Конспект урока астрономии в 11 классе «Планеты Солнечной системы в произведениях поэтов и великих художников»
Организационная информация |
|||
Тема урока |
Планеты Солнечной системы в произведениях поэтов и великих художников |
||
Предмет |
астрономия |
||
Класс |
11 класс |
||
Автор урока |
Хидиятулина Зилия Абдулхаевна, учитель физики и астрономии |
||
Образоват. учреждение |
МОУ Аргаяшская СОШ №2 |
||
Республика/поселение |
Аргаяшский район Челябинской области |
||
Методическая информация |
|||
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний - учебная конференция. |
||
Цели урока |
Доминирующая цель: выявление главного и установление связей в изучаемом и изученном раньше материале. |
||
Задачи урока |
Образовательные задачи урока: Продолжить формирование понятий - состав Солнечной системы, планеты земной группы, планеты-гиганты, закономерности в Солнечной системе; Организовать деятельность учащихся по осмыслению знаний в области античной художественной культуры; содействовать осмыслению учащимися сюжетов мифов; Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры; Воспитательные задачи урока: Привлечь внимание к эстетическим аспектам астрономии: наблюдение величественной красоты звездного неба; сделать акцент на простоту и красоту гелиоцентрической системы мира; Знакомя с красотой и стройностью Солнечной системы показать разнообразие природы, входящих в нее планет и спутников; Показать отражение древних мифов в картинах великих художников; Способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, бережно относящуюся к памятникам культуры. Содействовать формированию таких мировоззренческих идей, как причинно-следственные связи (на примере условий от которых зависят температурный режим и характер смены времен года на планетах), познаваемость мира и его закономерности. Задачи развития: Создать условия для развития эмоционально чувственной сферы, познавательного интереса, образного мышления и зрительной памяти. Развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике. Развивать умение анализировать, обобщать процессы, происходящие в культуре в соответствии с исторической эпохой. Формирование навыков самостоятельной работы по обобщению, конструированию, структурирования предлагаемого учебного материала, отбора необходимых сведений для учебного сообщения. |
||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
Делать сравнительный анализ следующих характеристик планет: средних гелиоцентрических расстояний, размеров, масс, температур, химического состава атмосфер, спутников и колец, магнитных полей, продолжительности года и суток, рельефа поверхности; Определять различия двух групп планет. Объяснять особенности смены сезонов на разных планетах; Объяснять связь наличия атмосферы с температурой и массой планет; Объяснять причины формирования рельефа; Выделять главное в изучаемом материале; Устанавливать связей между отдельными вопросами изучаемого материала: Выделять содержательно-логические связи между различными видами знаний; Раскрывать значимости изучаемого материала по астрономии с другими дисциплинами; |
||
Оборудование,материалы |
Персональный компьютер, проектор. |
||
Подробный конспект урока |
|||
Мотивация учащихся |
В известных физикам лекциях Р.Фейнмана есть такие слова: «Поэты утверждают, что наука лишает звезды красоты, для нее мол, звезды - просто газовые шары. Ничего не «просто». Я тоже любуюсь звездами и чувствую их красоту. Но кто из нас видит больше? Обширность небес превосходит мое воображение. Затерянный в этой карусели, мой маленький глаз способен видеть свет, которому миллионы лет. Безбрежное зрелище Вселенной, и я сам- часть ее. Быть может, вещество моего тела извергнуто какой-нибудь забытою звездой, такой же, как вон та, чей взрыв я вижу сейчас. Или я смотрю на звезды гигантским оком Паломарского телескопа, вижу, как они устремляются во все стороны от этой точки, где, быть может, они некогда обитали бок о бок. Что за картина и каков ее смысл?.. Правда, более поразительна, нежели то, что было нарисовано воображением художников прошлого! Почему же нынешние поэты не говорят об этом? Что за народ эти лирики, если они способны говорить о Юпитере только как о человеке, и молчат, если это огромный вращающийся шар? » |
||
Ход и содержание урока |
