Ранняя весна. Весна в произведениях поэтов и художников

5
0
Материал опубликован 28 January 2016

Тема: Ранняя весна. Весна в произведениях поэтов и художников.

Цель: активизировать и расширить словарь детей по теме.

Задачи.

Образовательные:

-  расширять и углублять словарь детей по данной теме;

-  познакомить детей с произведениями поэтов и художников о весне.

Коррекционно-развивающие:

-  закрепить умение образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-  уточнить представления детей о временах года, названиях весенних месяцев, основных признаках весны;

-  учить подбирать действия и признаки к существительным;

-   развивать мышление;

-  развивать память;

- развивать внимание;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

-  воспитывать умение замечать и ценить красоту природы.

Оборудование: доска; картинно-графический план «Основные признаки весны»; репродукции картин: Саврасов А.К. «Грачи прилетели», Левитан И.И. «Март».

 

Ход занятия.

I. Организационный момент   (1-2 мин.)

- Сядет тот, кто повторит ряд слов: греет, светит, тает;   капает, журчит, набухает;   деревья, почки, листочки;   теплый, яркий, солнечный;   ручей, дождь, капель;  распускается, бежит, плывут;   сосулька, вода, лужа.

II. Основная часть   (20 мин.)

1. Введение в тему.

- Как вы думаете, к какому времени года можно отнести слова, которые вы повторяли? – А какое сейчас время года? – После какого времени года наступает весна? – Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

2. Работа по картинно-графическому плану.

Логопед вывешивает план и дети сравнивают признаки весны и зимы по пунктам.

§         Солнце (Весной солнце чаще появляется, ярко светит, греет.)

§         Небо (Весной небо голубое, высокое, чистое. Облака легкие, белые.)

§         День и ночь (весной день становится длиннее ночи)

§         Деревья и трава (весной деревья оживают, просыпаются. Почки начинают набухать) – показать ладошками.    


Выбрались из почек

Первые листочки

Радуются солнцу,

Не поймут со сна:

- Неужели это...

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

               Но уже весна!(В. Данько)


§         Первые цветы.


Прибежал подснежник

В мартовский лесок,

Заглянул подснежник

В чистый ручеек.

И, себя увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».

(Л. Кудрявская)

 

Март. Еще стоят морозы,

Но весна не за горами.

Я пушистую мимозу

Подарил сегодня маме.

(В. Нищев)

 

 

Сиянье, плеск и щебет во дворе...

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь – как нежны

Доверчивые первенцы весны!

(Е. Благинина)


§         Снег тает – появляются проталины, бегут ручейки.

§         На крышах появляются сосульки, днем с них капает вода. – Как называется это явление в природе? – капель (показать пальчиками)

§         Ледоход

§         Что происходит с птицами, животными? (Возвращаются перелетные птицы: грачи, скворцы; просыпаются звери, выводят детенышей)

Рассматривать картину  Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и читать стихотворение К. Быкова «Грачиная деревня».


Весною на деревьях

Построена деревня.

Как ветер начинается –

Деревья все качаются.

Качаются деревья,

А с ними вся деревня.


- Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (ранняя весна)

3. Ребята, а вы знаете, что ранней весне посвящено очень много стихотворений. Послушайте одно из них. Его написал поэт Алферов, называется «Март».


Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна...

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна.


Логопед читает детям стихотворение, а затем предлагает вспомнить, какие признаки весны упоминаются в этом стихотворении. Затем дети рассматривают картину Левитана И.И. «Март», называют признаки весны, которые видят на картине и сравнивают эти два произведения.

4. Физкультминутка.


На лужайке поутру

Дети становятся в круг

Мы затеяли игру.

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок.

 

Раз, два, три, четыре –

расходятся

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

бегают

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять

Снова становятся в круг

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи.

Мы резвы и горячи.


   5. Загадки.

Детям предлагается отгадать загадки и сказать отгадку: большой – маленький.


Белое одеяло

Всю землю одевало.

Весной солнце припекло.

Одеяло потекло.   (Снег-снежок)

 

Домой прилетают,

Гнезда свивают,

Песни распевают,

Лето поджидают. (птицы-птички)

 

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (почки)

      

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала – опять побежала. (река-речка)

 

К маме-речке бегу

И молчать не могу

Я ее сын родной.

А родился я весной. (ручей-ручеёк)

 

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (сосулька)

 

Первым вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник)


6. Игра «Что лишнее?»

Логопед читает ряд слов, дети называют какое слово лишнее и почему.

Март, апрель, май, весна.

Капель, сосулька, листопад, проталина.

Журчит, бежит, капает, распускается.

III. Итог занятия   (1-2 мин.)   

- Что мы сегодня узнали?
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей