Урок по русскому языку во 2 классе «Корень слова. Однокоренные слова»
Пояснительная записка к презентации
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: закрепить усвоение понятий «корень слова», «однокоренные слова».
Задачи:
- повторить изученные признаки однокоренных слов;
- развивать умение находить и подбирать однокоренные слова;
- воспитывать умение работать совместно;
- коррекционная задача: обогащение словарного запаса через использование в речи родственных слов.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, авторская презентация, раздаточный материал.
Этап урока |
Педагогические технологии, методы и приемы |
Результаты |
Организационный момент |
Диалоговая |
Мотивирует настрой на урок и переход к следующему этапу урока. |
Чистописание |
Проблемная ситуация |
Вырабатывает навыки умственных операций, развивается внимание, умение самостоятельно решать проблему. |
Актуализация знаний |
Фронтальный опрос Здоровьесберегающая |
Развивает внимание и умение слышать друг друга. Коррекция психоэмоционального напряжения детей. |
Закрепление знаний |
Проблемная ситуация, парная и групповая работа, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая. Самостоятельная работа с консультированием учителя. |
Развитие операций анализа и синтеза, самостоятельного поиска решения, развитие межличностных отношений, преодоление утомляемости, создание ситуации успеха. Дети учатся адекватно выражать свои мысли. РК способствует расширению знаний о своем крае. |
Подведение итогов |
Коллективная |
Развивает умения задавать вопросы и отвечать на них. |
На протяжении всего урока |
ИКТ Коммуникативная |
Обеспечивает наглядность, повышает образно-художественное представление материала и объем выполняемой работы, развивает навыки самоконтроля и самооценки. Облегчает вступление детей в общение, развивает умение договариваться. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1455811953.pptx (Однокоренные слова)
Ход урока
I. Организационный момент.
– На календаре уже весна. Ребята, а вы почувствовали весенние изменения? Какие? (Ответы детей). Солнышко с каждым днем все больше радует нас. Давайте и мы порадуем его, покажем, как красиво умеем писать.
II. Чистописание.
Сс Сс сссссооооо ос сл ол
Много солнца, солнышко, солнечный, подсолнух, солнце.
– Как вы думаете, почему я выбрала такие слова для чистописания? (Ответы детей). Выделите корень.
– Все ли эти слова однокоренные? (солнце, солнца – изменение формы слова)
III. Постановка цели и задач.
– О чем же сегодня будем говорить на уроке? (Дети формулируют тему урока). (Слайд 1)
– Как вы думаете, чем будем заниматься? (Ответы детей)
– Правильно. Будем закреплять знания об однокоренных словах.
IV. Актуализация знаний.
– Вместе с солнечными зайчиками мы совершим с вами небольшое путешествие, в ходе которого разгадаем очень важное слово.
– Первый зайчик показывает нам букву К. (Слайд 2)
Картины сегодня в музее у нас зимней природой порадуют вас.
– Хотя по календарю уже весна, но у нас на севере все еще зима. Посмотрите, как красива зимняя природа! Вы согласны со мной? (Слайд 3)
– Обратите внимание на эту картину. (Слайд 4)
– Какие однокоренные слова здесь спрятались?
Будьте внимательны. (Ответы детей). (Слайд 5)
лыжа снег зима
лыжня снежный (ком) зимушка
лыжник снежинка зимний
лыжница снеговик зимовать
– Молодцы! Запишите в тетрадь любую группу однокоренных слов. Выделите корень.
– Второй зайчик приносит нам букву О. (Слайд 6)
Отдых даст вам настроение и энергию в учении.
Физкультминутка:
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом: быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
V. Закрепление знаний.
– Третий зайчик показывает нам букву Р. (Слайд 7)
Разыщите лишнее слово и свой выбор объясните толково.
– Перед вами карточка со словами. Прочитайте внимательно и в каждой строчке найдите лишнее слово.
Домашний, дом, домино, домовой. Печурка, печать, печка, печник. Цирк, циркач, цирковой, циркуль. |
(После выполнения задания - взаимопроверка, коллективное обсуждение результатов.) (Слайд 8)
– Перечислите признаки однокоренных слов. (Слайд 9)
• общий корень
• общее лексическое значение
– Помните об этом при выполнении следующего задания. Перед вами текст. (У каждого ученика карточка с текстом, который взят из «Справочного пособия по русскому языку для 2 класса» О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой). Спишите его, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Затем найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Я поехал рыбачить (на) (В,в)олгу. (Р,р)ыбаки нал.вили много рыбы. Изрыбёшек св.рили рыбный су(п,б). А из очень мелкой ры(п,б)ки мама испекла рыбник. |
Оцените себя.
– Следующий зайчик приносит букву Е. (Слайд 11)
Если устали немного сейчас, погуляйте, отдохните
и слова нужные найдите.
Дети ходят по классу, находят карточки с однокоренными словами и приносят их учителю. Учитель прикрепляет все карточки на доску в один столбик.
– Давайте посовещаемся. На какие группы можно разделить эти слова?
На доске получилось:
1 группа – гости, гостиница, гостиные, погостить
2 группа – весна, весенний, веснушки, веснянка
– Объясните свой выбор.
– Ребята, слово гостиные связано с нашим городом. Как? Кто знает?
– Правильно. Это Гостиные дворы, исторический памятник Архангельска. Сюда приезжали гости из разных городов и стран торговать. (Слайд 12)
– Сейчас гости города живут в гостиницах. Какие гостиницы нашего города вы знаете?
(Слайд 13)
– Можете ли вы объяснить значение слова ВЕСНЯНКА? (Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны).
– Какие вы молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
VI. Домашнее задание.
– Снова зайчик показался, теперь с буквой Н. (Слайд №14).
На дом задание запишите и объяснение получите.
– Дома составьте и запишите группы однокоренных слов со следующими корнями: вар, корм, холод (Слайд 15)
VII. Подведение итогов.
– Вот и последняя буква перед нами. Это Ь. Что за слово получилось? Дети хором: КОРЕНЬ (Слайд 16)
– Как вы считаете, почему это важное слово?
(Ответы детей).
– Сейчас вы можете задать Мудрой Сове вопросы по уроку и получить в ее справочном бюро ответы. (Слайд 17)
(Мудрая Сова - учитель или кто-нибудь из детей. Остальные ребята задают вопросы по материалу урока. Мудрая Сова отвечает на них).
Например:
Что такое корень слова?
Какие слова называются однокоренными?
Назови, пожалуйста, признаки однокоренных слов.
Как пишется корень в однокоренных словах?
Что такое форма слова?
Какие орфограммы нам встретились?
Какое задание показалось трудным?
Что больше всего понравилось на уроке?
– Умнички! Вы показали сегодня хорошие знания и очень дружно работали на уроке. Спасибо вам!
Нигириш Светлана Владимировна