12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Демура32
Россия, Новосибирская обл., Город Бердск

Развитие творческих способностей дошкольников посредством рисования

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме так как формирование творческой личности – это одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, решение которой начинается уже в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: творческие способности, рисование, дошкольники.

Актуальность темы обусловлена тем что, формирование творческой личности – это одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, решение которой начинается уже в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду – это рисование, поскольку оно является одним из важнейших способов познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Кроме того рисование связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка, а занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Рисование, как вид изобразительной деятельности, имеет своим основным назначением образное отражение действительности и является одним из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста.

Т.С. Комарова в своих исследованиях указывала: «Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук» [4, с. 81]. Это приводит нас к мысли о том, что рисование в дошкольном возрасте имеет крайне важное значение и для бедующих успехов ребенка в школе.

Проблема развития детского творчества на сегодня является одной из наиболее актуальных в теоретическом и практическом отношениях, так как речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

Вопросами влияния изобразительной деятельности и рисования в дошкольном возрасте занимались такие авторы, как: Григорьева Г.Г., Сокольникова Н.М., Швайко Г.С., Лихачев Б.Т, Сухомлинский В.А. и другие.

Рисование представляет собой вид изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности.

Рисование как вид изодеятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. На занятиях по рисованию происходит развитие творческих способностей детей, также они усваивают названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений и явлений при исследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связанной речи и личностное развитие ребенка.

Рисование делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования.

Содержанием сюжетного рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Основная цель в сюжетном рисовании - сформировать у ребенка умение передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Декоративное рисование узоров и орнаментов, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного, в процессе такого рисования ребенок учится пользоваться цветом, а также наносить симметричные фрагменты.

В процессе изобразительной деятельности, детей знакомят с жанрами живописи, обучают изображать портрет, натюрморт и пейзаж.

Среди методов обучения рисованию нами используется такие как рисование с натуры, показ репродукции картин, образца, показ воспитателем приемов изображения, беседа, игровые методы обучения.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы [1, с. 221].

Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, украшение и т.д. В процессе этой работы дети овладевают умением рисовать круги.

Выбор тех или иных методов и приемов зависит: он содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;

от возраста детей и их развития;

от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.

Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.

Таким образом, особенности развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возрста, является единая позиция педагогов и взаимодействие между ними в понимании перспектив развития ребенка, так же создание предметно-пространственной среды, которая способствовала бы реализации дошкольниками своей потенциально творческой активности в различных видах деятельности, в том числе и изобразительной.

В заключении хотелось бы отметить, что благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.


Список использованной литературы

Кабанская И.А. Рисование с детьми дошкольного возраста: планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2018 с.119

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2015 с.411

Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2018 с. 276

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. – М., 2016 с. 268




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.