Урок «Рисование по мотивам башкирской сказки "Птичья нога"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА «ГЛОБУС» СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГО г. УФА РБ
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
на тему:
«Рисование по мотивам башкирской сказки « Птичья нога »
Выполнила
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории:
Ахмадеева А. И.
УФА-2016
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
на тему:
«Рисование по мотивам башкирской сказки « Птичья нога »
ЦЕЛЬ:
познакомить учащихся с башкирской сказкой, прививать интерес и любовь к башкирскому народному творчеству, нарисовать понравившийся сюжет.
ЗАДАЧИ:
формировать эстетическое отношение к сказочным героям;
учить отображать в рисунке понравившийся сюжет;
развивать творческую активность;
воспитывать интерес и любовь к сказкам, к традициям, к искусству;
воспитывать доброе отношение друг к другу, устойчивый интерес к учению.
обучающие:
-расширить читательский кругозор ;
- посмотреть мультфильм с башкирской сказкой « Птичья нога» ;
- описать образ положительных героев, объяснить чему учит сказка ;
- закрепить полученные знания по заданной теме.
развивающие:
- расширить знания по прочитанным сказкам ;
- создать условия для развития у детей творческого воображения, фантазии, умения сравнивать, обобщать, классифицировать, находить полезную информацию;
- закрепить навыки изображения персонажа;
- расширить кругозор.
воспитывающие:
- воспитывать навыки коллективного сотрудничества;
- воспитывать любовь к башкирским сказкам, бережно относиться к книгам;
- создать условия для приобщения детей к истокам национальной культуры и народным традициям.
Тип занятия: комбинированный.
Вид урока: сюжетное рисование.
Методы: словесный - беседа, рассказ; наглядный – показ иллюстраций; мультфильма по сказке «Птичья нога», практический - работа детей.
Приемы: педагогический показ, сравнение.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер, проектор, слайды с сюжетами по мультфильму « птичья нога», наглядные пособия по теме, бумага формата А4, простой карандаш, ластик, гуашь, восковые мелки, акварель, кисти, стакан с водой.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент |
1-2 мин. |
2. Изучение новой темы |
10 мин |
3. Физкультминутка |
5 мин. |
4. Изучение новой темы |
5 мин |
5. Практическое задание |
15-20 мин |
6. Подведение итогов, анализ |
5 мин |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на занятии нашего
объединения. Какое у вас настроение? Давайте проверим, всё ли у нас готово к занятию? Если готовы, то послушайте стихотворение:
Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны.
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.
У всех народов есть свои любимые сказки. Они передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Отсюда и возникло название «устное народное творчество». Ребята, а какие вы знаете башкирские сказки? « Камыр - батыр», « Урал - батыр», « Сын охотника», « Лиса – сирота», «Алдар и серый волк», « Та сторона, где ветер» и другие. А сегодня мы познакомимся с одной из сказок башкирского народа. Героем многих башкирских сказок обычно является батыр. Но в данной сказке героем оказываются смелый мальчик Юмагул и девочка Галия . А что с ними приключилось и кто им помог победить злого колдуна Дэва, посмотрим все вместе.
Просмотр мультфильма « Птичья нога».
3. Физкультминутка.
Вот уже подряд два дня. ( Сидя за столом, разминаем кисти рук)
Я сижу, рисую. (Встряхиваем руками)
Красок много у меня-
Выбирай любую. ( Хлопки в ладоши)
Я раскрашу целый свет ( Руки в стороны)
В самый мой любимый цвет: ( Повороты туловища влево - вправо)
Оранжевое небо, (Встали, руки вверх)
Оранжевое море, (Присели, руки вниз)
Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны)
Оранжевый верблюд. ( Руки на пояс)
Оранжевые мамы ( Прыжки на левой ноге)
Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге)
Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах)
Оранжево поют! (Хлопки в ладоши)
4. Вернемся к нашей новой теме.
-Ребята, как вы думаете, чему учит сказка? Различать добро и зло, справедливости, храбрости, пониманию, что зло всегда наказуемо. Сказка учит не боятся трудностей. И главное, сказка учит тому, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим.
Ребята, понравился вам мультфильм? Как удалось мальчику Юмагулу и девочке Галие победить злого колдуна Дэва? Кто и как им помог в этом? Кого главные герои освободили? Кто из героев вам больше понравился?
Давайте каждый из вас нарисует свой сюжет или понравившегося героя по данному мультфильму, а в конце занятия расскажет, что больше всего понравилось в сказке и чему она вас научила.
5. Ребята, если у вас возникли вопросы по новой теме, вы можете их задать. (задают вопросы, ответы ищем вместе…)
Пришло время приступить к практическому заданию. Прежде, чем приступить к работе, что мы должны приготовить? (предварительный рисунок, набросок…) Каждый должен нарисовать свой сюжет по просмотренному мультфильму. ( практическая работа).
Во время работы звучит музыка из сказок.
6. Наше занятие подходит к завершению. Сделаем анализ ваших рисунков. Каждый покажет свой рисунок и расскажет, что он изобразил и почему. Мы можем задавать вопросы, высказывать свое мнение. (анализируем рисунки).
Сегодня мы с вами познакомились с одной из башкирских сказок и нарисовали понравившийся сюжет. По сюжетам башкирских сказок снято много мультфильмов, и вы дома можете их посмотреть. Таким образом, сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в жизни рядом, но добро и дружба всегда побеждает зло.
Перед вами лежат маленькие смайлики. Если вам понравилось занятие и вы хорошо поняли тему, поднимите смайлики с улыбкой. А если остались сомнения, неуверенность по новой теме или вам не понравилось занятие, поднимите грустные смайлики . (…) Я буду иметь в виду, что нам необходимо повторить на следующем занятии. До - свидания, прощаюсь с вами до следующего занятия.
Список использованной литературы:
1. Башкирское народное творчество. Сказки. Книга третья. Сост., автор предисл. и коммент. Н.Т.Зарипов. Уфа, 1978 (на башк. яз.).
4. Башкирское народное творчество. Эпос. Книга первая. Сост., автор предисл. и коммент. М.М.Сагитов. Уфа, 1972 (на башк. яз.).
5. А м и н е в З.Г. Эпос “Урал-батыр” и скифская генеалогическая легенда // Актуальные проблемы башкирского эпосоведения. Выпуск 1. Уфа, 2003, с. 173—176.
8. Х у с а и н о в а Г.Р. Общие места в эпосах и сказках башкир // Актуальные проблемы башкирского эпосоведения. Выпуск 1. Уфа, 2003, с.106—
9.Википедия.
10. « Камыр - батыр» Китап. Уфа, 2015год.
ф