Урок русского языка во 2 классе на тему «Корень слова. Однокоренные слова»
Предмет: русский язык
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Используемые технологии: игровые, элементы технологии критического мышления
Методические приёмы: работа в группах
Цель: обобщить и систематизировать знания о корне слова и однокоренных словах
Задачи: научить распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями; приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем; развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать уважение к товарищу.
Планируемые результаты:
Предметные: 1-объяснять лексическое значение однокоренных слов; 2-образовывать однокоренные слова разных частей речи, выделят корень; 3- распространять простые предложения, находить в них грамматическую основу; 4- подбирать слова – синонимы; омонимы и отличать их от однокоренных слов; 5-выполнять задания логического характера
Метапредметные:
Регулятивные:
1-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 2-оценивать правильность выполнения действия; 3-планировать решение учебной задачи; 4-контролировать процесс и результаты своей деятельности; 5- применять изученное в изменённых условиях
Коммуникативные:
1-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; 2-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; 3-составлять устные монологические высказывания, доказывать свою точку зрения
Личностные: сотрудничество со взрослыми и сверстниками, уважение к чужому мнению
Оборудование: карточки с заданиями, звёздочки, чистые листы бумаги.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Фрагменты заданий |
УУД |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята, всем доброго дня и хорошего настроения! Урок сегодня у нас необычный. Вы любите соревноваться? Проведём урок – соревнование. Объясняет правила игры. |
Записывают число, наименование работы. Делятся на группы. Придумывают название команды |
Правила соревнований: -задания выполняются сообща; -каждая команда, получает звёздочку за правильный ответ; -учитывается аккуратность выполнения работы в тетрадях (самая аккуратная команда получает дополнительную звёздочку в конце урока) |
Р-1 К-1 |
||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности (словарная работа) |
Учитель даёт задание и старается, чтобы дети сами определили задачи урока |
Выполняют задание №1 определяют цель и задачи урока, записывают слова с непроверяемыми написаниями в тетрадь |
Задание №1 «Прополите текст»
Найдите словарные слова, запишите их в тетрадь, отмечая орфограммы. Из оставшихся слогов, составьте тему урока (однокоренные слова) |
Р-3 Р-1 |
||||||||||||||||||||||||
Работа по теме урока |
Учитель объясняет задание №2 - Я утверждаю, что эти слова однокоренные, так как у них есть общая часть –гол-. Учитель объясняет задание №3 Учитель записывает слова на доске - Я утверждаю, что эти слова однокоренные. |
Выполняют задание, слова записывают в тетрадь Дети опровергают утверждение учителя. Доказывают свою точку зрения. (Слова не являются однокоренными, так как у них нет общего значения) Называют слова. Дети опровергают утверждение учителя. Доказывают свою точку зрения. Делают вывод, что эти слова синонимы. |
Задание№2 «Чей счёт больше?»
- название птицы -часть тела -предмет для шитья -любимый…..природы (голубь, голова, иголка, уголок) Задание №3 В разных странах к женщине обращаются по разному. Назовите. (девушка, барышня, мадам, мадемуазель, леди, фрау, синьора) |
К-1,2,3 Р-4,5 П-4 К-1,2 |
||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Проводит дежурный |
|||||||||||||||||||||||||||
Продолжение работы по теме урока |
Учитель объясняет задание №4 Учитель объясняет задание №5. Читает стихотворение Докажите, что ваши слова являются разными частями речи. Учитель объясняет задание №6 - Являются ли слова – омонимы однокоренными? Учитель объясняет задание №7 Учитель объясняет задание №8 Учитель помогает, задавая вопросы: - Берёза какая? - Берёза что делала? - Росла где? и т.д |
Дети дают определения 1 команда подбирает слова к слову грустника, 2 – веселика. Записывают слова в тетради, отмечают части речи, выделяют корень в словах Дети записывают слова в тетради. Дают определение словам, доказывают свою точку зрения. Записывают однокоренные слова, выделяют корень. Дети называют предложения Последнее предложение записывают в тетради, находят основу. |
Задание №4 - Что такое однокоренные слова? - Что такое корень слова? Задание №5 «Ягодка» Бывает ягодка брусника, Черника, Клюква, Земляника… А есть ли ягодка грустника? А веселика тоже есть? Конечно есть! Глядите! Глядите-ка на Витю – За ягодкой нагнётся, Сорвёт и засмеётся. А Таня и Наташа – Так эти даже пляшут. Веселы все дети, Грустно только Пете. Не ел ли грустники Он вместо брусники? Не ел ли скучники Он вместо черники? А может быть он вместо клюквы Попробовал ягодку злюквы?! Ох, Кто объестся этих ягод, Тот может стать сердитым на год! Скорей помогите мне, дети, Найти веселику для Пети! - Какие новые слова придумал автор? - Подберите однокоренные слова к словам: грустника.ю веселика. Слова должны являться разными частями речи Задание №6 «Любопытный суслик» Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки: - Где вы были? - У Лисички. - Что вы ели там? - Лисички. - Найдите слова одинаковые по звучанию. - Как называются эти слова? (омонимы) Задание №7 «Самые внимательные» Ребята отправились в берёзовую рощу. Они остановились возле большой красивой берёзы, которая укрывала их от яркого летнего солнца. Ребята набрали сухих берёзовых веток и разожгли костёр. Серёжа крикнул: «Я нашёл гриб! Это подберёзовик» Задание №8 Команда распространяет предложение (Берёза.), Берёза. Красивая берёза. Росла на поляне красивая берёза. и т.д Побеждает та команда, которая последняя назовёт предложение |
К-3 П-1,2 Р-1,2 К-1,2 П-4 К-1,2,3 П-2 К-1,2 П-3 Р-4,5 К-1,2 |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия Итог урока |
- Посчитайте свои звёздочки. - Ребята, понравился ли вам урок? - Какие задания были для вас сложными? - Оцените свою работу на уроке. Вашу активность, работу в группе. - С какими словами работали сегодня на уроке? - Какие слова являются однокоренными? Какие не являются? |
Дети подводят итоги. Поздравляют победителей. Дети отвечают. Поднимают смайлики. Ответы детей |
К-1,2 Р-2,4 |
Используемая литература:
Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учёба, и игра: русский язык» Ярославль. Академия развития 1998г
Ю. Никитин «Игры деда Буквоеда» Челябинск 1988г
Легоцкая Вера Сергеевна