План-конспект урока на тему «Сущность предпринимательства и его виды»
ФИО |
Аникеева Ольга Николаевна |
|
Место работы |
ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» Отделение строительства |
|
Должность |
Преподаватель |
|
Предмет |
Основы предпринимательской деятельности |
|
Группа |
13ост06 |
|
Тема урока |
Сущность предпринимательства и его виды |
|
Базовый учебник |
В.Д.Симоненко, Основы предпринимательства: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Вита-Пресс, 2013. |
Цель урока: Формирование предметных знаний и интеллектуальных умений, необходимых для успешной социализации обучающихся через изучение темы «Предпринимательская деятельность».
Задачи:
- обучающие: выявить роль и значение предпринимательства, сформировать знания о сущности предпринимательской деятельности, уметь выявить и обрабатывать информацию, необходимую для развития бизнеса.
- развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, дальнейшему развитию познавательного интереса, умения оперировать полученными знаниями в повседневной жизни.
- воспитательные: способствовать формированию гражданской позиции и профессиональных качеств, воспитывать личность в каждом обучающемся, умение понимать других через групповые формы работы, уважение к представителям различных профессий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы обучающихся: мозговой штурм, дискуссия, индивидуальная самостоятельная работа, работа в малых группах с текстом учебника, с ЭОР
Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал, ПК преподавателя, обучающихся с выходом в Интернет.
Структура и ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ п/п |
Этапы урока |
ЭОР |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Время |
I |
Актуализация опорных знаний обучающихся: Вводная беседа, проведение «мозгового штурма» Цель этапа: настрой студентов на обучение |
1. http://www.fcior.edu.ru/card/23334/tipy ekonomicheskih-sistem-kontrol.html |
«Мозговой штурм» по вопросам, предложенным в рубрике «Вспомни» (учебник) |
Участие в мозговом штурме |
7 минут |
II |
Изучение нового учебного материала Цель этапа: формулирование темы занятия, вызвать интерес к изучению новой темы |
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/89643e49-ff10-495f-b333-f8d547f22c80/view/ 3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ff6ff7b1-28e7-4bf4-a19a-f1a8e9c78c32/view/ |
Объявление темы урока. Заострить внимание обучающихся на эпиграфе урока: «Многие известные бизнесмены, рассказывая об истории своего успеха, произносят одну и ту же фразу: «Деньги лежали на земле, их нужно было только поднять». Но вот почему-то никто из них не уточняет, сколько раз для этого нужно было нагнуться». Постановка цели урока. Рассказ преподавателя о роли свободного предпринимательства в рыночной экономической системе Дает задание по заполнению таблицы «Функции предпринимательской деятельности» Преподаватель подводит обучающихся к пониманию того, что деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма; дает задание малым группам, при необходимости консультирует обучающихся. Во время отчета 2 группы заостряет внимание обучающихся на том, что целью фирмы являются не только узкие цели – получение прибыли и рост, но и более широкие социальные цели Рассказывает обучающимся о малом предпринимательстве, его существенных характеристиках, обращает внимание обучающихся на преимущества малых фирм, подчеркивает и раскрывает для обучающихся значимость этого типа хозяйственных структур в улучшении социально-экономической ситуации в России. Выводит обучающихся на дискуссию по вопросам: «Государство – помощник или помеха малому бизнесу?», «Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы вели себя?» |
Записывают тему урока в тетрадь. Работа с ЭОР № 2: найти и выписать в словарь определение термина «Предпринимательство» Заполнение таблицы «Функции предпринимательской деятельности» - (с/работа с учебником) и обсуждение полученных результатов После рассказа преподавателя малые группы выполняют задания, используя ЭОР и материал учебника: 1 группа – выясняет, что такое фирма (ЭОР № 3) 2 группа – выясняет цели фирмы (ЭОР № 3) 3 группа – выясняет основные организационно-правовые формы фирм (текст учебника) 4 группа – выясняет характерные черты индивидуального частного предприятия (текст учебника) 5 группа – выясняет характерные черты товарищества (текст учебника) 6 группа – выясняет характерные черты акционерного общества (текст учебника) Отчет групп о проделанной работе, отправление полученных данных на ПК преподавателя для создания буклета «Предпринимательская деятельность» 7 группа – получает данные и досоздает буклет «Предпринимательская деятельность» (совместно с преподавателем заранее создана заготовка буклета) Участие в дискуссии по вопросам: «Государство – помощник или помеха малому бизнесу?», «Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы вели себя?» |
5 минут 5 минут 7 минут 5 минут 6 минут |
III |
Закрепление учебного материала Цель этапа: развитие умения анализировать, сравнивать |
Организует выполнение обучающимися учебно-познавательных заданий |
Выполняют учебно-познавательные задания: Выделите социально-значимые личностные характеристики предпринимателя Перечислите экономические права свободного предпринимателя Предприятие за год изготовило 125 тыс.руб. изделий. Затраты на производство и реализацию составили 35 д.е. за единицу изделия. Чему равна прибыль предприятия за год, если цена реализации за единицу изделия составляет 58 д.е.? |
5 минут |
|
IV |
Подведение итогов, выставление оценок Цель этапа: анализ студентами собственной деятельности на уроке |
Подводит итоги, выставляет оценки за работу на уроке, учитывая активность обучающихся на уроке, оценки, выставленные обучающимися. |
Оценивают работу однокурсников в группах |
4 минуты |
|
V |
Задание на дом Цель этапа: отработка знаний, полученных на уроке |
Выдает домашнее задание: выполнить задания № 1,2 из рубрики «В кабинете и дома» |
Записывают д/з |
1 минута |
Приложение к плану-конспекту урока
Предпринимательская деятельность
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Типы экономических систем |
ЭОР контрольного типа |
тест |
http://www.fcior.edu.ru/card/23334/tipy-ekonomicheskih-sistem-kontrol.html |
2 |
Предпринимательство |
ЭОР информационного типа |
презентация |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/89643e49-ff10-495f-b333-f8d547f22c80/view/ |
3 |
Причины создания фирм (фирма, цели фирмы) |
ЭОР информационного типа |
презентация |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ff6ff7b1-28e7-4bf4-a19a-f1a8e9c78c32/view/ |
Основные экономические понятия:
Предпринимательство» - «это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт, получение прибыли».
Предприниматель - 1. «Человек, который открывает предприятие с целью получения прибыли и берет на себя ответственность и риск, связанные с его деятельностью»; 2. «Решившийся исполнить какое-либо новое дело предприимчивый человек – тот, кто способен к принятию решений, новому делу».
Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий, требований и методов деятельности; свобода в выборе направлений и методов деятельности; самостоятельность принятия решений; ответственность за принимаемые решения; достижение коммерческого успеха, получение прибыли.
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ СПОСОБНОСТИ К РИСКУ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (тест для начинающего миллионера)
Каким образом вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время?
а) сделать карьеру, поднявшись вверх по руководящей лестнице;
б) вкладывать имеющиеся деньги в дело и с выгодой рисковать;
в) попытать счастья в лотерее.
Если бы вы были актером, какую роль смогли бы сыграть лучше всего?
а) Остапа Бендера;
б) Левина из «Анны Карениной»;
в) Штирлица из «Семнадцати мгновений весны».
Представьте себе, что вы заработали миллион. Что вы дальше будете делать?
а) вложу деньги в банк и буду жить на проценты;
б) вложу в прибыльное дело;
в) часть денег вложу в новое дело, а часть положу в солидный банк.
Что могут принести вам деньги?
а) власть;
б) жизнь в свое удовольствие;
в) много новых забот и зависти.
Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах?
а) нет;
б) да;
в) обо мне и так иногда пишут.
Какая из трех групп профессий вам более всего подходит?
а) писатель, художник, композитор;
б) адвокат, врач, политик;
в) глава фирмы, руководитель института, директор издательства.
При создании своей формы будете ли вы принимать на работу лиц, ранее бывших с вами в дружбе?
а) да;
б) нет;
в) требуется основательно продумать.
Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы сели себя?
а) изменились бы лишь мои квартира, машина, мебель и прочая обстановка;
б) я бы больше путешествовал;
в) я бы кардинально изменил свой образ жизни.
Представьте себе, что вы только что стали директором фирмы. С чего вы начнете свою деятельность?
а) с изучения людей, с которыми вам предстоит работать;
б) определил бы основные направления работы формы;
в) занялся бы подбором надежных помощников.
Какое из приведенных утверждений вы считаете более правильным, если вы получили повышение и стали директором фирмы?
а) в моей работе снизилась значимость профессионально-технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;
б) чем выше ранг управления, тем более значимы коммуникативные умения по сравнению с профессионально-техническими;
в) изменились требования ко всем качествам личности.
В вашей фирме в одной из бригад возникла конфликтная ситуация. Каковы будут ваши действия как директора фирмы?
а) нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное решение;
б) нужно выслушать мнение всех, но окончательное разрешение конфликта поручить бригадиру;
в) сделать все, чтобы малый конфликт не перерос в большой.
Насколько сильно вы испытываете потребность иметь большие деньги?
а) постоянно;
б) периодически;
в) редко.
Если бы вы имели миллион и вам представилась возможность заключить новую сделку, то какую вы бы предпочли?
а) в четверть миллиона;
б) в полмиллиона;
в) в миллион.
Ключ к тесту
Номер вопроса |
Баллы за ответ |
||
а |
б |
в |
|
1 |
6 |
3 |
0 |
2 |
3 |
0 |
6 |
3 |
0 |
6 |
3 |
4 |
6 |
0 |
3 |
5 |
0 |
3 |
6 |
6 |
0 |
3 |
6 |
7 |
0 |
3 |
6 |
8 |
6 |
3 |
0 |
9 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
0 |
3 |
11 |
3 |
6 |
0 |
12 |
6 |
3 |
0 |
13 |
0 |
6 |
3 |
Сложите все набранные вами баллы и определите по десятибалльной шкале уровень своей способности к риску в коммерческой деятельности.
От 0 до 11 баллов – первый, очень низкий уровень.
От 12 до 19 баллов – второй, низкий уровень.
От 20 до 27 баллов – третий, значительно ниже среднего уровень.
От 28 до 35 баллов – четвертый, чуть ниже среднего уровень.
От 36 до 43 баллов – пятый, средний уровень.
От 44 до 51 балла – шестой, чуть выше среднего уровень.
От 52 до 59 баллов – седьмой, выше среднего уровень.
От 60 до 67 баллов – восьмой, высокий уровень.
От 68 до 78 баллов – девятый, очень высокий уровень.
Если вы определили, что ваши способности к риску в коммерческой деятельности находятся на первом, втором или третьем уровнях, то лучший способ разбогатеть для вас – это упорно работать, избегая карьеры менеджера, руководителя.
Если вы находитесь на четвертом, пятом или шестом уровнях, то вам надо много работать, избегая карьеры менеджера, руководителя и активнейшим образом развивать в себе способности коммерсанта.
Если вы находитесь на седьмом, восьмом уровнях, то у вас есть шанс овладеть профессией менеджера.
А если вы набрали от 68 до 78 баллов, т.е. находитесь на девятом уровне, то у вас все шансы стать миллионером, если вы им уже не стали!
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, и качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- организаторские способности;
- руководящие и лидерские способности;
- высокий уровень понятийного мышления;
- хорошие аналитические способности;
- вербальные ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);
- коммуникативность
- навыки межличностного взаимодействия
- способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;
- способность к саморегуляции чувств.
личностные качества, интересы и склонности:
- низкая самооценка;
- стремление творчески работать, создавать капитал;
- боязнь неудачи, неуверенность в себе;
- конформистское поведение (зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне);
- стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;
- потребность реализовать свой личностный потенциал;
- безынициативность;
- готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и свои возможности);
- инициативность;
- неспособность принимать решения;
- целеустремленность, амбициозность;
- надежность, обязательность;
- косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
- умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
- уверенность в себе, в принимаемых решениях;
- эрудированность;
- склонность перекладывать ответственность на других;
- умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);
- деловая хватка.
Лихина Елена Викторовна
Гильманова Ольга Павловна
Шарандина Валентина Владимировна
Аникеева Ольга Николаевна