результаты в июне) | 
| 
 | «Наша общая Победа» | Чигаева О.В. | Чигаева З. Чигаева Д. | 
 8 | Мультимедиа Проза Фото | 
| 
 | «Наша общая Победа» | Менго М.А. | Метикова Т. | 9 | Мультимедиа Исследование | 
| 
 | Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку и литературе на школьном уровне. | Бердниченко Т.Н. | 4 победителя, 3 призера | 5-7 | Олимпиада | 
| 
 | Олимпиада по русскому языку на муниципальном уровне | Бердниченко Т.Н. | Госсен А. | 11 | 2 место | 
| 
 | Районный конкурс сочинений, посвящённом Дню работников сельского хозяйства | Бердниченко Т.Н. | Евсюкова В. | 7 | Призер | 
Многолетний опыт работы педагогов в одном коллективе позволил создать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и поддержки. Взаимопосещение и совместная разработка уроков, утренников, подготовка и проведение предметной недели, олимпиад, творческих конкурсов и других мероприятий способствовали взаимообогащению и повышению квалификации учителей .
Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива и учителей – единомышленников. В этом году преподаватели повышали свой профессиональный уровень, посещая курсы и семинары.
Участие педагогов в конкурсах, форумах, организация открытых мероприятий.
| №пп | Ф.И.О. учителя | мероприятие, конкурс | срок | 
| 1 | Шестакова Н.А. | Всероссийском дистанционном конкурсе стихотворений « И дольше века…», 2 место 
 | 2018 | 
| 2 | Шестакова Н.А. | «Радуга талантов», открытое мероприятие для 5-7 классов по профориентации | 2019 | 
| 3 | Менго М.А. Чигаева О.В. | Международный День родного языка. Открытое мероприятие для 5-11 классов | 2019 | 
| 4 | Шестакова Н.А. | Международный День родного языка. Общешкольная линейка | 2019 | 
| 5 | Менго М.А. | Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 100 – летию комсомола | 2018 | 
| 6 | Менго М.А. | Неделя, посвящённая творчеству Н.Носова (информационная перемена, выставка рисунков, викторина, мероприятие «Я о книге расскажу») | 2018 | 
| 7 | Менго М.А. Чигаева О.В. Кельм И.М. | Филологическая неделя, посвящённая Году театра (викторины, выставка рисунков, информационный стенд, 3 информационных перемены, конкурс инсценировок) | март,2019 | 
| 8 | Менго М.А. Чигаева О.В. | День Здоровья (информационный стенд, уроки здоровья в 5-7 и 8-11 классах) | апрель,2019 | 
| 9 | Менго М.А. | Информационная перемена «Этих дней не смолкнет слава» (акция «Георгиевская ленточка») | апрель,2019 | 
| 10 | Чигаева О.В. | Информационное мероприятие, посвящённое жертвам радиационных катастроф | апрель, 2019 | 
| 11 | Чигаева О.В. | Активное участие в деятельности проекта «Мультиурок». Сздание личной методической библиотеки в рамках проекта «Мультиурок». | сентябрь-январь 2018г. | 
| 12 | Чигаева О.В. | Всероссийский дистанционный конкурс «Я – педагог» | 13.02.2019г. | 
| 13 | Кельм И.М. | КОМПЭДУ, благодарность за активное участие в проекте | 2018 | 
| 
 | 
 | 
 | 
 | 
Курсы повышения квалификации.
| ФИО 
 | Где проводилось, тема | Год | 
| Кельм И.М. 
 | Фоксфорд «Методические аспекты преподавания иностранного (в русле системно-деятельносного подхода)», 72 часа | 2018г. | 
| Менго М.А. 
 | Педкампус переподготовка по специальности «Педагог-психолог», 576 ч. (окончание июнь,2019) ООО ВНОЦ «СОТех» переподготовка по специальности «Логопед», 260 ч., май , 2019 | 2019г. | 
| Чигаева О.В. | Вебинары и медианары: 14 часов | 2018-2019 | 
| Шестакова Н.А. | Фоксфорд «Как сделать уроки литературы захватывающими», 72ч. | 2018 | 
| Бердниченко Т.Н. | Вебинары ОА «Легион» г. Ростов-на-Дону, регионального уровня (АКИПКРО) по вопросам подготовки и проведения ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе. 
 | 2018-2019г | 
Применение различных технологий учителями ШМО.
Учителя ШМО в своей профессиональной деятельности применяют технологии:
-Технологию развивающего обучения.
- Проектная технология.
- Технология игровая (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр).
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
- информационно- коммуникативные технологии.
- здоровьесберегающие технологии.
Учителя ШМО гуманитарного цикла разработали рабочие программы по предметам: русский язык, литература, немецкий язык, английский язык.
На конец учебного года выполнение учебных программ– 100% во всех классах и по всем предметам.
Участие педагогов в работе РМО, ОМО
| № | ФИО | Участие педагогов в работе районных МО | 
| 1 | Шестакова Н.А. | Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Групповые формы работы учащихся на уроках русского языка и литературы», 28.08.18 | 
| 2 | Чигаева О.В. | Доклад на педсовете ТФ МБОУ НСОШ «Связь современных образовательных технологий с категориями обучающихся и новыми качествами знаний, полученными обучающимися в результате усвоения этих знаний», 27.12.18г. | 
| 
 | Менго М.А, Шестакова Н.А., Чигаева О.В. | Семинар РМО на базе МБОУ БСОШ №2, 24.01.19г. | 
| 3 | Чигаева О.В. | Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Компетентностный подход в образовательном процессе в условиях ФГОС», 24.01.19г. | 
| 4 | Чигаева О.В. | Открытый урок на окружном семинаре учителей русского языка и литературы в 6 классе «Морфологический разбор глагола», доклад «Организация внеурочной деятельности и предметных декад. Из опыта работы», 15.05.19г. | 
| 5 | Менго М.А. | Доклад «Организация исследовательской деятельности в старших классах» на окружном семинаре учителей русского языка и литературы, 15.05.19г. | 
| 6 | Менго М.А., Шестакова Н.А. | семинар РМО + вебинар «Устный экзамен по русскому языку в 9 классе», 29.01.19г. | 
| 7 | Бердниченко Т.Н. | Доклад «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)». Доклад «Современный урок на основе системно- деятельностного подхода в условиях ФГОС». Доклад «Система тестовых и информационных технологий при подготовке к ГИА» 
 | 
Участие педагогов в экспертных мероприятиях и организации ЕГЭ и ГИА.
| № | ФИО | Участие педагогов в экспертных мероприятиях и организации ЕГЭ и ГИА, ВПР и т.п. | 
| 1 | Чигаева О.В. | Собеседование по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение в 11 классе, ВПР по русскому языку в 5, 6, 7 классах | 
| 2 | Менго М.А. | Собеседование по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение в 11 классе,пробные экзамены ЕГЭ и ОГЭ на базе ТФ МБОУ НСОШ, ВПР по русскому языку в 5, 6, 7 классах | 
| 3 | Бердниченко Т.Н. | Собеседование по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение в 11 классе, пробные экзамены ЕГЭ и ОГЭ на базе МБОУ НСОШ, ВПР по русскому языку в 5, 6, 7 классах | 
| 3 | Шестакова Н.А. | Собеседование по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение в 11 классе, ВПР по русскому языку в 5, 6, 7 классах | 
| 4 | Кельм И.М. | ВПР по английскому языку, итоговое сочинение в 11 классе, пробные экзамены ЕГЭ и ОГЭ на базе ТФ МБОУ НСОШ | 
| 5 | Янцен Е.А. | ВПР по немецкому языку | 
В 2018-2019 учебном году прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности Кельм И.М., Бердниченко Т.Н., на высшую категорию – Менго М.А. В 2019-2020 году аттестуется на высшую категорию Чигаева О.В.
Выводы по результатам анализа.
Анализ деятельности педагогического коллектива показал, что в 2018 – 2019 учебном году работа ШМО улучшилась. Систематический плановый внутришкольный контроль способствовал тому, что учебный план выполнен, учебные программы пройдены, сданные классные журналы и личные дела находятся в полном порядке. Вся документация ведётся учителями на должном уровне, что говорит о серьёзном отношении к работе.
Исходя из основных направлений концепции Модернизации образования необходимо:
обеспечить совершенствование урока, как основной формы учебно–воспитательного процесса;
совершенствовать педагогическое мастерство с целью повышения мотивации к познавательной деятельности учащихся;
обеспечить развитие содержания образования, методов обучения и качества образования путём интеграции основного и дополнительного образования;
продолжить внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
активно внедрять различные формы проведения предметных недель;
продолжить развитие материальной базы кабинетов, оснащение их современными средствами обучения, дополняя материалами для их эффективного использования.
Рекомендации учителям:
Организовать работу по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в 5, 10 класс.
Учителям тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
По результатом рабаты ШМО следует отметить наиболее активных педагогов за качественную подготовку учащихся к ВПР , за активное и результативное участие учащихся в различных конкурсах, выставках и олимпиадах, за организацию внеурочных мероприятий по предмету.
15.05.2019г.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла Чигаева О.В.________________
Направления работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2019-2020 учебный год:
1.Информационно-аналитическая деятельность:
Анализметодическойдеятельности за 2018/2019учебный год и планирование на 2019/2020учебный год.
Анализпосещенныхуроков.
Изучение направлений деятельностипедагогов (тема самообразования).
Анализработыпедагогов с цельюоказанияпомощи.
Изучение новинок методическойлитературы в целяхсовершенствованияпедагогическойдеятельности.
Пополнениетематической папки «Методическоеобъединениеучителейначальныхклассов»
.
2. Организационно- методическоенаправление:
Выявлениезатруднений, методическоесопровождение и оказаниепрактическойпомощи педагогам в периодреализации ФГОС ООО, подготовки к аттестации.
3. Экспертно-диагностическоенаправление:
Разработкаметодиквыявлениярезультативностипроведенияучебно - воспитательнойработы по всемнаправлениямдеятельности.
Составление, рассмотрениерабочихпрограмм, методическихрекомендаций.
4. Учебно-методическое и психологическое:
Консультированиепедагогов по вопросамтематическогопланирования.
Консультированиепедагогов с цельюликвидациизатруднений в педагогическойдеятельности.
Консультированиепедагогов по вопросам в сфереформированияуниверсальныхучебныхдействий в рамках ФГОС .
Консультации по составлениюрабочихпрограмм.
Психолого-педагогическоесопровождение и обследованиеуровнясформированности УУД обучающихся в соответствии с ФГОС.
5. Экспериментально-инновационное:
Изучение и распространениеэлементов передового педагогическогоопыта.
Организация научно-исследовательской деятельности.
Организационные формы работы:
1.Заседания методического объединения. 
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов гуманитарного цикла, организации внеклассной деятельности.
3. Проведение проектной недели учителей гуманитарного цикла.
4. Выступления учителей на ШМО, РМО, семинарах - практикумах, конференциях.
5. Повышение квалификации педагогов на курсах, вебинарах , в процессе самообразования.
6. Прохождение аттестации педагогических кадров.
 
                                     
                         
                         
                         
                         
                         
                        