План-конспект урока на тему «Сущность предпринимательства и его виды»

55
4
Материал опубликован 22 April 2016 в группе
 

ФИО

Аникеева Ольга Николаевна

 

Место работы

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» Отделение строительства

 

Должность

Преподаватель

 

Предмет

Основы предпринимательской деятельности

 

Группа

13ост06

 

Тема урока

Сущность предпринимательства и его виды

 

Базовый учебник

В.Д.Симоненко, Основы предпринимательства: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Вита-Пресс, 2013.

Цель урока: Формирование предметных знаний и интеллектуальных умений, необходимых для успешной социализации обучающихся через изучение темы «Предпринимательская деятельность».

Задачи:

- обучающие: выявить роль и значение предпринимательства, сформировать знания о сущности предпринимательской деятельности, уметь выявить и обрабатывать информацию, необходимую для развития бизнеса.

- развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, дальнейшему развитию познавательного интереса, умения оперировать полученными знаниями в повседневной жизни.

- воспитательные: способствовать формированию гражданской позиции и профессиональных качеств, воспитывать личность в каждом обучающемся, умение понимать других через групповые формы работы, уважение к представителям различных профессий.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы обучающихся: мозговой штурм, дискуссия, индивидуальная самостоятельная работа, работа в малых группах с текстом учебника, с ЭОР

Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал, ПК преподавателя, обучающихся с выходом в Интернет.

Структура и ход урока:

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

п/п

Этапы урока

ЭОР

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

I

Актуализация опорных знаний обучающихся:

Вводная беседа, проведение «мозгового штурма»

Цель этапа: настрой студентов на обучение

1.

http://www.fcior.edu.ru/card/23334/tipy ekonomicheskih-sistem-kontrol.html

«Мозговой штурм» по вопросам, предложенным в рубрике «Вспомни» (учебник)

Участие в мозговом штурме

7 минут

II

Изучение нового учебного материала

Цель этапа: формулирование темы занятия, вызвать интерес к изучению новой темы

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/89643e49-ff10-495f-b333-f8d547f22c80/view/

3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ff6ff7b1-28e7-4bf4-a19a-f1a8e9c78c32/view/

Объявление темы урока. Заострить внимание обучающихся на эпиграфе урока: «Многие известные бизнесмены, рассказывая об истории своего успеха, произносят одну и ту же фразу: «Деньги лежали на земле, их нужно было только поднять». Но вот почему-то никто из них не уточняет, сколько раз для этого нужно было нагнуться».

Постановка цели урока. Рассказ преподавателя о роли свободного предпринимательства в рыночной экономической системе

Дает задание по заполнению таблицы «Функции предпринимательской деятельности»

Преподаватель подводит обучающихся к пониманию того, что деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма; дает задание малым группам, при необходимости консультирует обучающихся.

Во время отчета 2 группы заостряет внимание обучающихся на том, что целью фирмы являются не только узкие цели – получение прибыли и рост, но и более широкие социальные цели

Рассказывает обучающимся о малом предпринимательстве, его существенных характеристиках, обращает внимание обучающихся на преимущества малых фирм, подчеркивает и раскрывает для обучающихся значимость этого типа хозяйственных структур в улучшении социально-экономической ситуации в России. Выводит обучающихся на дискуссию по вопросам: «Государство – помощник или помеха малому бизнесу?»,

«Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы вели себя?»

Записывают тему урока в тетрадь. Работа с ЭОР № 2: найти и выписать в словарь определение термина «Предпринимательство»

Заполнение таблицы «Функции предпринимательской деятельности» - (с/работа с учебником) и обсуждение полученных результатов

После рассказа преподавателя малые группы выполняют задания, используя ЭОР и материал учебника:

1 группа – выясняет, что такое фирма (ЭОР № 3)

2 группа – выясняет цели фирмы (ЭОР

№ 3)

3 группа – выясняет основные организационно-правовые формы фирм (текст учебника)

4 группа – выясняет характерные черты индивидуального частного предприятия (текст учебника)

5 группа – выясняет характерные черты товарищества (текст учебника)

6 группа – выясняет характерные черты акционерного общества (текст учебника)

Отчет групп о проделанной работе, отправление полученных данных на ПК преподавателя для создания буклета «Предпринимательская деятельность»

7 группа – получает данные и досоздает буклет «Предпринимательская деятельность» (совместно с преподавателем заранее создана заготовка буклета)

Участие в дискуссии по вопросам: «Государство – помощник или помеха малому бизнесу?»,

«Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы вели себя?»

5 минут

5 минут

7 минут

5 минут

6 минут

III

Закрепление учебного материала

Цель этапа: развитие умения анализировать, сравнивать

 

Организует выполнение обучающимися учебно-познавательных заданий

Выполняют учебно-познавательные задания:

Выделите социально-значимые личностные характеристики предпринимателя

Перечислите экономические права свободного предпринимателя

Предприятие за год изготовило 125 тыс.руб. изделий. Затраты на производство и реализацию составили 35 д.е. за единицу изделия. Чему равна прибыль предприятия за год, если цена реализации за единицу изделия составляет 58 д.е.?

5 минут

IV

Подведение итогов, выставление оценок

Цель этапа: анализ студентами собственной деятельности на уроке

 

Подводит итоги, выставляет оценки за работу на уроке, учитывая активность обучающихся на уроке, оценки, выставленные обучающимися.

Оценивают работу однокурсников в группах

4 минуты

V

Задание на дом

Цель этапа: отработка знаний, полученных на уроке

 

Выдает домашнее задание: выполнить задания № 1,2 из рубрики «В кабинете и дома»

Записывают д/з

1 минута

 

Приложение к плану-конспекту урока

Предпринимательская деятельность

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Типы экономических систем

ЭОР контрольного типа

тест

http://www.fcior.edu.ru/card/23334/tipy-ekonomicheskih-sistem-kontrol.html

2

Предпринимательство

ЭОР информационного типа

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/89643e49-ff10-495f-b333-f8d547f22c80/view/

3

Причины создания фирм (фирма, цели фирмы)

ЭОР информационного типа

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ff6ff7b1-28e7-4bf4-a19a-f1a8e9c78c32/view/


Основные экономические понятия:

Предпринимательство» - «это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт, получение прибыли».

Предприниматель - 1. «Человек, который открывает предприятие с целью получения прибыли и берет на себя ответственность и риск, связанные с его деятельностью»; 2. «Решившийся исполнить какое-либо новое дело предприимчивый человек – тот, кто способен к принятию решений, новому делу».

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий, требований и методов деятельности; свобода в выборе направлений и методов деятельности; самостоятельность принятия решений; ответственность за принимаемые решения; достижение коммерческого успеха, получение прибыли.

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ СПОСОБНОСТИ К РИСКУ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (тест для начинающего миллионера)

Каким образом вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время?
а) сделать карьеру, поднявшись вверх по руководящей лестнице;
б) вкладывать имеющиеся деньги в дело и с выгодой рисковать;
в) попытать счастья в лотерее.

Если бы вы были актером, какую роль смогли бы сыграть лучше всего?
а) Остапа Бендера;
б) Левина из «Анны Карениной»;
в) Штирлица из «Семнадцати мгновений весны».

Представьте себе, что вы заработали миллион. Что вы дальше будете делать?
а) вложу деньги в банк и буду жить на проценты;
б) вложу в прибыльное дело;
в) часть денег вложу в новое дело, а часть положу в солидный банк.

Что могут принести вам деньги?
а) власть;
б) жизнь в свое удовольствие;
в) много новых забот и зависти.

Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах?
а) нет;
б) да;
в) обо мне и так иногда пишут.

Какая из трех групп профессий вам более всего подходит?
а) писатель, художник, композитор;
б) адвокат, врач, политик;
в) глава фирмы, руководитель института, директор издательства.

При создании своей формы будете ли вы принимать на работу лиц, ранее бывших с вами в дружбе?
а) да;
б) нет;
в) требуется основательно продумать.

Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы сели себя?
а) изменились бы лишь мои квартира, машина, мебель и прочая обстановка;
б) я бы больше путешествовал;
в) я бы кардинально изменил свой образ жизни.

