Урок экономики на тему «Деньги и их роль в экономике»

0
0
Материал опубликован 8 November 2019

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Каслинский промышленно - гуманитарный техникум»

 

Методическая разработка урока

по учебной дисциплине

ОП.12 Основы экономики организации и правового обеспечения

профессиональной деятельности»

 

по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения»

Тема: «Деньги и их роль в экономике»

 

Разработал: преподаватель

Хусаинов Варис Галимжанович

 

г. В-Уфалей, 2019г.

Пояснительная записка

Методическая разработка содержит материал, который позволяет раскрыть основное значение денег в экономике. Знакомит с историей денег, их основными функциями, дает понятие о денежных агрегатах. Студенты также знакомятся и с универсальным уравнением обмена И. Фишера, что позволяет прийти к выводу об опасности дисбаланса на рынке денег между спросом и предложением. Урок является частью темы "Финансы и денежно- кредитная система государства". Поэтому в качестве домашнего задания рекомендована самостоятельная работа "Инфляция и устойчивость денежного обращения". На следующих уроках темы продолжится работа по изучению роли денег в экономике.

Презентация разработана для проведения урока и состоит из слайдов.

Презентация удобна для использования на занятиях, так как содержит большое количество наглядного материала по теме. Также данная презентация позволяет производить как фронтальный, так и индивидуальный опросы обучающихся с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в рамках одного урока. Задания для проверки знаний являются дифференцированными для обучающихся с разным уровнем развития.

 

Целесообразность использования цифрового образовательного ресурса на занятии:

- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;

- интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала, эффективность контроля знаний увеличивается в несколько раз);

- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций).

Однако при проведении урока, основной целью преподавателя остается развитие у обучающихся навыков самостоятельного получения знаний, анализ этих знаний, выделение главного, воспитание технической грамотности. Для достижения этих целей необходимо вырабатывать у обучающихся умение работы с книгой.

Исходя из этого, считаю применение ИКТ на занятиях не обособленным приемом, а возможностью синтезировать классические приемы проведения занятий с инновационными технологиями. Поэтому применяю авторские презентации PowerPoint в качестве вспомогательного дидактического материала и контрольно-оценочных заданий.

В ходе данного урока прослеживается реализация педагогики сотрудничества в виде практической групповой работы.

 

Технологическая карта урока по теме «Деньги и их роль в экономике»

Дисциплина «Экономика»

Тема урока

«Деньги и их роль в экономике»

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

сформировать представления о сущности денег, их роли в экономике и жизни человека

Задачи урока

Образовательные:

познакомить обучающихся с видами и свойствами денег;

дать представление о функциях денег в экономике;

сформировать знания о сущности денег и их роли в экономике

выработать умение применять знания основ экономики, объяснять и анализировать экономические явления и события.

Развивающие:

продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информацией;

учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

способствовать формированию и развитию экономической культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;

продолжить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

Планируемые результаты

Научиться использовать знания о значении денежной системы в регулировании хозяйственной деятельности и их рациональном использовании в экономике.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации

Коммуникативной (умение принимать решения о распределении денежных средств, исходя из экономической ситуации на рынке денег)

Социально - трудовой ( способность вырабатывать решения и участвовать в их реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества и производства).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Технологии обучения

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Методы обучения

Интерактивные, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические

Формы организации учебной деятельности

Проблемный диалог, фронтальная работа, групповая работа.

Оборудование урока

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (стадия вызова).

Изучение нового материала (стадия осмысления):

Понятие денег.

История происхождение денег.

Свойства денег.

Виды денег.

Функции денег.

Закрепление

Рефлексия

Подведение итогов.

Основные понятия и термины урока

Деньги, всеобщий эквивалент, функции денег, свойства денег, виды денег

Источники информации

Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник /А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, Г.А. Жанин – 4-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.

Соколова С. В. Основы экономики: учебное пособие /С. В. Соколова – М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.

 

Этапы урока

Время

(мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность студентов

Формы и методы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

5

Подготовка студентов к уроку

Проверяет готовность обучаемых к уроку, озвучивает тему и план урока (Слайд 2)

Записывают тему и план урока в тетрадь

Фронтальная

Личностные: понимают значение знания по теме для человека

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи в тетрадях

2.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Беседа по теме: Деньги и их роль в регулировании экономики

Вопросы:

- Один мудрец сказал,что деньги-это дорога, по которой катится колесо торговли, другой сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире экономики. А как бы вы оценили роль денег в жизни людей?

Вывод: как бы мы не оценивали деньги- мы будем правы, потому что их роль в обществе противоречива. Но одно можно сказать твердо, деньги имеют большое значение для людей. Разберемся в их сущности и функциях, чтобы ответить на вопрос: почему?

 

Высказываю т мнение, опираясь на свой жизненный опыт

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового общения; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют поиск и выделение информации.

Устный опрос


 


 


 


 


 


 


 

 

3. Изучение нового материала

 

30

1. Презентация «Деньги: знакомые незнакомцы»

 

Представляет сведения по теме в соответствие с планом:

1.Исторические типы денег (Слайды 3-9)

2.Функции денег

( Слайды 10-14)

3. Измерение денежной массы. Денежные агрегаты (Слайд15)

3. Денежное обращение. Равновесие на денежном рынке (Слайды 16-18).

1. Слушают сообщение, задают вопросы

2.Составляют тезисный план- конспект

Объяснительно-иллюстративный метод

Познавательные: общеучебные- осуществляют осмысление информации по теме

Логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания о деньгах, их функциях и денежном обращении

Записи в тетрадях

4.Первичное осмысление и закрепление изученного

 

30

1.Решение задач (Слайд 19)

2. Задачи и упражнения (Приложение 1)

Консультирует, координирует и контролирует действия студентов при решении предложенных задач

Решают задачи

Индивидуальная форма; логический метод

Приобретение профессиональных компетенций:

информационной;

когнитивной;

социально- трудовой.

Устные ответы

5. Итог урока. Рефлексия


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

10

Обобщающая беседа

Вопросы:

-Что такое деньги? Назовите их исторические типы -Какую роль они играют в экономике?

- Дайте определение денежной массы. Назовите основные показатели, с помощью которых они измеряются

-Напишите и объясните формулу уравнения обмена И. Фишера.

К чему приводит нарушение равновесия между спросом и предложением на денежном рынке?

Отвечают на вопросы.

Дают оценку собстенного эмоционального состояния на уроке и работы одно курсников

Фронталь ная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала

 

Оценки за работу на уроке

6. Домашнее задание

5

Подготовить сообщение «Инфляция и устойчивость денежного обращения)

Дает методические указания по выполнению задания (Приложение 2)

Записывают домашнее задание

Индивиду

альная

 

 


 

Всем спасибо за урок за сотрудничество.

Приложение 1

Задачи и упражнения

Допустим, что вы ожидаете в будущем снижения краткосрочной ставки процента. Как это повлияет на текущий спрос, на финансовые активы? Что случится, если ваши ожидания окажутся неверными?

Укажите, увеличат или уменьшат денежную массу следующие события:

Из-за того, что выросло число неплательщиков по долговым обязательствам, банки решили увеличить избыточные резервы;

Правительство стало выкупать государственные облигации у населения;

Вследствие удобства использования кредитных карточек, население сократило наличность на руках

Вкладчик изымает с банковского депозита 20 тыс. руб, чтобы купить телевизор. На сколько может сократиться денежная масса, если норма обязательных резервов 10%?

Если цены растут на 15% в месяц, на сколько процентов они возрастут в течение одного года?



 

Приложение 2

Самостоятельная работа

 

Тема: Инфляция и устойчивость денежного обращения

 

План

 

1.Инфляция и ее последствия

2. Типы инфляции:

3. Антиинфляционная политика государства:

А) Адаптационная политика

Б) Антиинфляционная политика

 

Источники:

Борисов, Е.Ф. Основы экономики / Е.Ф. Борисов. -М.: Дрофа, 2002.

Экономическая теория. Хрестоматия. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2000.

Камаев, В.Д..Учебник по основам экономической теории/ В.Д Камаев.- М.,Владос, 2001г.

Кудина, Т.Б. Основы экономики. Учебник. /Кудина, Т.Б. - М, ИД «ФОРУМ»- ИНФРА-М, 2008г.

Липсиц, И. Экономика без тайн. — М., «ДЕЛО»- «ВИТА-ПРЕСС», 2000г.

Тальнишних, Т.Г. Основы экономической теории.Учебник. – Т.Г. Тальнишних, Ростов н/Д, 2004.

Экономическая теория. Учебник / Под ред. О.С.Белокрыловой.- Ростов н/ Д: Феникс, 2006.

Rudiplom.ru: Инфляция и устойчивость денежного обращения. Режим доступа: http://rudiplom.ru/lekcii/economika/ekonomicheskaya_teoriya/15_3.html

 


Деньги и их роль в экономике
PPTX / 1.63 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.