План-конспект урока по русскому языку на тему: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием.»
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тема:«Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием.» (нет в учебнике)
Цели урока:
- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: морфемике
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- проявление познавательных интересов, активности и самостоятельности в познании русского языка
- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа
Метапредметные результаты:
- находить в языковом материале закономерности
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку
- устанавливать причинно-следственные связи при работе с языковым материалом
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок
Предметные результаты:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
- различать однокоренные слова и синонимы
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание и корень
- писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания
- находить и исправлять ошибки на изученные правила
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
Учитель: Ребята, посмотрите на картинку. Это семейное древо семьи. Здесь есть мама, папа, бабушки, дедушки, сёстры, братья. Как вы думаете, почему я начала урок с семейного древа?
(Дети: Может быть, мы будем говорить о родственниках?)
Учитель: А что общего у всех родственников в семье?
(Дети: Общая кровь, похожи внешне, общая фамилия...)
Учитель: Правильно! А в русском языке тоже есть "родственники" - это слова, у которых есть что-то общее. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Дети с помощью учителя формулируют тему: "Однокоренные слова и формы одного и того же слова")
Этап 2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об однокоренных словах?
(Дети: Это слова с одним корнем, они близки по значению)
Учитель: А что такое формы слова?
(Дети: Это одно и то же слово, которое изменяется)
Этап 3. Освоение нового материала
Учитель: Давайте разберемся подробнее. Смотрите, у меня на доске записаны слова:
лес - лесной - лесник - лесничий (это однокоренные слова)
лес - леса - лесу - лесом (это формы слова)
Давайте разберем, в чем разница:
1. В однокоренных словах:
- общий корень -лес-
- разные слова с разным значением
- отвечают на разные вопросы
- могут быть разными частями речи
лес (что?) - существительное
лесной (какой?) - прилагательное
2. В формах одного слова:
- это одно и то же слово
- меняется только окончание
- значение слова не меняется
- отвечает на один и тот же вопрос
- это одна и та же часть речи
Давайте потренируемся. Возьмем слово "вода":
водный, водяной, водопад - это однокоренные слова (разные слова с корнем -вод-)
вода, воды, воде, водой - это формы слова (одно слово в разных падежах)
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Закрепление материала
Учитель: А теперь давайте напишем диктант и выполним грамматическое задание.
Диктант:
"В лесу стоит старая береза. На березовых ветках сидят птицы. Под березкой растут грибы. Березняк тянется до самой реки. У реки течет березовый сок."
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста однокоренные слова с корнем -берез-
2. Выпишите все формы слова "береза"
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Как отличить однокоренные слова от форм одного слова?
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
Домашнее задание:
1. Придумать и записать 5 однокоренных слов с корнем -дом-
2. Записать все формы слова "дом" в единственном числе
3. Выделить в словах корень и окончание