12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гришковец Елена Анатольевна258
Россия, Луганская Народная Респ.

План-конспект урока физики в 9 классе с мультимедийным сопровождением

Учитель физики ГОУ ЛНР «Стахановская многопрофильная гимназия № 15 имени В.А. Сухомлинского»

Гришковец Елена Анатольевна

Тема: Прошлое и будущее Солнечной системы.

Цель: расширить знания учащихся о Солнечной системе, как составляющей Вселенной, о планетах, входящих в состав Солнечной системы, а также ознакомить учащихся с одной из теорий возникновения и прогнозами на будущее для Солнечной системы и Земли.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник, фотографии планет Солнечной системы.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

I. Организационный момент

Деятельность учителя

Информация на экране

1. Учитель сообщает тему и цель урока

На экране высвечивается тема урока (слайд 1)t1704624366aa.png

2. Отмечает отсутствующих, настраивает на работу


II. Актуализация опорных знаний.

а) Вспомним планеты Солнечной системы

Деятельность учителя

Информация на экране

1. Учитель предлагает вспомнить, как выглядят и называются планеты Солнечной системы

Схема строения Солнечной системы (слайды 2, 3)t1704624366ab.png


2. После просмотра схемы учитель задает вопрос: «Назовите планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца»

t1704624366ac.png

б) Вспомним основные астрономические константы, относительно расстояния, скорости, времени.

Деятельность учителя

Информация на экране

1. Чтобы почувствовать пределы Вселенной, рассмотрим таблицу.

Таблица «Астрономические константы» (слайд 4)t1704624366ad.png

2. Работаем над таблицей коллективно, отвечая на вопросы:

а) Сравните возраст Вселенной и возраст Солнца.

б) Сравните скорости света, Земли на орбите, космического корабля.

в) Сравните расстояние между Землей и Солнцем, Землей и Марсом.

г) Переведите скорость Земли в км / ч.

д) Определите время, за которое солнечный свет достигает Земли.


в) Что такое Вселенная?

Деятельность учителя

Информация на экране

1. С помощью таблицы выясним, что такое Вселенная и каковы ее составляющие.

2. Ответьте на вопрос:

а) Что такое Вселенная?

б) Что такое галактика?

в) Какие типы галактики вы знаете?

г)Какие названия галактик вам известны?

д) Какая из них наша? Охарактеризуйте ее.

Таблица «Вся Вселенная ...» (слайд 5)

t1704624366ae.png

3. Какие образования можно назвать основными составляющими Вселенной?

Таблица «Состав Вселенной» (слайд 6) t1704624366af.png


III. Изучение основного материала

Мотивация - жизненная необходимость иметь представление о мире, в котором существует человечество.

а) Прошлое Солнечной системы - прошлое Солнца.

Деятельность учителя

Информация на экране

1. Солнце - звезда, определяющая судьбу планет, которые его окружают. Но Солнце не только определяет будущее планет, прошлое Солнечной системы связано с прошлым Солнца, как звезды. Рассмотрим основные этапы эволюции звезд, подобных Солнцу.

Заставка «Прошлое Солнечной системы ...» (слайд 7)

t1704624366ag.png

2. Ученики, готовившие доклады, рассказывают об этапах эволюции звезд, подобных Солнцу.

1) гравитационная конденсация межзвездного вещества, образование протозвезды;

2) возникновение термоядерной реакции при достижении межзвездного вещества высокой плотности и температуры (10 - 12 млн. °С);

3) жизнь звезды с выбросом энергии, выделяющейся в результате термоядерной реакции;

4) гигант;

5) коллапс, а далее, в зависимости от массы, образование звезды-карлика (Солнце - белый карлик) или вспышка сверхновой.

Демонстрации

https://www.youtube.com/watch?v=3P4AKkt1U4Y- размеры планет и Вселенная

https://www.youtube.com/watch?v=yQMMiwE4KSg- планеты Солнечной системы, интересные факты

б) Строение Солнечной системы

Деятельность учителя

Информация на экране

1.Сколько космических объектов образуют Солнечную систему?

Учитель предлагает проверить ответы с помощью таблицы, сосредотачивает внимание на распределение объектов по массе.

Таблица «Строение Солнечной системы» (слайд 8)


t1704624366ah.png

2.Рассмотрим планеты Солнечной системы. На какие группы, и по каким признакам они делятся? Проверим себя с помощью таблицы.

Таблица «8 планет» (слайд 9)


t1704624366ai.png

3. Теперь рассмотрим каждую из планет, сравним их основные параметры

Таблицы «Планеты» (слайды 10, 11)

t1704624366aj.png


t1704624366ak.png

4. Вопросы к ученикам:

Какая планета самая маленькая в Солнечной системе? В земной группе? В юпитерианской группе?

Какая планета самая большая в Солнечной системе? В земной группе? В юпитерианской группе?

На какой планете самые короткие сутки? Самые длинные сутки? Наименьший год? Самый длинный год?

Какая планета самая теплая? Холодная?

Фотографии планет (слайды 12, 13, 14)

t1704624366al.png


t1704624366am.png

t1704624366an.png

в) Будущее Солнечной системы

Деятельность учителя

Информация на экране

1. Учитель предлагает ученикам спрогнозировать будущее Солнечной системы, исходя из прогнозов на будущее для Солнца.

Фрагменты видеофильма «Солнце»

https://www.youtube.com/watch?v=MEWDaMfXUzI – Что будет с Солнцем и планетами через 5 млрд. лет

IV. Закрепление изученного.

Ученики отвечают на вопросы:

1. Что такое Вселенная?

2. Что такое галактика?

3. Что такое звезда?

4. Что такое межзвездное вещество?

5. Опишите этапы эволюции звезды.

6. Какой возраст Солнца. Сколько ему еще светить?

7. Опишите будущее Солнца.

8. Каково будущее Земли?

9. Сколько космических объектов в Солнечной системе?

V. Итог урока.

Сегодня мы упорядочили информацию о Вселенной и Солнечной системе, которая считается общеизвестной, расширили знания о прошлом и будущем Солнечной системы, подробно охарактеризовали физические условия на каждой планете, сравнили их.

Теория взрыва, которая ждет Солнце, побуждает нас к детальному его изучению во избежание катастрофы и сохранения человечества.

VI. Домашнее задание.

1. Составить кроссворд или тест по терминологии урока.

2. § 57 повторить (Физика 9класс: учебник / В.В.Белага, И.А.Ломаченков, Ю.А. Панебратцев) .

3. Составить 3 вопроса по прочитанному тексту параграфа.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.