А сегодня мы приступаем к изучению самих небесных тел. Мы уже знаем, что существует определенная иерархия в строении Вселенной. Поэтому и изучать эти объекты мы будем в определенной последовательности: начнем с изучения природы небесных тел, движущихся вокруг Солнца, затем рассмотрим Солнце и другие звезды, и только после этого перейдем к рассмотрению галактик и строения Вселенной в целом. Конечно, нас, как жителей Земли, прежде всего, интересуют ее космические окрестности, а именно планеты Солнечной системы. По своим физическим характеристикам планеты делятся на две группы — планеты земной группы и планеты-гиганты. Сравнение природы Земли с природой других планет позволит нам выявить общность физических свойств этих небесных тел и их индивидуальные особенности. И изучение других планет поможет нам лучше понять особенности эволюции нашей планеты и те процессы, которые происходят на ней сейчас. Параллельно мы рассмотрим еще один вопрос — почему планеты Солнечной системы так названы? Может, их первооткрыватель хотел вложить в название планеты какую-то мысль, называя Марс Марсом, а Юпитер — Юпитером? Поэтому мы будем искать сходства между характером мифологического героя, именем которого планета названа, и отдельными свойствами этой планеты. На уроке мы познакомимся работами художников Эпохи Возрождения. Новый взгляд художников эпохи Возрождения ярко проявился в стремлении приблизиться к античным шедеврам, покоряют работы художников интересом к мифологическим сюжетам. В их картинах получают новую жизнь забытые формы и методы творчества. Итак, тема сегодняшнего урока — “Планеты Солнечной системы в произведениях великих художников”. Поэты(П): “Меркурий — один из древнейших богов Греции. С быстротой мысли переносится этот посланник богов с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом в руках. Меркурий также — бог торговли, покровительствует путни-кам при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь — в печальное подземное царство. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон”
На сандалиях крылатых
И в безудержном стремленье Художники (Х): Меркурий в картинах Рубенса и Йорданса Якоба.
Астрономы (А): Физические характеристики планеты Меркурий Х: “Венера, дочь Урана, родилась из белоснежной пены морских волн. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, Венера — олицетворение божест-венной красоты и неувядаемой юности”. На вашем экране вы видите картину “Рождение Венеры” итальянского художника 15 века Сандро Боттичелли .Самая прекрасная и самая близкая из планет – Венера – тысячелетия приковывает взгляды человека к себе. Сколько блестящих стихотворений породила Венера! Недаром она носит имя богини любви.
П: Но, незрелая планета, Ты сама не видишь Солнца: Ты живешь в тумане банном, В ватном панцире паров; …………………………… А: Физические характеристики планеты Венера. П: “Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бес-смертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Гея породила беспредельное голубое Небо — Уран, и рас-кинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море» Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо... Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету! Поэтому нашу Землю называют колыбелью человечества. А: Особенности планеты Земли. П: “Марс — бог войны, несущий гибель и разрушение. Сердце сви-репого Марса радуют только жестокие битвы. Неистовый, носится он среди грохота оружия, криков и стонов битвы, в сверкающем вооружении, с громадным щитом. Торжествует Марс, когда сразит воина своим ужасным мечом и хлынет на землю горячая кровь. А следом за ним несутся его сыновья, Фобос и Деймос – т.е. “страх” и “ужас”. Планету Марс в древности назвали в честь бога войны за свой кроваво-красный цвет, который сразу же бросается в глаза и еще более заметен при наблюдениях в телескоп.
Активности взрыв,
Пылает костер А: Физические характеристики Марса. Юпитер и его спутники П: Тысячи лет назад названный в честь царя римских богов, господ-ствует он и среди девяти планет нашей Солнечной системы, сопер-ничая с Солнцем в своем великолепии.
Далеко за Марсом А: Физические характеристики Юпитера.. Особенности спутника Ио. Назван спутник в честь возлюбленной Зевса из древнегреческого мифа, которую ревнивая Гера превратила в корову. Особенности спутника Европа. Х: «У царя олимпийцев было много женщин. Очередная из них – царевна Европа, сцену похищения которой Зевсом-быком вы не раз могли видеть в музеях. В честь нее Галилей и назвал очередной открытый им спутник. Эту красивую сказку в своих картинах запечатлели великие художники.
Валентин Серов «Похищение Европы»
Похищение Европы. Николас Берхнем Петерс, Эрмитаж
Claude Lorrain Похищение Европы
Гвидо Рении «Похищение Европы»
Симон Вуэ, Похищение Европы
Тициан «Похищение Европы» А: Любимец Юпитера-Г анимед Самый большой спутник в системе Юпитера и вообще в Солнечной системе назвали в честь Ганимеда – сына троянского царя, похищенного Зевсом на Олимп, где он стал разносить богам нектар.
