Урок «Законы движения планет Солнечной системы» (Астрономия, 11 класс)

3
0
Материал опубликован 6 November 2017 в группе
 

Название методической разработки: Урок «Законы движения планет Солнечной системы».

Автор разработки: Трубеко Фаина Ивановна, МБОУ «Лицей №1», г. Лысьва, Пермский край.

Общая часть

 

Предмет

Класс

Тема урока

 

астрономия

11

Законы движения планет Солнечной системы

 

Используемый учебник

 

Название

Класс

Авторы

 

Астрономия

11

Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут

 

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений, воспроизводить определения терминов и понятий («эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»); формулировать законы Кеплера

умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами

целенаправленно организовывать

собственную познавательную деятельность, мотивированность на изучение нового.

 

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

 

Модель «Солнечная система»

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, анимация «Законы Кеплера», презентация «Законы Кеплера» (содержит все об эллипсе, характерные точки таблицы и задания к уроку)

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на занятии создать благоприятный психологический климат.

 

Приветствие учителя и эмоциональный настрой к работе;

Учащиеся настраиваются на урок.

0,5

Мотивационно-целевой этап

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний

Учитель задаёт вопросы:

опишите движение планет на данной модели.

Если планеты движутся по окружности, то как вы объясните, почему Плутон периодически подходит к Солнцу ближе, чем Нептун? В последний раз это произошло в 1979 году и продолжалось до 1999 года. В течение этого периода, Нептун был самой отдаленной планетой от Солнца.

прокомментируйте высказывание Иоганна Кеплера: «Моё первое заблуждение было то, что орбита планеты есть совершенный круг, — вредное мнение, которое тем больше отняло у меня времени, что оно поддерживалось авторитетом всех философов».

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока

Ученики наблюдают за вращением планет на модели и отвечают на вопросы.

планеты движутся равномерно по окружности. с разными скоростями.

Ученики предполагают. что возможно орбита планеты не круг.


 


 

Ученики высказывают свою точку зрения.

Формулируют тему и совместно с учителем цели урока.

5

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний

Презентация:

Рисунки овала, окружности и эллипса на доске.

Учитель:

Кеплер в своем первом законе говорит об эллипсе. Сравните и опишите особенности окружности, овала и эллипса.

Рассказ учителя об эллипсе – основные точки и линии, отличие эллипса от окружности характеризуется величиной его эксцентриситета: e = с/а, сумма расстояний от каждой точки которой до двух точек F1 и F2 равна постоянной величине.

Формулировка 1 закона Кеплера: Каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Характерные точки для планеты – афелий и перигелий.

Учитель демонстрирует на анимации второй закон Кеплера. Вопросы:

- сравните скорости движения планет на различных участках орбиты.

- выберите два участка на рисунке и попробуйте сформулировать закономерность движения планеты.

Формулировка 2 закона Кеплера: радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.

Учитель: перед вами таблица с характеристиками планет (см. под технологической картой ниже). заполните используя приведенную таблицу для отдельно выбранных планет (класс разбивается на группы и каждая группа получают пару планет и заполняют таблицу), затем на основании результатов


 

учитель сформулирует 3 закон Ньютона используя анимацию «Законы Кеплера».

Ученики высказывают свою точку зрения, но при этом затрудняются развести понятия овал и эллипс.


 

Ученики записывают в тетрадь основные точки и линии эллипса и свойства.


 


 

Ученики работают в тетрадях.


 


 


 


 


 

Ученики на основании анимации ищут ответы на вопросы.


 


 


 


 

Ученики делают зарисовку в тетрадь и записывают закон.


 

ученики рассчитывают отношения и заполняют на доске сводную таблицу, а затем, сравнивая отношение квадратов периодов и кубов больших полуосей планет, делают вывод.


 

25

Первичная проверка понимания нового материала

Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала на репродуктивном уровне, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция в атмосфере взаимопонимания и успеха

Задачи на соответствие:

На доске в одном столбике новые понятия, а в другом – их определения.

Расставить на интерактивной доске точки и понятия правильно на эллипсе.

Учитель предлагает учащимся решить задачи на соответствие и задачу на понимание новых понятий.

Ученики выполняют задание и проговаривают ответы.

 

Закрепление новых знаний и способов действий

Закрепление новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации

Задачи выводятся на экран интерактивной доски.

Решение задач:

Звездный период обращения Юпитера вокруг Солнца составляет 12 лет. Каково среднее расстояние от Юпитера до Солнца? Сравнить полученный результат с табличным значением.

Отношение квадратов периодов обращения двух планет равно 8. Чему равно отношение больших полуосей этих планет?

Ученики у доски и в тетради решают задачу.

10

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы

На доске вопросы:

каково значение законов Кеплера?

как вы понимаете высказывание Кеплера.

Учитель просит объяснить значение законов Кеплера и его высказывание «Только Марс предоставляет нам возможность проникнуть в тайны астрономии, которые иначе оставались бы навсегда скрытыми от нас». Почему именно Марсу выпала такая важная роль?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

3

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Объяснение по учебнику

Учитель объясняет домашнее задание и записывает на доске:

§ 12, упр. 10 (1,2), разобрать пример из параграфа в тетради.

Записывают домашнее задание в дневниках.

1.5

Литература

1. Анимации «Законы Кеплера»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e2e8cdab-ec9a-4316-8605-caaa3cfba686/9_172.swf

2..Воронцов-Вельяминов Б.А, Страут Е.К., Астрономия «Дрофа», 2017 г.

3. Гусев Е. Б., Сурдин В. Г. Расширяя границы Вселенной: история астрономии в задачах. — М.: МЦНМО, 2003.

4. Характеристики планет Солнечной системы http://shvedun.ru/hpss.htm

таблица 1.

таблица 2.

Планеты

Т12

а12

Т21/ Т22

а 313 2

         
         
         
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.