12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
030370189
Россия, Ставропольский край, п. Рыздвяный
2

Урок литературного чтения по мотивам узбекской сказки «Черепаха и скорпион»

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения во 3 классе

Автор

Солгалова Ольга Александровна

ОУ

МБОУ « СОШ№11»

Предмет

Литературное чтение

Тема

Узбекская сказка «Черепаха и скорпион»

Класс

3 класс

Учебно-методическое обеспечение

учебник «Литературное чтение» 3 класс УМКА «Гармония» О. Кубасова

узбекская сказка «Черепаха и скорпион»;

презентация к уроку (для учащихся);

иллюстрации к сказки

Время реализации занятия

2 четверть 39 урок по тематическому планированию

Цель урока

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «Делая зло, на добро не надейся» при работе с художественным текстом.

Задачи урока

показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

развивать интерес к чтению;

учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

формировать коммуникативные навыки работы в группах;

воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;

воспитание любви и уважения в семье.

 

Тип урока

работа с художественным текстом

Форма урока

Урок-исследование

Оборудование

Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;


 

Для учащихся – учебник, письменные принадлежности

Технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

чтение с остановками;

обращение к личному опыту учащихся;

прогнозирование по названию;

дерево предсказаний;

тонкие и толстые вопросы;

кластер;

синквейн;

 

Формируем УУД:

 

Познавательные УУД

умение извлекать информацию из текста

умение на основе анализа объектов делать выводы

умение обобщать и классифицировать по признакам

умение делать выводы в результате совместной работы

 

 

 

Коммуникативные УУД

умение слушать и понимать других

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

умение оформлять свои мысли в устной форме

 

 

Регулятивные УУД

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

умение определять цель деятельности на уроке

умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

 

 

Личностные УУД

формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

 

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

1 мин

2. Психологический настрой

1 мин

3.Определений целей урока

2 мин

4. Проверка домашнего задания

8 мин

5. Подготовительный. Стадия вызова

8 мин

6. Физминутка для глаз

1 мин

7. Восприятие нового. Стадия осмысления

7 мин

8. физминутка под музыку

1 мин

9. Присвоение информации. Стадия рефлексии

5 мин

10.Д. з

1 мин

11.Иог урока

4 мин

 

Ход урока

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный момент

2. Психологический настрой

Цель:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3.Определение целей урока.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


 

 

Слайд 1.

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Что вы почувствовали?

Какое у вас настроение?

- Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке?

Слайд 2.

Дети говорят свои предположения, заполняют клайстер.

На доске опорные слова (читать, слушать, высказывать свое мнение, узнавать новое, работать в группе, уважительно относится друг к другу).

 

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р3 умение определять цель деятельности на уроке

 

4. Проверка домашнего задания.

Цель:

- заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем

Ребята, что вы готовили к уроку дома?

Сказки Ю. Ф. Ярмыш «Добрый клен», «Озеро».

К какому жанру относятся эти произведения?

Чтение по ролям «Добрый клён», выразительное чтение сказки «Озеро», пересказ сказок.

- Чему учат нас эти сказки?

- За что были наказаны Плющ и Озеро?

- Эти сказки были забавные, веселые, поучительные?

- Какие это сказки?

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

5.Подготовительный.

Цель:
- выяснить то, что знают дети по теме;
- активизация имеющихся знаний.

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

--------------

Мудрая, таинственная.

Учит задумываться, удивляет.

В ней добро побеждает зло.

Тайна.

Вопрос:

Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения).

Выбирается слово - сказка.

Произведение, какого жанра мы будем изучать сегодня на уроке?

Какие сказки - бывают?

Мы сегодня будем изучать узбекскую народную сказку.

Слайд 3.

Карта Узбекистана.

Слайд 4.

Сказки народов мира

Прогнозирование.

Работа с деревом предсказаний.

Слайд 5

О чем может быть сказка с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

Можно ли по названию определить, будет ли он шуточной, серьёзной, поучительной?

-Чем закончится сказка с таким названием?

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию


 


 


 

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

 

Физминутка

 

Физминутка для глаз

 

 

7. Восприятие нового.

Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Стадия осмысления

Чтение с остановками.

Фрагмент 1 Дети читают цепочкой.

Вопросы по осмыслению текста:

Что вы знаете о черепахах?

Черепаха относится к классу пресмыкающихся. Черепахи имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоемах и морях. У нас известно 7 видов черепах.

- Что вы знаете о скорпионах?