Представьте себе, что вы только что стали директором фирмы. С чего вы начнете свою деятельность?
а) с изучения людей, с которыми вам предстоит работать;
б) определил бы основные направления работы формы;
в) занялся бы подбором надежных помощников.

Какое из приведенных утверждений вы считаете более правильным, если вы получили повышение и стали директором фирмы?
а) в моей работе снизилась значимость профессионально-технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;
б) чем выше ранг управления, тем более значимы коммуникативные умения по сравнению с профессионально-техническими;
в) изменились требования ко всем качествам личности.

В вашей фирме в одной из бригад возникла конфликтная ситуация. Каковы будут ваши действия как директора фирмы?
а) нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное решение;
б) нужно выслушать мнение всех, но окончательное разрешение конфликта поручить бригадиру;
в) сделать все, чтобы малый конфликт не перерос в большой.

Насколько сильно вы испытываете потребность иметь большие деньги?
а) постоянно;
б) периодически;
в) редко.

Если бы вы имели миллион и вам представилась возможность заключить новую сделку, то какую вы бы предпочли?
а) в четверть миллиона;
б) в полмиллиона;
в) в миллион.

 

Ключ к тесту

Номер вопроса

Баллы за ответ

а

б

в

1

6

3

0

2

3

0

6

3

0

6

3

4

6

0

3

5

0

3

6

6

0

3

6

7

0

3

6

8

6

3

0

9

3

6

0

10

6

0

3

11

3

6

0

12

6

3

0

13

0

6

3

Сложите все набранные вами баллы и определите по десятибалльной шкале уровень своей способности к риску в коммерческой деятельности.

От 0 до 11 баллов – первый, очень низкий уровень.
От 12 до 19 баллов – второй, низкий уровень.
От 20 до 27 баллов – третий, значительно ниже среднего уровень.
От 28 до 35 баллов – четвертый, чуть ниже среднего уровень.
От 36 до 43 баллов – пятый, средний уровень.
От 44 до 51 балла – шестой, чуть выше среднего уровень.
От 52 до 59 баллов – седьмой, выше среднего уровень.
От 60 до 67 баллов – восьмой, высокий уровень.
От 68 до 78 баллов – девятый, очень высокий уровень.

Если вы определили, что ваши способности к риску в коммерческой деятельности находятся на первом, втором или третьем уровнях, то лучший способ разбогатеть для вас – это упорно работать, избегая карьеры менеджера, руководителя.

Если вы находитесь на четвертом, пятом или шестом уровнях, то вам надо много работать, избегая карьеры менеджера, руководителя и активнейшим образом развивать в себе способности коммерсанта.

Если вы находитесь на седьмом, восьмом уровнях, то у вас есть шанс овладеть профессией менеджера.

А если вы набрали от 68 до 78 баллов, т.е. находитесь на девятом уровне, то у вас все шансы стать миллионером, если вы им уже не стали!

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, и качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • организаторские способности;
  • руководящие и лидерские способности;
  • высокий уровень понятийного мышления;
  • хорошие аналитические способности;
  • вербальные ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);
  • коммуникативность
  • навыки межличностного взаимодействия
  • способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;
  • способность к саморегуляции чувств.

личностные качества, интересы и склонности:

  • низкая самооценка;
  • стремление творчески работать, создавать капитал;
  • боязнь неудачи, неуверенность в себе;
  • конформистское поведение (зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне);
  • стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;
  • потребность реализовать свой личностный потенциал;
  • безынициативность;
  • готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и свои возможности);
  • инициативность;
  • неспособность принимать решения;
  • целеустремленность, амбициозность;
  • надежность, обязательность;
  • косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
  • умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
  • уверенность в себе, в принимаемых решениях;
  • эрудированность;
  • склонность перекладывать ответственность на других;
  • умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);
  • деловая хватка.
Комментарии

Классно! Спасибо.

12 May 2016

Спасибо за интересную информацию. Очень пригодится для проведения учебных занятий

5 October 2016

Очень хороший материал! Не так часто можно найти интересное занятие с использованием ЭОР. Спасибо Вам, Ольга Николаевна; обязательно воспользуюсь.

17 April 2018

И Вам спасибо за приятный отзыв!

18 April 2018