План самообразования "Развитие творческих способностей у детей начальных классов посредством нетрадиционных форм рисования"
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Развитие творческих способностей у детей начальных классов посредством нетрадиционных форм рисования».
Пояснительная записка:
Актуальность темы самообразования обусловлена необходимостью постоянного профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства в условиях динамично меняющихся образовательных стандартов и требований. В современном мире изобразительное искусство играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии его творческих способностей, эстетического восприятия и эмоционального интеллекта.
В начальной школе, когда дети особенно восприимчивы к новому и необычному, использование нетрадиционных техник рисования может стать мощным инструментом для раскрытия их творческого потенциала. Традиционные методы часто ограничивают детей, приводя к шаблонности и потере интереса к изобразительному искусству. Нетрадиционные техники, напротив, позволяют преодолеть страх перед ошибкой, экспериментировать с материалами и формами, развивать воображение и нестандартное мышление.
Цель самообразования:
углубление знаний о нетрадиционных техниках рисования и разработка методических рекомендаций по их применению в работе с детьми начальных классов для развития их творческих способностей и интереса к изобразительному искусству.
Задачи:
Изучить теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в начальной школе.
Ознакомиться с различными видами нетрадиционных техник рисования и их особенностями.
Разработать практические рекомендации по применению нетрадиционных техник рисования в работе с детьми начальных классов, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Создать сборник конспектов занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Провести мониторинг эффективности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня профессиональной компетентности в области применения нетрадиционных техник рисования, разработка методических материалов для работы с детьми, повышение интереса и развитие творческих способностей учащихся.
Перспективный план по самообразованию.
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | «Окраска воды» | Освоение цветовой гаммы | Развивать воображение, наблюдательность, цветовосприятие. Учить получать различные оттенки красного цвета. Воспитывать активность, инициативность. | Баночки с водой, красная гуашь, листвы белой бумаги А4, салфетки бумажные . |
2 | «Поляна с цветами» | Рисование мятой бумагой | Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. | Лист бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. |
3 | «Осенние листочки» | Набрызг, отпечаток листьев. | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях. Познакомить с техникой «набрызг». | Лист черного цвета, гуашь, трафареты, зубная щетка, принадлежности по рисованию. |
4 | «Золотая волшебница осень» | Тычок жёсткой полусухой кистью | Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | «Осенняя пора (пейзаж, отражение в озере)» | Монотипия | Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Познакомить детей с симметрией, на примере отражение в озере, реке (отпечаток). Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет. Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе. | Листы бумаги, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки, музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года (Осень)», компьютер, проектор, картины с репродукциями художников, презентация нетрадиционная техника рисования - «монотипия». |
2 | «Гроздь рябины» | Рисование ватными палочками (Пуантилизм) | Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке. | Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка. |
3 | «В грустном осеннем лесу» | Сжатая мокрая бумага | Продолжить знакомить с нетрадиционным изобразительным средством – мятой бумагой. Развивать способность видеть и изображать состояние, подбирать холодные оттенки. | Тонированная бумага, вода, гаушь, комочки мятой бумаги. |
4 | «Домик» | Печатание | Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Закреплять умение получать изображение печатанием. | Кубики, кирпичики, гуашь, кусочки поролона, баночки с водой, салфетки. |
НОЯБРЬ | ||||
1 | «Волшебные кляксы» | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2 | «Однажды в осеннем лесу» | Печать по трафарету поролоном | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона. Развивать творчество и фантазию у детей. Учить правильно, располагать детали композиции. | Оранжевая или желтая цветная бумага, трафареты волка и лисы, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, коричневая, зелёная, оранжевая, серая). |
3 | «Укрась рукавицу» | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатание, закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок на всю поверхность. | Листы бумаги с изображением рукавички, пробки, гуашь. |
4 | «Пейзаж» | Натюрморт | Развивать интерес к рисованию, положительные эмоции, цвето- и формовосприятие. | Белая бумага, силуэты(дом, звезды, дерево), зубная щетка, расческа, гуашь разного цвета, салфетки, баночки с водой. |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 | «Зимняя сказка» | Граттаж | Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления. Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника. | Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме «Зима». |
2 | «Новогодняя ночь» | Набрызг | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш. |
3 | «Узоры на окнах» | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение, желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка, салфетки, баночки с водой. |
4 | «Дед Мороз» | Аппликация из ваты | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Рисунок с изображением Деда Мороза на цветном картоне, комочки ваты, клей. |
ЯНВАРЬ | ||||
1 | «Новогодняя ёлочка» | Пластилинография | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение. Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. Продолжать воспитывать самостоятельность в работе. | Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон. |
2 | «Новогоднее волшебство» | Рисование цветными мыльными пузырями | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте. | Мыльные пузыри (цветной мыльный раствор), альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. |
3 | «Снеговик» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать чувство композиции. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 | «Зимний пейзаж» | Кляксография | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа. Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2 | «С Днем Защитника Отечества» | Цветной граттаж | Развивать творческое воображение. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет. Учить оценивать качество работ своих товарищей. | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. |
3 | «Подарок папе и дедушке» | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек | Необходимый материал |
4 | «Салют» | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепить навыки рисования акварелью или гуашью, учить рисовать салят с помощью воскового мелка. | Акварель, гуашь, картон, восковые мелки. |
МАРТ | ||||
1 | «Подарок для мамы» | Тычок жёсткой полусухой кистью | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 | «Весна» | Монотипия | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3 | «Облака» | Рисование по сырому фону | Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность. Закрепить умение рисовать по сырому. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон, салфетки, баночки с водой. |
4 | «Ледоход» | Метод старения | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. | Клей, бумага, кисть, гуашь, салфетки, баночки с водой. |
АПРЕЛЬ | ||||
1 | «Космос» | «Печать поролоном по трафарету; набрызг» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Трафареты и принадлежности для рисования. |
2 | «Пасхальное яйцо» | Аппликация из салфеток | Учить методу торцевания. | Салфетки, основа яйца из пластилина, стержень. |
3 | «Подводный мир» | Рисование цветными мыльными пузырями | Закреплять работу с детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте. | Мыльные пузыри (цветной мыльный раствор), альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. |
4 | «Грибная полянка» | Техника акватуши | Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность, желание создавать интересные рисунки. | Гуашь, черная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой. |
МАЙ | ||||
1 | «Праздничный салют» | Граттаж | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Создавать композицию рисунка, располагая внизу - дома, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. |
2 | «Букет к 9 Мая» | Пластилинография | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. |
3 | «Одуванчики в траве» | Рисование мятой бумагой | Закрепление работы с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. | Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. |
4 | «Цветочная полянка» | Рисование металлическими крышками от бутылок» | Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | Бумага зеленого цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь, салфетки, баночки с водой. |
1