Урок экономики на тему «Деньги и их роль в экономике»
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Каслинский промышленно - гуманитарный техникум»
Методическая разработка урока
по учебной дисциплине
ОП.12 Основы экономики организации и правового обеспечения
профессиональной деятельности»
по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения»
Тема: «Деньги и их роль в экономике»
Разработал: преподаватель
Хусаинов Варис Галимжанович
г. В-Уфалей, 2019г.
Пояснительная записка
Методическая разработка содержит материал, который позволяет раскрыть основное значение денег в экономике. Знакомит с историей денег, их основными функциями, дает понятие о денежных агрегатах. Студенты также знакомятся и с универсальным уравнением обмена И. Фишера, что позволяет прийти к выводу об опасности дисбаланса на рынке денег между спросом и предложением. Урок является частью темы "Финансы и денежно- кредитная система государства". Поэтому в качестве домашнего задания рекомендована самостоятельная работа "Инфляция и устойчивость денежного обращения". На следующих уроках темы продолжится работа по изучению роли денег в экономике.
Презентация разработана для проведения урока и состоит из слайдов.
Презентация удобна для использования на занятиях, так как содержит большое количество наглядного материала по теме. Также данная презентация позволяет производить как фронтальный, так и индивидуальный опросы обучающихся с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в рамках одного урока. Задания для проверки знаний являются дифференцированными для обучающихся с разным уровнем развития.
Целесообразность использования цифрового образовательного ресурса на занятии:
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала, эффективность контроля знаний увеличивается в несколько раз);
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций).
Однако при проведении урока, основной целью преподавателя остается развитие у обучающихся навыков самостоятельного получения знаний, анализ этих знаний, выделение главного, воспитание технической грамотности. Для достижения этих целей необходимо вырабатывать у обучающихся умение работы с книгой.
Исходя из этого, считаю применение ИКТ на занятиях не обособленным приемом, а возможностью синтезировать классические приемы проведения занятий с инновационными технологиями. Поэтому применяю авторские презентации PowerPoint в качестве вспомогательного дидактического материала и контрольно-оценочных заданий.
В ходе данного урока прослеживается реализация педагогики сотрудничества в виде практической групповой работы.
Технологическая карта урока по теме «Деньги и их роль в экономике»
Дисциплина | «Экономика» |
Тема урока |
«Деньги и их роль в экономике» |
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
Цель урока |
сформировать представления о сущности денег, их роли в экономике и жизни человека |
Задачи урока |
Образовательные: познакомить обучающихся с видами и свойствами денег; дать представление о функциях денег в экономике; сформировать знания о сущности денег и их роли в экономике выработать умение применять знания основ экономики, объяснять и анализировать экономические явления и события. Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информацией; учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы; развивать умение работать в группах. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих; способствовать формированию и развитию экономической культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету; продолжить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности; формировать позитивную психологическую атмосферу в группе. |
Планируемые результаты |
Научиться использовать знания о значении денежной системы в регулировании хозяйственной деятельности и их рациональном использовании в экономике. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации Коммуникативной (умение принимать решения о распределении денежных средств, исходя из экономической ситуации на рынке денег) Социально - трудовой ( способность вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и производства). Уметь самостоятельно приобретать новые знания. |
Технологии обучения |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо |
Методы обучения |
Интерактивные, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические |
Формы организации учебной деятельности |
Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа. |
Оборудование урока |
Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал. |
План урока |
Организационный момент Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (стадия вызова). Изучение нового материала (стадия осмысления): Понятие денег. История происхождение денег. Свойства денег. Виды денег. Функции денег. Закрепление Рефлексия Подведение итогов. |
Основные понятия и термины урока |
Деньги, всеобщий эквивалент, функции денег, свойства денег, виды денег |
Источники информации |
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник /А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, Г.А. Жанин – 4-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г. Соколова С. В. Основы экономики: учебное пособие /С. В. Соколова – М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. |
Этапы урока |
Время (мин) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность студентов |
Формы и методы организации взаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1.Мотивация к учебной деятельности
|
5 |
Подготовка студентов к уроку |
Проверяет готовность обучаемых к уроку, озвучивает тему и план урока (Слайд 2) |
Записывают тему и план урока в тетрадь |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знания по теме для человека Регулятивные: принимают учебную задачу |
Записи в тетрадях |
2.Актуализация знаний
|
10 |
Беседа по теме: Деньги и их роль в регулировании экономики |
Вопросы: - Один мудрец сказал,что деньги-это дорога, по которой катится колесо торговли, другой сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире экономики. А как бы вы оценили роль денег в жизни людей? Вывод: как бы мы не оценивали деньги- мы будем правы, потому что их роль в обществе противоречива. Но одно можно сказать твердо, деньги имеют большое значение для людей. Разберемся в их сущности и функциях, чтобы ответить на вопрос: почему?
