Урок «Законы движения планет Солнечной системы» (Астрономия, 11 класс)
Название методической разработки: Урок «Законы движения планет Солнечной системы».
Автор разработки: Трубеко Фаина Ивановна, МБОУ «Лицей №1», г. Лысьва, Пермский край.
Общая часть |
||||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
||||||||
астрономия |
11 |
Законы движения планет Солнечной системы |
||||||||
Используемый учебник |
||||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
||||||||
Астрономия |
11 |
Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут |
||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений, воспроизводить определения терминов и понятий («эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»); формулировать законы Кеплера |
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами |
целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность, мотивированность на изучение нового. |
||||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
|||||||||
Модель «Солнечная система» |
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, анимация «Законы Кеплера», презентация «Законы Кеплера» (содержит все об эллипсе, характерные точки таблицы и задания к уроку) |
|||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||
Этап урока |
Образовательные задачи (планируемые результаты) |
Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
|||||
Организационный этап |
Подготовка учащихся к работе на занятии создать благоприятный психологический климат. |
Приветствие учителя и эмоциональный настрой к работе; |
Учащиеся настраиваются на урок. |
0,5 |
||||||
Мотивационно-целевой этап |
Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний |
Учитель задаёт вопросы: опишите движение планет на данной модели. Если планеты движутся по окружности, то как вы объясните, почему Плутон периодически подходит к Солнцу ближе, чем Нептун? В последний раз это произошло в 1979 году и продолжалось до 1999 года. В течение этого периода, Нептун был самой отдаленной планетой от Солнца. прокомментируйте высказывание Иоганна Кеплера: «Моё первое заблуждение было то, что орбита планеты есть совершенный круг, — вредное мнение, которое тем больше отняло у меня времени, что оно поддерживалось авторитетом всех философов». Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока |
Ученики наблюдают за вращением планет на модели и отвечают на вопросы. планеты движутся равномерно по окружности. с разными скоростями. Ученики предполагают. что возможно орбита планеты не круг.
Ученики высказывают свою точку зрения. Формулируют тему и совместно с учителем цели урока. |
5 |
||||||
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний |
Презентация: Рисунки овала, окружности и эллипса на доске. |
Учитель: Кеплер в своем первом законе говорит об эллипсе. Сравните и опишите особенности окружности, овала и эллипса. Рассказ учителя об эллипсе – основные точки и линии, отличие эллипса от окружности характеризуется величиной его эксцентриситета: e = с/а, сумма расстояний от каждой точки которой до двух точек F1 и F2 равна постоянной величине. Формулировка 1 закона Кеплера: Каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Характерные точки для планеты – афелий и перигелий. Учитель демонстрирует на анимации второй закон Кеплера. Вопросы: - сравните скорости движения планет на различных участках орбиты. - выберите два участка на рисунке и попробуйте сформулировать закономерность движения планеты. Формулировка 2 закона Кеплера: радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади. Учитель: перед вами таблица с характеристиками планет (см. под технологической картой ниже). заполните используя приведенную таблицу для отдельно выбранных планет (класс разбивается на группы и каждая группа получают пару планет и заполняют таблицу), затем на основании результатов
учитель сформулирует 3 закон Ньютона используя анимацию «Законы Кеплера». |
Ученики высказывают свою точку зрения, но при этом затрудняются развести понятия овал и эллипс.
Ученики записывают в тетрадь основные точки и линии эллипса и свойства.
Ученики работают в тетрадях.
Ученики на основании анимации ищут ответы на вопросы.
Ученики делают зарисовку в тетрадь и записывают закон.
ученики рассчитывают отношения и заполняют на доске сводную таблицу, а затем, сравнивая отношение квадратов периодов и кубов больших полуосей планет, делают вывод.
|
25 |
|||||
Первичная проверка понимания нового материала |
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала на репродуктивном уровне, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция в атмосфере взаимопонимания и успеха |
Задачи на соответствие: На доске в одном столбике новые понятия, а в другом – их определения. Расставить на интерактивной доске точки и понятия правильно на эллипсе. |
Учитель предлагает учащимся решить задачи на соответствие и задачу на понимание новых понятий. |
Ученики выполняют задание и проговаривают ответы. |
||||||
Закрепление новых знаний и способов действий |
Закрепление новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации |
Задачи выводятся на экран интерактивной доски. |
Решение задач: Звездный период обращения Юпитера вокруг Солнца составляет 12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца? Сравнить полученный результат с табличным значением. Отношение квадратов периодов обращения двух планет равно 8. Чему равно отношение больших полуосей этих планет? |
Ученики у доски и в тетради решают задачу. |
10 |
|||||
Подведение итогов занятия |
Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы |
На доске вопросы: каково значение законов Кеплера? как вы понимаете высказывание Кеплера. |
Учитель просит объяснить значение законов Кеплера и его высказывание «Только Марс предоставляет нам возможность проникнуть в тайны астрономии, которые иначе оставались бы навсегда скрытыми от нас». Почему именно Марсу выпала такая важная роль? |
Учащиеся высказывают свою точку зрения. |
3 |
|||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей |
Объяснение по учебнику |
Учитель объясняет домашнее задание и записывает на доске: § 12, упр. 10 (1,2), разобрать пример из параграфа в тетради. |
Записывают домашнее задание в дневниках. |
1.5 |
Литература
1. Анимации «Законы Кеплера»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2e8cdab-ec9a-4316-8605-caaa3cfba686/9_172.swf
2..Воронцов-Вельяминов Б.А, Страут Е.К., Астрономия «Дрофа», 2017 г.
3. Гусев Е. Б., Сурдин В. Г. Расширяя границы Вселенной: история астрономии в задачах. — М.: МЦНМО, 2003.
4. Характеристики планет Солнечной системы http://shvedun.ru/hpss.htm
таблица 1.
таблица 2.
Планеты |
Т1/Т2 |
а1/а2 |
Т21/ Т22 |
а 31/а3 2 |