План самообразования "Развитие творческих способностей у детей начальных классов посредством нетрадиционных форм рисования"

0
0
Материал опубликован 19 June

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Развитие творческих способностей у детей начальных классов посредством нетрадиционных форм рисования».

Пояснительная записка:

Актуальность темы самообразования обусловлена необходимостью постоянного профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства в условиях динамично меняющихся образовательных стандартов и требований. В современном мире изобразительное искусство играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии его творческих способностей, эстетического восприятия и эмоционального интеллекта.

В начальной школе, когда дети особенно восприимчивы к новому и необычному, использование нетрадиционных техник рисования может стать мощным инструментом для раскрытия их творческого потенциала. Традиционные методы часто ограничивают детей, приводя к шаблонности и потере интереса к изобразительному искусству. Нетрадиционные техники, напротив, позволяют преодолеть страх перед ошибкой, экспериментировать с материалами и формами, развивать воображение и нестандартное мышление.

Цель самообразования:

углубление знаний о нетрадиционных техниках рисования и разработка методических рекомендаций по их применению в работе с детьми начальных классов для развития их творческих способностей и интереса к изобразительному искусству.

Задачи:

Изучить теоретические основы применения нетрадиционных техник рисования в начальной школе.

Ознакомиться с различными видами нетрадиционных техник рисования и их особенностями.

Разработать практические рекомендации по применению нетрадиционных техник рисования в работе с детьми начальных классов, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Создать сборник конспектов занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.

Провести мониторинг эффективности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей.

Ожидаемые результаты:

повышение уровня профессиональной компетентности в области применения нетрадиционных техник рисования, разработка методических материалов для работы с детьми, повышение интереса и развитие творческих способностей учащихся.



Перспективный план по самообразованию.

п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

«Окраска воды»

Освоение цветовой гаммы

Развивать воображение, наблюдательность, цветовосприятие. Учить получать различные оттенки красного цвета. Воспитывать активность, инициативность.

Баночки с водой, красная гуашь, листвы белой бумаги А4, салфетки бумажные .

2

«Поляна с цветами»

Рисование мятой бумагой

Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Лист бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

3

«Осенние листочки»

Набрызг, отпечаток листьев.

Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях. Познакомить с техникой «набрызг».

Лист черного цвета, гуашь, трафареты, зубная щетка, принадлежности по рисованию.

4

«Золотая волшебница осень»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

ОКТЯБРЬ

1

«Осенняя пора (пейзаж, отражение в озере)»

Монотипия

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Познакомить детей с симметрией, на примере отражение в озере, реке (отпечаток).

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет.  Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе.

Листы бумаги, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки, музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года (Осень)», компьютер, проектор, картины с репродукциями художников, презентация  нетрадиционная техника рисования - «монотипия».

2

«Гроздь рябины»

Рисование ватными палочками

(Пуантилизм)

Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке.

Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка.

3

«В грустном осеннем лесу»

Сжатая мокрая бумага

Продолжить знакомить с нетрадиционным изобразительным средством – мятой бумагой. Развивать способность видеть и изображать состояние, подбирать холодные оттенки.

Тонированная бумага, вода, гаушь, комочки мятой бумаги.

4

«Домик»

Печатание

Развивать координацию движения рук, мелкую моторику. Закреплять умение получать изображение печатанием.

Кубики, кирпичики, гуашь, кусочки поролона, баночки с водой, салфетки.

НОЯБРЬ

1

«Волшебные кляксы»

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2

«Однажды в осеннем лесу»

Печать по трафарету поролоном

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона.  Развивать творчество и фантазию у детей.  Учить правильно, располагать детали композиции.

Оранжевая или желтая цветная бумага, трафареты волка и лисы, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, коричневая, зелёная, оранжевая, серая).

3

«Укрась рукавицу»

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатание, закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок на всю поверхность.

Листы бумаги с изображением рукавички, пробки, гуашь.

4

«Пейзаж»

Натюрморт

Развивать интерес к рисованию, положительные эмоции, цвето- и формовосприятие.

Белая бумага, силуэты(дом, звезды, дерево), зубная щетка, расческа, гуашь разного цвета, салфетки, баночки с водой.

ДЕКАБРЬ

1

«Зимняя сказка»

Граттаж

Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления.  Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника.

Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме «Зима».

2

«Новогодняя ночь»

Набрызг

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей.  Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. 

Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш.

3

«Узоры на окнах»

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение, желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка, салфетки, баночки с водой.

4

«Дед Мороз»

Аппликация из ваты

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Рисунок с изображением Деда Мороза на цветном картоне, комочки ваты, клей.

ЯНВАРЬ

1

«Новогодняя ёлочка»

Пластилинография

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение.

Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон.

2

«Новогоднее волшебство»

Рисование цветными мыльными пузырями

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

(цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

3

«Снеговик»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Развивать чувство композиции.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей.

ФЕВРАЛЬ

1

«Зимний пейзаж»

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа.

Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2

«С Днем Защитника Отечества»

Цветной

граттаж

Развивать творческое воображение.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж.

Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Учить оценивать качество работ своих товарищей.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

3

«Подарок папе и дедушке»

Разные

Вызвать желание порадовать пап и дедушек

Необходимый материал

4

«Салют»

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепить навыки рисования акварелью или гуашью, учить рисовать салят с помощью воскового мелка.

Акварель, гуашь, картон, восковые мелки.

МАРТ

1

«Подарок для мамы»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2

«Весна»

Монотипия

Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

3

«Облака»

Рисование по сырому фону

Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность. Закрепить умение рисовать по сырому.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон, салфетки, баночки с водой.

4

«Ледоход»

Метод старения

Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

Клей, бумага, кисть, гуашь, салфетки, баночки с водой.

АПРЕЛЬ

1

«Космос»

«Печать поролоном по трафарету; набрызг»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Трафареты и принадлежности для рисования.

2

«Пасхальное яйцо»

Аппликация из салфеток

Учить методу торцевания.

Салфетки, основа яйца из пластилина, стержень.

3

«Подводный мир»

Рисование цветными мыльными пузырями

Закреплять работу с детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

(цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

4

«Грибная полянка»

Техника акватуши

Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность, желание создавать интересные рисунки.

Гуашь, черная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой.

МАЙ

1

«Праздничный салют»

Граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Создавать композицию рисунка, располагая внизу - дома, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

2

«Букет к 9 Мая»

Пластилинография

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин.

3

«Одуванчики в траве»

Рисование мятой бумагой

Закрепление работы с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

4

«Цветочная полянка»

Рисование металлическими крышками от бутылок»

Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Бумага зеленого цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь, салфетки, баночки с водой.











1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации