План-конспект урока по русскому языку на тему: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием.»

0
0
Материал опубликован 18 November

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема:«Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием.» (нет в учебнике)

Цели урока:

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: морфемике

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- проявление познавательных интересов, активности и самостоятельности в познании русского языка

- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа

Метапредметные результаты:

- находить в языковом материале закономерности

- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку

- устанавливать причинно-следственные связи при работе с языковым материалом

- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок

Предметные результаты:

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

- различать однокоренные слова и синонимы

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание и корень

- писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания

- находить и исправлять ошибки на изученные правила

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

Учитель: Ребята, посмотрите на картинку. Это семейное древо семьи. Здесь есть мама, папа, бабушки, дедушки, сёстры, братья. Как вы думаете, почему я начала урок с семейного древа?

(Дети: Может быть, мы будем говорить о родственниках?)

Учитель: А что общего у всех родственников в семье?

(Дети: Общая кровь, похожи внешне, общая фамилия...)

Учитель: Правильно! А в русском языке тоже есть "родственники" - это слова, у которых есть что-то общее. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Дети с помощью учителя формулируют тему: "Однокоренные слова и формы одного и того же слова")

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об однокоренных словах?

(Дети: Это слова с одним корнем, они близки по значению)

Учитель: А что такое формы слова?

(Дети: Это одно и то же слово, которое изменяется)

Этап 3. Освоение нового материала

Учитель: Давайте разберемся подробнее. Смотрите, у меня на доске записаны слова:

лес - лесной - лесник - лесничий (это однокоренные слова)

лес - леса - лесу - лесом (это формы слова)

Давайте разберем, в чем разница:

1. В однокоренных словах:

- общий корень -лес-

- разные слова с разным значением

- отвечают на разные вопросы

- могут быть разными частями речи

лес (что?) - существительное

лесной (какой?) - прилагательное

2. В формах одного слова:

- это одно и то же слово

- меняется только окончание

- значение слова не меняется

- отвечает на один и тот же вопрос

- это одна и та же часть речи

Давайте потренируемся. Возьмем слово "вода":

водный, водяной, водопад - это однокоренные слова (разные слова с корнем -вод-)

вода, воды, воде, водой - это формы слова (одно слово в разных падежах)

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Закрепление материала

Учитель: А теперь давайте напишем диктант и выполним грамматическое задание.

Диктант:

"В лесу стоит старая береза. На березовых ветках сидят птицы. Под березкой растут грибы. Березняк тянется до самой реки. У реки течет березовый сок."

Грамматическое задание:

1. Выпишите из текста однокоренные слова с корнем -берез-

2. Выпишите все формы слова "береза"

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Как отличить однокоренные слова от форм одного слова?

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

Домашнее задание:

1. Придумать и записать 5 однокоренных слов с корнем -дом-

2. Записать все формы слова "дом" в единственном числе

3. Выделить в словах корень и окончание


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации