План-конспект классного часа «Найди себя и будь собой» (9-11 класс)
Автор: | Фролова Е.Н. , педагог-психолог МБОУ СШ №5 п.Ключи-1, классный руководитель 10 класса. |
Класс: | 9-11 |
Тема: | «Найди себя и будь собой». |
Тип занятия: | Классный час с элементами тренинга. |
Цель: | Формирование способности к самопознанию, саморазвитию и развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей. |
Задачи: | - Раскрыть личностный потенциал; - Помочь подросткам осознать собственную уникальность; - Содействовать формированию позитивного образа «я ». |
Методы | Методы активного социально-псих-ологического обучения (тренинг), дискуссия, беседа, наблюдение, кроссенс технология. |
Формы организации деятельности | Фронтально-коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная. |
План классного часа | Организационный момент – 5мин. Введение в тему, мотивация, актуализация знаний – 5 мин. Изучение нового материала – 10 мин. Практическая работа – 10 мин. Обобщение – 5 мин. Рефлексия - 5мин. |
Оборудование | 1. Компьютер с выходом в интернет; 2.Проектор; 2. Презентация к уроку; 3.Раздаточный материал для индивидуальной работы; |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: основные понятия темы, толерантность, люди с ограниченными возможностью здоровья. Уметь: использовать интернет-ресурсы, и другие источники информации. Метапредметные: Познавательные: формирование умений классифицировать, сравнивать и анализировать, обобщать данные. Регулятивные: развивать умения работать в соответствии с поставленными целями; формировать умения для проявления внеурочной деятельности инициативности и самостоятельности; вносить необходимые коррективы в ходе работы, учитывать характер сделанных ошибок, уметь оценивать свои действия, высказывать своё мнение, делать выводы. Коммуникативные: формирование умения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, уметь вступать в диалог; быть ответственным за результат своих действий, наблюдать за действиями одноклассников, анализировать их деятельность, уметь увидеть неточности и корректировать их. Личностные: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу, формирование устойчивой мотивации. |
Источники: | https://yandex.ru/turbo/blog.wikium.ru/s/deviantnoe-povedenie-vidy-prichiny-i-priznaki.html https://moluch.ru/archive/328/73685/ Заставка: https://fb.ru/misc/i/gallery/116178/3134063.jpg Яндекс-рисунки: https://www.wikihow.com/images/d/d2/Be-a-Better-Person-Step-21-Version-3.jpg https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJxHXKbbk5IlTAFUYkSZnuHt3zqwxQRZLT_gaZJj=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJxERIrCSVnKcnO3FwtyEwA8gqfQrk4jDRTJHBk=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo https://yandex.ru/turbo/blog.wikium.ru/s/deviantnoe-povedenie-vidy-prichiny-i-priznaki.html |
Актуальность: | В современном мире риск возникновения девиаций и аддикций проник практически во все сферы жизнедеятельности, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены дети и подростки, в силу неразвитости у них защитных механизмов личности. Перед современным подростком сегодня стоит актуальный вопрос о готовности и возможности жизнедеятельности в сложных экологических, социальных и психологических условиях, вопрос сохранения психологической безопасности психического развития и эффективного социального функционирования. Профилактическая работа по предупреждению формирования отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков в образовательных организациях подтверждает актуальность и необходимость ее проведения в течение всего учебного года, т.к. школьники испытывают интеллектуальные, эмоциональные и психологические перегрузки в течение всего учебного периода. |
Этапы классного часа/ время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Орг. момент (5 мин.) | Добрый день ребята, прошу вас занять место за нашим круглым столом. (столы и стулья заранее расставляются в круг). Ребята, прежде чем начать классный час, мне хотелось бы напомнить вам о некоторых правилах общего разговора: - Слушайте внимательно, не перебивайте! -Говорить не заставляем, но и не запрещаем! -Не повторяйся в выступлениях! -Критикуя, не обижай! -Говорите точно и только по делу! -Критикуете – предлагайте! (СЛ.2) Ребята, а для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить, вам предстоит отгадать головоломку и сформулировать тему, «кроссенс». А теперь внимание на экран. | - Ученики рассаживаются в круг; - Повторение правил общего разговора; - выполнение упражнения. |
II. Введение в тему, мотивация (5 мин.) | Как видите, кроссенс размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями. (СЛ.3) Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Найди себя и будь собой). Кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. | - Выстраивание ассоциативных связей; - Ответы детей, формулировка темы классного часа. |
III. Изучение нового материала (10 мин.) | Действительно, тема нашего классного часа «Найди себя и будь собой». Эпиграфом нашего классного часа станут слова Уильяма Теккерея: «Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу». (СЛ.4) Как вы понимаете эти слова? Ребята, в жизни человека часто бывают ситуации, когда он должен выбрать для себя, как ему жить в дальнейшем. В подростковом возрасте- это проблема выбора профессии, круга общения, возможностей реализации себя и своих способностей, того, какие перспективы ожидают, и делаете выбор: либо это – здоровье, разум, ощущение радости жизни, либо страдания, боль, бессмысленное существование. К сожалению, жизнь – это не сказка, где добро побеждает зло. Иногда бывает наоборот. И сегодня на классном часе мы будем говорить об этом.
(просмотр видеоролика ) (СЛ.5) Ребята, а как вы понимаете термин «диванное поведение»? Девиантом является человек, который недопустимо себя ведет. Часто подобное поведение требует корректировки. Случаются ситуации, когда человек может навредить окружающим. Подобное отклонение может настигнуть человека любого возраста, но зачастую с таким сталкиваются дети и подростки. Девиантное поведение среди молодежи способствует увлечению различными субкультурами и любви к экстремальному виду спорта. Девиантное поведение характеризуется….А чем, давайте заполним этот кластер вместе, назовите признаки девиантного поведения: (СЛ.6) -зависимостью от алкоголя и наркотиков; -курением; -склонностью к суициду; -стремлением к повреждениям себя; -уходом из дома; -воровством; -использованием матерных слов; -необычным внешним видом. Существует ряд причин, способных приводить детскую и взрослую психику к девиантному поведению: Социальная подразумевает нарушение волевой, нравственной, духовной сферы. Это может быть признаком неправильного воспитания. Часто подростки начинают копировать поведение взрослых, не отдавая себе отчет в правильности данного действия. Психологическая напрямую связана с социальной и характеризуется нарушением восприятия. Биологическая причина относится к заболеваниям органической природы, которые напрямую воздействуют на характер, темперамент и нервную систему. | - Ответы и рассуждения детей. - Просмотр видеоролика. -Ответы детей. - Ответы детей. |
IV. Практическая работа (10 мин.) | Как я уже говорила, в жизни человека часто бывают ситуации, когда он должен выбрать для себя, как ему жить в дальнейшем. «Упражнение кто Я?» (СЛ.7) (Цель: формирование адекватной самооценки, развитие способности лучше понимать себя.) (Прил.№1). Перед вами лежат листы и ручки. Я прошу вас выписать по порядку 10 слов/фраз, которые наиболее полно вас характеризуют. А теперь проранжируйте, пожалуйста, эти характеристики от наиболее важной -1, до наименее важной-10. Сколько характеристик можно отнести к положительным оценкам, сколько к отрицательным и сколько к нейтральным? Выпишите числа утверждений по следующим категориям: -положительные: -отрицательные: - нейтральные: Посмотрите, наиболее значимые характеристики к какой группе относятся? Давайте переместимся в конец класса и займем места в круге. А готовы ли вы теперь выслушать окружающих? (СЛ.8) Упражнение «Говорю, что вижу» (Цель: развитие навыков безоценочного принятия других, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию). Ребята, я сейчас подойду к каждому. Вам нужно вытащить из мешочка два номерка, на листочках разного цвета. Желтый-это ваш номерок, а зеленый- номерок того, кого вам предстоит описать. Ребята, наблюдая за участником, чей номер вам выпал, скажите, что вы видите, НО , нельзя высказывать оценочные суждения и умозаключения. -Скажите, часто ли хотелось дать собственную оценку действий других участников и их качеств? -Было ли сложно удержаться применения оценочных категорий? - Что вы чувствовали, когда говорили о вас? В жизни часто бывает, когда оценка идет впереди человека. Бывает, что, получив негативную информацию о человеке, мы встречаем его негативно. Упражнение «Ассоциации» (Цель: развитие навыков наблюдательности, эмпатии, способности принимать мнение о себе со стороны других людей). Для этого упражнения, нам нужен доброволец. (Когда доброволец найден, попросить его выйти из класса). Теперь, давайте обсудим, кого из участников мы выберем для ассоциаций. (Когда водящий возвращается, ему дается 3 попытки отгадать, кого из участников группа загадала. Ему можно задать 3 вопроса с кем или чем ассоциируется загаданный человек). (Игру можно провести несколько раз) Скажите, тяжело ли было дать характеристику человеку? На сколь ко было трудно отгадать загаданного человека? Мешали ли собственные установки по поводу конкретного человека? Давайте вернемся к своим местам за столом. | - Выполнение индивидуального упражнения; - Рассуждения и ответы детей; - Участие в тренинге; - Рассуждения и ответы детей; . - Участие в тренинге; - Рассуждения и ответы детей; |
V. Обобщение (5-8 мин.) | А закончить наш классный час мне хотелось небольшим упражнением. (СЛ.10) «Упражнение «Великий мастер..» (Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах.) Ребята, сейчас вам предстоит выполнить дно из сложных упражнений. Вам нужно похвалить себя, свои сильные стороны, начиная со слов «Я великий мастер…». Работать вы будите на вот таких бланках (демонстрация бланка) (Прил.№2) -Трудно ли Вам было хвалить себя, почему? -В каких ситуациях нужно говорить о своих достоинствах? | - Индивидуальная письменная работа; - Высказывания и обоснования детей. |
VI. Рефлексия. (2-3мин.) | - Ребята, чему был посвящён наш классный час? - Что было для вас трудным? - Что понравилось больше всего? Посмотрите на слайд и закончите фразу:(см.слайд). До свидания, до новых встреч! (СЛ.11) | - Ответы детей на вопросы; - Осмысление и закрепление. |
Презентация к кл.часу
PPTX / 1.71 Мб
Прил.1.
DOCX / 11.36 Кб
Прил.2.
DOCX / 70.04 Кб
Горбачёва Марина Юрьевна
Фролова Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фролова Елена Николаевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Фролова Елена Николаевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Елена Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Галина Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Фролова Елена Николаевна