12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна Нестерова1446
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. Стефан Цвейг, "Фантастическая ночь"
Россия, Московская обл., Дубна
7

План-конспект урока литературы «Город Калинов и его обитатели»

Урок 5

Тема: Город Калинов и его обитатели

Цель: дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди; углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в сжатой форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица действующих лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением; ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?

Эпиграф: Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным.

                                                                                                                    К.Ушинский

                 Поведение – зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

                                                                                                                    И.-В. Гете

              Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

                                                                                                       Ф.М. Достоевский

Ход урока

Оргмомент. Самостоятельная работа.

- Каковы признаки драмы и трагедии в пьесе «Гроза»?

- В чём заключается основной конфликт пьесы «Гроза»?

- Какова главная тема «Гроза»?

Вступительное слово.

С первых страниц произведения обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал автору возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность её конфликта.

Анализ произведения.

1. Место действия пьесы.

- Где разворачиваются события произведения? Чем особенно это место? Провинциальный город Калинов – собирательный образ многих подобных провинциальных городов России.

- Что в описании декорации обращает на себя внимание? «Высокий берег Волги».

- Как можно интерпретировать эту деталь? Это возможность высоко взлететь и низко упасть.

2. Жители города Калинова.

Город Калинов, придуманный автором, - типичный провинциальный городок. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» - с восторгом говорит Кулигин, заставляя и нас восхищаться необыкновенным пейзажем.

В центре Калинова – базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. И люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые.

- Так ли это? Каким показан город Калинов? Чтение монолога Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» (дейст. 1, явл. 3, дейст. 3, сцена 1, явл.3)

- Какие характерные стороны жизни отмечены в этом монологе? «Жестокие нравы»; «грубость да бедность нагольная»; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба»; «старается бедного закабалить»; «на труды даровые еще больше денег наживать»; «не доплачу копейку»; «торговлю подрывают из зависти»; «враждуют» и др. — это принципы жизни в городе.

- Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье. «Бульвар делали, а не гуляют»; «ворота заперты и собаки спущены»; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят»; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые»; «за этими замками разврату темного да пьянства» и др. — это принципы жизни в семье.

- Какие же законы лежат в основе жизни г. Калинова?

а) у кого деньги – у того и власть;

б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;

в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;

г) запретить любое проявление живого человеческого чувства;

д) заставить лгать;

е) заставить приспосабливаться.

- Кто такая Феклуша? С каким героем её можно противопоставить? Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы. Если Кулигин несёт в общество культуру, то Феклуша – тьму, невежество. Её нелепые рассказы создают у калиновцев искажённые представления о мире, вселяют в их души страх.

- Чем отличается от жителей города Кулигин? Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума.

-Что дало основания Добролюбову назвать этот мир «темным царством» и как вы понимаете это выражение? Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц. Создается впечатление, что обитатели города Калинова отторжены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие терпят.

- Давайте попробуем распределить героев произведения на 2 группы. Заполнение таблицы.

Тираны, «тёмное царство»

города Калинова

«Жертвы» города Калинова

Кулигин

Варвара Кабанова

Тихон Кабанов

Борис

Ваня Кудряш

Катерина

Кабаниха

Дикой

Феклуша

угнетенные и бесправные

ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства»

олицетворяют гнетущую власть

враги всего живого и нового

- Как появляются на сцене «хозяева» Калинова? Драматург использует сценический прием подготовленного появления — вначале о героях говорят другие, а потом они сами выходят на сцену.

- Кто подготавливает их появление? Кудряш вводит Дикого, Феклуша — Кабаниху.

- Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой

Кабаниха

О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»

О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе — ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.

Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой — ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод. Кабаниха — ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

 

- Как горожане выражают своё отношение к Дикому? Во время разговора Дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеётся над Кулигиным.

- На чём основано самодурство таких людей как Дикой? На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев.

- На каких основах, по мнению Кабанихи, должна строиться семейная жизнь? Основой семьи она видит домостроевские, освещённые стариной законы жизни. Героиня искренне убеждена, что если не соблюдать законов, никакого порядка не будет.

- Как относятся к Кабанихе и её поучениям члены её семьи? В чём проявляется их отношение? Зависимые от Кабанихи, домочадцы по-разному относятся к её поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить её в своём послушании. Варвара не перечит матери, но про себя иронизирует над ней, осуждает её. Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживёшь. И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве.

- Каковы взаимоотношения Дикого и Кабанихи? Дикой побаивается Кабаниху.

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой — ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

- Что выбирают герои произведения: умение обманывать, подстраиваться, скрывая свои истинные поступки и их мотивы, возможность безнаказанно демонстрировать своё самодурство или желание жить открыто, не боясь, не унижаясь, в согласии со своей совестью? Талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»; добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери; Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»; образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.  Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Итог.

В любом уголке страны может разместиться Калинов, и это позволяет рассматривать действие пьесы в масштабах всей России. Везде доживают свой век самодуры, слабые люди по-прежнему страдают от их выходок. Но жизнь неутомимо движется вперед, никому не дано остановить ее стремительное течение. Свежий и сильный поток сметет плотину самодурства... Освобожденные от гнета характеры разольются во всей своей широте - и в «темном царстве» вспыхнет солнце!

Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Островского и учебника, которым пользуется та или иная группа)

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.