Урок литературного чтения по мотивам узбекской сказки «Черепаха и скорпион»
Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения во 3 классе
Автор |
Солгалова Ольга Александровна |
ОУ |
МБОУ « СОШ№11» |
Предмет |
Литературное чтение |
Тема |
Узбекская сказка «Черепаха и скорпион» |
Класс |
3 класс |
Учебно-методическое обеспечение |
учебник «Литературное чтение» 3 класс УМКА «Гармония» О. Кубасова узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; презентация к уроку (для учащихся); иллюстрации к сказки |
Время реализации занятия |
2 четверть 39 урок по тематическому планированию |
Цель урока |
создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «Делая зло, на добро не надейся» при работе с художественным текстом. |
Задачи урока |
показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека; развивать интерес к чтению; учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы; формировать коммуникативные навыки работы в группах; воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитание любви и уважения в семье.
|
Тип урока |
работа с художественным текстом |
Форма урока |
Урок-исследование |
Оборудование |
Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;
Для учащихся – учебник, письменные принадлежности |
Технология |
Развитие критического мышления через чтение и письмо. |
Приёмы: |
чтение с остановками; обращение к личному опыту учащихся; прогнозирование по названию; дерево предсказаний; тонкие и толстые вопросы; кластер; синквейн;
|
Формируем УУД: |
|
|
Познавательные УУД умение извлекать информацию из текста умение на основе анализа объектов делать выводы умение обобщать и классифицировать по признакам умение делать выводы в результате совместной работы
|
|
Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами умение оформлять свои мысли в устной форме
|
|
Регулятивные УУД умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию умение определять цель деятельности на уроке умение принимать и сохранять учебную цель и задачу умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
|
|
Личностные УУД формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
|
План проведения урока
Этапы урока |
Временная реализация |
1. Организационный момент |
1 мин |
2. Психологический настрой |
1 мин |
3.Определений целей урока |
2 мин |
4. Проверка домашнего задания |
8 мин |
5. Подготовительный. Стадия вызова |
8 мин |
6. Физминутка для глаз |
1 мин |
7. Восприятие нового. Стадия осмысления |
7 мин |
8. физминутка под музыку |
1 мин |
9. Присвоение информации. Стадия рефлексии |
5 мин |
10.Д. з |
1 мин |
11.Иог урока |
4 мин |
Ход урока
Технология проведения |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
УУД |
1. Организационный момент 2. Психологический настрой Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 3.Определение целей урока. - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
Слайд 1. Дети читают хором: Начинается урок, – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. – Что вы почувствовали? – Какое у вас настроение? - Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке? Слайд 2. Дети говорят свои предположения, заполняют клайстер. На доске опорные слова (читать, слушать, высказывать свое мнение, узнавать новое, работать в группе, уважительно относится друг к другу).
|
Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Р3 умение определять цель деятельности на уроке
|
4. Проверка домашнего задания. Цель: - заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем |
Ребята, что вы готовили к уроку дома? Сказки Ю. Ф. Ярмыш «Добрый клен», «Озеро». К какому жанру относятся эти произведения? Чтение по ролям «Добрый клён», выразительное чтение сказки «Озеро», пересказ сказок. - Чему учат нас эти сказки? - За что были наказаны Плющ и Озеро? - Эти сказки были забавные, веселые, поучительные? - Какие это сказки? |
Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
5.Подготовительный. Цель: |
Стадия вызова Предлагается синквейн без первой строчки Слайд. -------------- Мудрая, таинственная. Учит задумываться, удивляет. В ней добро побеждает зло. Тайна. Вопрос: – Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения). Выбирается слово - сказка. – Произведение, какого жанра мы будем изучать сегодня на уроке? Какие сказки - бывают? Мы сегодня будем изучать узбекскую народную сказку. Слайд 3. Карта Узбекистана. Слайд 4. Сказки народов мира Прогнозирование. Работа с деревом предсказаний. Слайд 5 – О чем может быть сказка с таким названием? Дети говорят свои предложения. – Можно ли по названию определить, будет ли он шуточной, серьёзной, поучительной? -Чем закончится сказка с таким названием? |
П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
П2 умение на основе анализа объектов делать выводы К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
Физминутка
|
Физминутка для глаз
|
|
7. Восприятие нового. Цель: Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов. |