Похищение Ганимеда (Корреджо) Особенности спутника Каллисто. Назван спутник в честь превращенной в медведицу нимфы Каллисто.
Ф. Буше «Юпитер и Каллисто». Планета бурь - Сатурн
П:О Кронос, пожирающий детей!
Ты родом нашим правил горделиво — Среди космической холодной пыли Планеты смерти скорбное лицо Скрывает концентрации кольцо. А: Особенности планеты Сатурн Голубой шар-Уран
П: Когда о Земле говорят, что она голубая, это ласковое пре-увеличение. По-настоящему голубой планетой оказался далекий Уран! Уран – старинное греческое божество Неба, самый ранний высший бог, который был отцом Крона (Сатурна), циклопов и Тита-нов (предшественников Олимпийских богов). А: Особенности планеты Уран. Планета, открытая на кончике пера (Нептун) П: В римской мифологии Нептун (греч. Посейдон) – бог моря
Эскиз Нептуна Светлана Киселева
Ровное дыханье океана
Пену набежавшего волненья -
Музыка пространства, звон вибраций, А: Особенности Нептуна В царстве Аида (Плутон)А: Плуто́н . Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Плутон – бог подземного царства в античной мифологии. Масса была определена совсем недавно, после открытия в 1978 году спутника –Харона. (Он был назван в честь легендарного перевозчика душ умерших в подземное царство Аида).
П: В ядре души заря горит, Учитель: Итак, мы видим, что, по всей видимости, названия планетам были даны не случайно. Получается, что наука и мифология — это два взаимодополняющих друг друга способа изучения окружающего мира. Мифология возникла раньше науки, и она в свое время играла роль своеобразного предка науки. И, изучая мифологию, можно многое узнать о тех временах, когда эти мифы были созданы. А нам осталось обсудить вопрос: может ли быть жизнь на какой-либо планете, кроме Земли? (анализ таблиц) |
||
Проверка и оценивание ЗУН |
Во время выступлений данные по планетам учащиеся записывают в таблицу. Планеты Солнечной системы.
|
||
Рефлексия деятельности на уроке |
Совместно с учащимися формулируются следующие выводы. 1. По физическим условиям все планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты. Сравнительная характеристика планет земной группы и планет-гигантов. 2. Зная такие характеристики планет можно определить: сидерический период обращения планеты, продолжительность года на различных планетах; особенности смены сезонов года; наличие климатических поясов; продолжительность синодических суток; вид звездного неба; ускорение свободного падения; среднюю температуру; существование атмосферы. 3. Почему Вселенная издавна была эталоном эстетических категорий, как «красота», «прекрасное», «гармония», «симметрия»? 4. Как вы понимаете слова А.Пуанкаре: «Астрономия полезна потому, что она возвышает нас над нами самими; она полезна потому, что она величественна; она полезна потому что, она прекрасна. Именно она являет нам, как ничтожен человек телом и как велик он духом, ибо ум его в состоянии объять сияющие бездны, где его тело является лишь темной точкой, в состоянии насладиться их безмолвной гармонией. Так мы приходим к сознанию своей мощи, и это сознание много стоит, потому что делает нас сильнее». |
||
Домашнее задание |
П.14-15 по учебнику Левитан Е.П. Астрономия: учеб.для 11кл. общеобразоват.учреждений.-М.: Просвещение,2006. |
||
Дополнительная необходимая информация |
Конференция рассчитана на 2 часа. Подготовительная работа к конференции 2 недели. Стихи о планетах подобраны учащимися, но варианты могут разные (собственного сочинения, других авторов). Картины подобраны учащимися, возможны и использование других. |
||
В помощь учителю |
|||
Использованные источники и литература (если имеются) |
1. Дубкова С.И. Сказки звездного неба,- Издат. «Белый город», 2004. 2. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции М.: ООО «Книги «Искателя». 2006 г. 3. Левитан Е.П. Астрономия: учеб.для 11кл. общеобразоват.учреждений.-М.: Просвещение,2006. 4. Электронный учебник «Открытая астрономия», под.ред Е.П. Левитана,2004 |
||
|
|||
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
Следующий урок посвящен изучению малых планет (астероидов) Солнечной системы. Логический переход к изучению закономерностей в Солнечной системе, сравнение больших планет и малых; ответ на вопрос, почему малые планеты именно так называются; Плутон – планета или астероид и т.д. |
||
Другое |
Данный проект представлен как готовый продукт деятельности учителя и учащихся. |