12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
10

Корень слова. Однокоренные слова



Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель: закрепить усвоение понятий «корень слова», «однокоренные слова».

Задачи:

  • повторить изученные признаки однокоренных слов;
  • развивать умение находить и подбирать однокоренные слова;
  • воспитывать умение работать совместно;
  • коррекционная задача: обогащение словарного запаса через использование в речи родственных слов.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, авторская презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Педагогические технологии, методы и приемы

Результаты

Организационный момент

Диалоговая

Мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу урока.

Чистописание

Проблемная ситуация

Вырабатывает навыки умственных операций, развивается внимание, умение самостоятельно решать проблему.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Здоровьесберегающая

Развивает внимание и умение слышать друг друга.

Коррекция психоэмоционального напряжения детей.

Закрепление знаний

Проблемная ситуация, парная и групповая работа, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Самостоятельная работа с консультированием учителя.

Развитие операций анализа и синтеза, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений, преодоление утомляемости, создание ситуации успеха. Дети учатся адекватно выражать свои мысли.

РК способствует расширению знаний о своем крае.

Подведение итогов

Коллективная

Развивает умения задавать вопросы и отвечать на них.

На протяжении всего урока

ИКТ

Коммуникативная

Обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала и объем выполняемой работы, развивает навыки самоконтроля и самооценки.

Облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться.

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1455811953.pptx (Однокоренные слова)

 

Ход урока

I. Организационный момент.

– На календаре уже весна. Ребята, а вы почувствовали весенние изменения? Какие? (Ответы детей). Солнышко с каждым днем все больше радует нас. Давайте и мы порадуем его, покажем, как красиво умеем писать.

 

II. Чистописание.

Сс Сс сссссооооо ос сл ол

Много солнца, солнышко, солнечный, подсолнух, солнце.

– Как вы думаете, почему я выбрала такие слова для чистописания? (Ответы детей). Выделите корень.

– Все ли эти слова однокоренные? (солнце, солнца – изменение формы слова)

 

III. Постановка цели и задач.

– О чем же сегодня будем говорить на уроке? (Дети формулируют тему урока). (Слайд 1)

– Как вы думаете, чем будем заниматься? (Ответы детей)

– Правильно. Будем закреплять знания об однокоренных словах.

 

IV. Актуализация знаний.

– Вместе с солнечными зайчиками мы совершим с вами небольшое путешествие, в ходе которого разгадаем очень важное слово.

– Первый зайчик показывает нам букву К. (Слайд 2)

Картины сегодня в музее у нас зимней природой порадуют вас.

– Хотя по календарю уже весна, но у нас на севере все еще зима. Посмотрите, как красива зимняя природа! Вы согласны со мной? (Слайд 3)

– Обратите внимание на эту картину. (Слайд 4)

– Какие однокоренные слова здесь спрятались?

Будьте внимательны. (Ответы детей). (Слайд 5)

лыжа снег зима

лыжня снежный (ком) зимушка

лыжник снежинка зимний

лыжница снеговик зимовать

– Молодцы! Запишите в тетрадь любую группу однокоренных слов. Выделите корень.

– Второй зайчик приносит нам букву О. (Слайд 6)

 

Отдых даст вам настроение и энергию в учении.

Физкультминутка:

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом: быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

 

V. Закрепление знаний.

– Третий зайчик показывает нам букву Р. (Слайд 7)

Разыщите лишнее слово и свой выбор объясните толково.

– Перед вами карточка со словами. Прочитайте внимательно и в каждой строчке найдите лишнее слово.

Домашний, дом, домино, домовой.

Печурка, печать, печка, печник.

Цирк, циркач, цирковой, циркуль.

(После выполнения задания - взаимопроверка, коллективное обсуждение результатов.) (Слайд 8)

– Перечислите признаки однокоренных слов. (Слайд 9)

• общий корень

• общее лексическое значение

– Помните об этом при выполнении следующего задания. Перед вами текст. (У каждого ученика карточка с текстом, который взят из «Справочного пособия по русскому языку для 2 класса» О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой). Спишите его, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Затем найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

Я поехал рыбачить (на) (В,в)олгу. (Р,р)ыбаки нал.вили много рыбы. Изрыбёшек св.рили рыбный су(п,б). А из очень мелкой ры(п,б)ки мама испекла рыбник.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание, объясните орфограммы. (Слайд 10)

Оцените себя.

– Следующий зайчик приносит букву Е. (Слайд 11)

Если устали немного сейчас, погуляйте, отдохните

и слова нужные найдите.

Дети ходят по классу, находят карточки с однокоренными словами и приносят их учителю. Учитель прикрепляет все карточки на доску в один столбик.

– Давайте посовещаемся. На какие группы можно разделить эти слова?

На доске получилось:

1 группа – гости, гостиница, гостиные, погостить

2 группа – весна, весенний, веснушки, веснянка

– Объясните свой выбор.

– Ребята, слово гостиные связано с нашим городом. Как? Кто знает?

– Правильно. Это Гостиные дворы, исторический памятник Архангельска. Сюда приезжали гости из разных городов и стран торговать. (Слайд 12)

– Сейчас гости города живут в гостиницах. Какие гостиницы нашего города вы знаете?

(Слайд 13)

– Можете ли вы объяснить значение слова ВЕСНЯНКА? (Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны).

– Какие вы молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

 

VI. Домашнее задание.

– Снова зайчик показался, теперь с буквой Н. (Слайд №14).

На дом задание запишите и объяснение получите.

– Дома составьте и запишите группы однокоренных слов со следующими корнями: вар, корм, холод (Слайд 15)

 

VII. Подведение итогов.

– Вот и последняя буква перед нами. Это Ь. Что за слово получилось? Дети хором: КОРЕНЬ (Слайд 16)

– Как вы считаете, почему это важное слово?

(Ответы детей).

– Сейчас вы можете задать Мудрой Сове вопросы по уроку и получить в ее справочном бюро ответы. (Слайд 17)

(Мудрая Сова - учитель или кто-нибудь из детей. Остальные ребята задают вопросы по материалу урока. Мудрая Сова отвечает на них).

Например:

Что такое корень слова?

Какие слова называются однокоренными?

Назови, пожалуйста, признаки однокоренных слов.

Как пишется корень в однокоренных словах?

Что такое форма слова?

Какие орфограммы нам встретились?

Какое задание показалось трудным?

Что больше всего понравилось на уроке?

– Умнички! Вы показали сегодня хорошие знания и очень дружно работали на уроке. Спасибо вам!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Нигириш Светлана Владимировна, 31.05.17 в 08:52 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Возьму на заметку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.