Стадия осмысления Чтение с остановками. Фрагмент 1 Дети читают цепочкой. Вопросы по осмыслению текста: – Что вы знаете о черепахах? Черепаха относится к классу пресмыкающихся. Черепахи имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоемах и морях. У нас известно 7 видов черепах. - Что вы знаете о скорпионах? Скорпионы относятся к паукообразным. Длиной бывают до 20 см. Вооружены клещами, на конце брюшка – ядовитое крючкообразное жало. Обитают в странах с теплым или жарким климатом, встречаются и в горах. Охотятся ночью на пауков, насекомых. Крупные скорпионы – на мелких грызунов и ящериц. Для них укус скорпиона смертелен. Для человека весьма болезнен, но для жизни, как правило, не угрожает. Хотела ли черепаха отправиться в путь вместе со Скорпионом? (нет) Какие слова нам помогают это понять (привязался). А почему согласилась его взять? (так было веселее) Почему Черепаха вернулась за Скорпионом? (он не умел плавать, а товарища бросать не годиться) Что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег? (качает из стороны в сторону) Работа в группах. Заполнение кластера. – Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. – Какие правила общения в группе нужно соблюдать? Задание для 1 и 2 группы. – Впишите в клайстер действия и высказывания черепахи. Задание для 3 и 4 группы. - Впишите в клайстер действия и высказывания скорпиона Кто вам нравится больше из героев? Приложение 1. |
П1 умение извлекать информацию из текста П2 умение на основе анализа объектов делать выводы П4 умение делать выводы в результате совместной работы К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|
7. Физминутка под музыку. |
«Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение). Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
|
|
8. Восприятие нового. Цель: -выяснить как учащиеся поняли произведение; -развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов. |
Прогноз: – Изменилось ли ваше мнение о том, чем закончится сказка с таким названием «Скорпион и черепаха»? Фрагмент 2. Дети читают самостоятельно. Вопросы по осмыслению: О чем Черепаха напомнила Скорпиону? Можешь свалиться. Мы ведь с тобой товарищи. Как закончилась сказка? Давайте попробуем ответить вот на такой вопрос:
ПРАВИЛЬНОЛИ ПОСТУПИЛА ЧЕРЕПАХА, УТОПИВ СКОРПИОНА? Отвечая на наш вопрос “ДА”, поставьте себя на место Черепахи. Отвечая “НЕТ”, поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он мог привести в свое оправдание.
|
П1 умение извлекать информацию из текста К1 умение слушать и понимать других К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К3 умение оформлять свои мысли в устной форме
|
9. Присвоение информации Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Слайд 5 Работа с пословицами. Внимательно прочитайте каждую. Приложение 3 Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя. Всякая дорога вдвоем веселей. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Делая зло, на добро не надейся. Сам погибай, а товарища выручай.
Подчеркните ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.
Группы выбирают задания. Составление синквейна. 1 и 2 группа Черепаха 3 и 4 группа Скорпион. (Звучит песня «Дорогою добра). Приложение 4 Шли ли черепаха и скорпион дорогою добра? |
Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
|
10. Д.З. |
На доске: стр. 52-56 по ролям. Придумайте другой конец сказки. Пусть их дорога будет доброй. |
|
11. Итог урока |
Что удивило вас на уроке? Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке. Сегодня на уроке путешествовали не только черепаха и скорпион, и мы с вами. Если на уроке у вас все получилось, вы узнали, что то новое ваш кораблик причалит к острову – Радости. Если, что то не получилось, вы испытывали трудности, то ваш кораблик причалит к острову - Затруднений. Если урок был не интересен, то вы попали в Бермудский треугольник.
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К лайстер
(не сержусь, все равно кого ужалить, плавать не умею, мечется, должна помочь, так уж я устроен, привязался, утонул, нырнул)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К лайстер
(не сержусь, все равно кого ужалить, плавать не умею, мечется, должна помочь, так уж я устроен, привязался, утонул, нырнула)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.
Всякая дорога вдвоем веселей.
Не давши слова – крепись, а давши – держись.
Делая зло, на добро не надейся.
Сам погибай, а товарища выручай.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Черепаха.
_____________________, _______________________.
(мудрая, старая, отзывчивая)
_______________ ,_________________ ,____________.
(путешествовала, доверяла, дружила, предупреждала, плавала)
____________________________________________________.
(удивительное, это, животное)
_________________________.
(животное, пресмыкающиеся, мудрость)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Скорпион
_____________, _____________________.
(коварный, хитрый, неспокойный)
______________, ________________,____________________. (ползал, путешествовал, жалил, предавал)
_____________________________________________________.
(с нужно быть скорпионом осторожным)
________________________. (паукообразный, опасность)