Занятие «Ранняя весна. Весна в произведениях поэтов и художников»
Тема: Ранняя весна. Весна в произведениях поэтов и художников.
Цель: активизировать и расширить словарь детей по теме.
Задачи.
Образовательные:
- расширять и углублять словарь детей по данной теме;
- познакомить детей с произведениями поэтов и художников о весне.
Коррекционно-развивающие:
- закрепить умение образовывать и употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- уточнить представления детей о временах года, названиях весенних месяцев, основных признаках весны;
- учить подбирать действия и признаки к существительным;
- развивать мышление;
- развивать память;
- развивать внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать умение замечать и ценить красоту природы.
Оборудование: доска; картинно-графический план «Основные признаки весны»; репродукции картин: Саврасов А.К. «Грачи прилетели», Левитан И.И. «Март».
Ход занятия.
I. Организационный момент (1-2 мин.)
- Сядет тот, кто повторит ряд слов: греет, светит, тает; капает, журчит, набухает; деревья, почки, листочки; теплый, яркий, солнечный; ручей, дождь, капель; распускается, бежит, плывут; сосулька, вода, лужа.
II. Основная часть (20 мин.)
1. Введение в тему.
- Как вы думаете, к какому времени года можно отнести слова, которые вы повторяли? – А какое сейчас время года? – После какого времени года наступает весна? – Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?
2. Работа по картинно-графическому плану.
Логопед вывешивает план и дети сравнивают признаки весны и зимы по пунктам.
§ Солнце (Весной солнце чаще появляется, ярко светит, греет.)
§ Небо (Весной небо голубое, высокое, чистое. Облака легкие, белые.)
§ День и ночь (весной день становится длиннее ночи)
§ Деревья и трава (весной деревья оживают, просыпаются. Почки начинают набухать) – показать ладошками.
Выбрались из почек
Первые листочки
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это...
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже весна!(В. Данько)
§ Первые цветы.
Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: «Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна».
(Л. Кудрявская)
Март. Еще стоят морозы,
Но весна не за горами.
Я пушистую мимозу
Подарил сегодня маме.
(В. Нищев)
Сиянье, плеск и щебет во дворе...
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь – как нежны
Доверчивые первенцы весны!
(Е. Благинина)
§ Снег тает – появляются проталины, бегут ручейки.
§ На крышах появляются сосульки, днем с них капает вода. – Как называется это явление в природе? – капель (показать пальчиками)
§ Ледоход
§ Что происходит с птицами, животными? (Возвращаются перелетные птицы: грачи, скворцы; просыпаются звери, выводят детенышей)
Рассматривать картину Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и читать стихотворение К. Быкова «Грачиная деревня».
Весною на деревьях
Построена деревня.
Как ветер начинается –
Деревья все качаются.
Качаются деревья,
А с ними вся деревня.
- Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (ранняя весна)
3. Ребята, а вы знаете, что ранней весне посвящено очень много стихотворений. Послушайте одно из них. Его написал поэт Алферов, называется «Март».
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна...
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна.
Логопед читает детям стихотворение, а затем предлагает вспомнить, какие признаки весны упоминаются в этом стихотворении. Затем дети рассматривают картину Левитана И.И. «Март», называют признаки весны, которые видят на картине и сравнивают эти два произведения.
4. Физкультминутка.
На лужайке поутру
Дети становятся в круг
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре –
расходятся
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
бегают
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять
Снова становятся в круг
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи.
Мы резвы и горячи.
5. Загадки.
Детям предлагается отгадать загадки и сказать отгадку: большой – маленький.
Белое одеяло
Всю землю одевало.
Весной солнце припекло.
Одеяло потекло. (Снег-снежок)
Домой прилетают,
Гнезда свивают,
Песни распевают,
Лето поджидают. (птицы-птички)
На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (почки)
Летом бежит, зимой спит,
Весна настала – опять побежала. (река-речка)
К маме-речке бегу
И молчать не могу
Я ее сын родной.
А родился я весной. (ручей-ручеёк)
Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (сосулька)
Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (подснежник)
6. Игра «Что лишнее?»
Логопед читает ряд слов, дети называют какое слово лишнее и почему.
Март, апрель, май, весна.
Капель, сосулька, листопад, проталина.
Журчит, бежит, капает, распускается.
III. Итог занятия (1-2 мин.)