|
Высказываю т мнение, опираясь на свой жизненный опыт |
Фронтальная |
Коммуникативные: применяют правила делового общения; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют поиск и выделение информации. |
Устный опрос
|
3. Изучение нового материала
|
30 |
1. Презентация «Деньги: знакомые незнакомцы»
|
Представляет сведения по теме в соответствие с планом: 1.Исторические типы денег (Слайды 3-9) 2.Функции денег ( Слайды 10-14) 3. Измерение денежной массы. Денежные агрегаты (Слайд15) 3. Денежное обращение. Равновесие на денежном рынке (Слайды 16-18). |
1. Слушают сообщение, задают вопросы 2.Составляют тезисный план- конспект |
Объяснительно-иллюстративный метод |
Познавательные: общеучебные- осуществляют осмысление информации по теме Логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания о деньгах, их функциях и денежном обращении |
Записи в тетрадях |
4.Первичное осмысление и закрепление изученного
|
30 |
1.Решение задач (Слайд 19) 2. Задачи и упражнения (Приложение 1) |
Консультирует, координирует и контролирует действия студентов при решении предложенных задач |
Решают задачи |
Индивидуальная форма; логический метод |
Приобретение профессиональных компетенций: информационной; когнитивной; социально- трудовой. |
Устные ответы |
5. Итог урока. Рефлексия
|
10 |
Обобщающая беседа |
Вопросы: -Что такое деньги? Назовите их исторические типы -Какую роль они играют в экономике? - Дайте определение денежной массы. Назовите основные показатели, с помощью которых они измеряются -Напишите и объясните формулу уравнения обмена И. Фишера. К чему приводит нарушение равновесия между спросом и предложением на денежном рынке? |
Отвечают на вопросы. Дают оценку собстенного эмоционального состояния на уроке и работы одно курсников |
Фронталь ная |
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала
|
Оценки за работу на уроке |
6. Домашнее задание |
5 |
Подготовить сообщение «Инфляция и устойчивость денежного обращения) |
Дает методические указания по выполнению задания (Приложение 2) |
Записывают домашнее задание |
Индивиду альная |
|
|
Всем спасибо за урок за сотрудничество.
Приложение 1
Задачи и упражнения
Допустим, что вы ожидаете в будущем снижения краткосрочной ставки процента. Как это повлияет на текущий спрос, на финансовые активы? Что случится, если ваши ожидания окажутся неверными?
Укажите, увеличат или уменьшат денежную массу следующие события:
Из-за того, что выросло число неплательщиков по долговым обязательствам, банки решили увеличить избыточные резервы;
Правительство стало выкупать государственные облигации у населения;
Вследствие удобства использования кредитных карточек, население сократило наличность на руках
Вкладчик изымает с банковского депозита 20 тыс. руб, чтобы купить телевизор. На сколько может сократиться денежная масса, если норма обязательных резервов 10%?
Если цены растут на 15% в месяц, на сколько процентов они возрастут в течение одного года?
Приложение 2
Самостоятельная работа
Тема: Инфляция и устойчивость денежного обращения
План
1.Инфляция и ее последствия
2. Типы инфляции:
3. Антиинфляционная политика государства:
А) Адаптационная политика
Б) Антиинфляционная политика
Источники:
Борисов, Е.Ф. Основы экономики / Е.Ф. Борисов. -М.: Дрофа, 2002.
Экономическая теория. Хрестоматия. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2000.
Камаев, В.Д..Учебник по основам экономической теории/ В.Д Камаев.- М.,Владос, 2001г.
Кудина, Т.Б. Основы экономики. Учебник. /Кудина, Т.Б. - М, ИД «ФОРУМ»- ИНФРА-М, 2008г.
Липсиц, И. Экономика без тайн. — М., «ДЕЛО»- «ВИТА-ПРЕСС», 2000г.
Тальнишних, Т.Г. Основы экономической теории.Учебник. – Т.Г. Тальнишних, Ростов н/Д, 2004.
Экономическая теория. Учебник / Под ред. О.С.Белокрыловой.- Ростов н/ Д: Феникс, 2006.
Rudiplom.ru: Инфляция и устойчивость денежного обращения. Режим доступа: http://rudiplom.ru/lekcii/economika/ekonomicheskaya_teoriya/15_3.html