Скорпионы относятся к паукообразным. Длиной бывают до 20 см. Вооружены клещами, на конце брюшка – ядовитое крючкообразное жало. Обитают в странах с теплым или жарким климатом, встречаются и в горах. Охотятся ночью на пауков, насекомых. Крупные скорпионы – на мелких грызунов и ящериц. Для них укус скорпиона смертелен. Для человека весьма болезнен, но для жизни, как правило, не угрожает.

Хотела ли черепаха отправиться в путь вместе со Скорпионом? (нет)

Какие слова нам помогают это понять (привязался).

А почему согласилась его взять? (так было веселее)

Почему Черепаха вернулась за Скорпионом? (он не умел плавать, а товарища бросать не годиться)

Что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег? (качает из стороны в сторону)

Работа в группах.

Заполнение кластера.

Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

Какие правила общения в группе нужно соблюдать?

Задание для 1 и 2 группы.

Впишите в клайстер действия и высказывания черепахи.

Задание для 3 и 4 группы.

- Впишите в клайстер действия и высказывания скорпиона

Кто вам нравится больше из героев?

Приложение 1.

П1 умение извлекать информацию из текста

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

П4 умение делать выводы в результате совместной работы

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

7. Физминутка под музыку.

«Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение). Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

«Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

 

 

8. Восприятие нового.

Цель: -выяснить как учащиеся поняли произведение;

-развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Прогноз: – Изменилось ли ваше мнение о том, чем закончится сказка с таким названием «Скорпион и черепаха»?

Фрагмент 2. Дети читают самостоятельно.

Вопросы по осмыслению:

О чем Черепаха напомнила Скорпиону?

Можешь свалиться. Мы ведь с тобой товарищи.

Как закончилась сказка?

Давайте попробуем ответить вот на такой вопрос:

 

ПРАВИЛЬНОЛИ ПОСТУПИЛА ЧЕРЕПАХА, УТОПИВ СКОРПИОНА?

Отвечая на наш вопрос “ДА”, поставьте себя на место Черепахи.

Отвечая “НЕТ”, поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он мог привести в свое оправдание.

 

П1 умение извлекать информацию из текста

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

 

9. Присвоение информации

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Слайд 5

Работа с пословицами.

Внимательно прочитайте каждую.

Приложение 3

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Делая зло, на добро не надейся.

Сам погибай, а товарища выручай.

 

Подчеркните ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.

 

Группы выбирают задания.

Составление синквейна.

1 и 2 группа

Черепаха

3 и 4 группа

Скорпион.

(Звучит песня «Дорогою добра).

Приложение 4

Шли ли черепаха и скорпион дорогою добра?

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

 

10. Д.З.

На доске: стр. 52-56 по ролям.

Придумайте другой конец сказки. Пусть их дорога будет доброй.

 

11. Итог урока

Что удивило вас на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке.

Сегодня на уроке путешествовали не только черепаха и скорпион, и мы с вами.

Если на уроке у вас все получилось, вы узнали, что то новое ваш кораблик причалит к острову – Радости.

Если, что то не получилось, вы испытывали трудности, то ваш кораблик причалит к острову - Затруднений.

Если урок был не интересен, то вы попали в Бермудский треугольник.


 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кt1664121289aa.gift1664121289aa.gif лайстер


 

t1664121289ab.gif
 


 

t1664121289aa.gift1664121289aa.gif
 

t1664121289aa.gif
 


 

 


 

(не сержусь, все равно кого ужалить, плавать не умею, мечется, должна помочь, так уж я устроен, привязался, утонул, нырнул)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кt1664121289aa.gift1664121289aa.gif лайстер

t1664121289ac.gif
 


 

t1664121289aa.gift1664121289aa.gif
 

t1664121289aa.gif
 


 


 


 


 

(не сержусь, все равно кого ужалить, плавать не умею, мечется, должна помочь, так уж я устроен, привязался, утонул, нырнула)


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Делая зло, на добро не надейся.

Сам погибай, а товарища выручай.

 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


 

Черепаха.

_____________________, _______________________.

(мудрая, старая, отзывчивая)

_______________ ,_________________ ,____________.

(путешествовала, доверяла, дружила, предупреждала, плавала)

____________________________________________________.

(удивительное, это, животное)

_________________________.

(животное, пресмыкающиеся, мудрость)


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


 

Скорпион

_____________, _____________________.

(коварный, хитрый, неспокойный)

______________, ________________,____________________. (ползал, путешествовал, жалил, предавал)

_____________________________________________________.

(с нужно быть скорпионом осторожным)

________________________. (паукообразный, опасность)


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.