Урок русского языка во 2 классе на тему «Корень слова. Однокоренные слова»

2
1
Материал опубликован 28 April 2018

Предмет: русский язык

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Используемые технологии: игровые, элементы технологии критического мышления

Методические приёмы: работа в группах

Цель: обобщить и систематизировать знания о корне слова и однокоренных словах

Задачи: научить распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями; приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем; развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать уважение к товарищу.

Планируемые результаты:

Предметные: 1-объяснять лексическое значение однокоренных слов; 2-образовывать однокоренные слова разных частей речи, выделят корень; 3- распространять простые предложения, находить в них грамматическую основу; 4- подбирать слова – синонимы; омонимы и отличать их от однокоренных слов; 5-выполнять задания логического характера

Метапредметные:

Регулятивные:

1-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 2-оценивать правильность выполнения действия; 3-планировать решение учебной задачи; 4-контролировать процесс и результаты своей деятельности; 5- применять изученное в изменённых условиях

Коммуникативные:

1-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; 2-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; 3-составлять устные монологические высказывания, доказывать свою точку зрения

Личностные: сотрудничество со взрослыми и сверстниками, уважение к чужому мнению

Оборудование: карточки с заданиями, звёздочки, чистые листы бумаги.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Фрагменты заданий

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, всем доброго дня и хорошего настроения! Урок сегодня у нас необычный. Вы любите соревноваться? Проведём урок – соревнование.

Объясняет правила игры.

Записывают число, наименование работы.

Делятся на группы.

Придумывают название команды

Правила соревнований:

-задания выполняются сообща;

-каждая команда, получает звёздочку за правильный ответ;

-учитывается аккуратность выполнения работы в тетрадях (самая аккуратная команда получает дополнительную звёздочку в конце урока)

Р-1

К-1

Самоопределение к деятельности

(словарная работа)

Учитель даёт задание и старается, чтобы дети сами определили задачи урока

Выполняют задание №1

определяют цель и задачи урока, записывают слова с непроверяемыми написаниями в тетрадь

Задание №1

«Прополите текст»

го

од

рох

но

 

ко

по

рен

ми

дор

пет

ные

руш

сло

ка

кар

ва

то

фе

ль

Найдите словарные слова, запишите их в тетрадь, отмечая орфограммы. Из оставшихся слогов, составьте тему урока

(однокоренные слова)

Р-3

Р-1

Работа по теме урока

Учитель объясняет задание №2

- Я утверждаю, что эти слова однокоренные, так как у них есть общая часть –гол-.

Учитель объясняет задание №3

Учитель записывает слова на доске

- Я утверждаю, что эти слова однокоренные.

Выполняют задание, слова записывают в тетрадь

Дети опровергают утверждение учителя. Доказывают свою точку зрения.

(Слова не являются однокоренными, так как у них нет общего значения)

Называют слова.

Дети опровергают утверждение учителя. Доказывают свою точку зрения.

Делают вывод, что эти слова синонимы.

Задание№2

«Чей счёт больше?»

г

о

л

     

г

о

л

     
 

г

о

л

   
 

г

о

л

   

- название птицы

-часть тела

-предмет для шитья

-любимый…..природы

(голубь, голова, иголка, уголок)

Задание №3

В разных странах к женщине обращаются по разному. Назовите. (девушка, барышня, мадам, мадемуазель, леди, фрау, синьора)

К-1,2,3

Р-4,5

П-4

К-1,2

Физминутка

 

Проводит дежурный

   

Продолжение работы по теме урока

Учитель объясняет задание №4

Учитель объясняет задание №5. Читает стихотворение

Докажите, что ваши слова являются разными частями речи.

Учитель объясняет задание №6

- Являются ли слова – омонимы однокоренными?

Учитель объясняет задание №7

Учитель объясняет задание №8

Учитель помогает, задавая вопросы:

- Берёза какая?

- Берёза что делала?

- Росла где? и т.д

Дети дают определения

1 команда подбирает слова к слову грустника, 2 – веселика.

Записывают слова в тетради, отмечают части речи, выделяют корень в словах

Дети записывают слова в тетради.

Дают определение словам, доказывают свою точку зрения.

Записывают однокоренные слова, выделяют корень.

Дети называют предложения

Последнее предложение записывают в тетради, находят основу.

Задание №4

- Что такое однокоренные слова?

- Что такое корень слова?

Задание №5

«Ягодка»

Бывает ягодка брусника,

Черника,

Клюква,

Земляника…

А есть ли ягодка грустника?

А веселика тоже есть?

Конечно есть!

Глядите!

Глядите-ка на Витю –

За ягодкой нагнётся,

Сорвёт и засмеётся.

А Таня и Наташа –

Так эти даже пляшут.

Веселы все дети,

Грустно только Пете.

Не ел ли грустники

Он вместо брусники?

Не ел ли скучники

Он вместо черники?

А может быть он вместо клюквы

Попробовал ягодку злюквы?!

Ох,

Кто объестся этих ягод,

Тот может стать сердитым на год!

Скорей помогите мне, дети,

Найти веселику для Пети!

- Какие новые слова придумал автор?

- Подберите однокоренные слова к словам: грустника.ю веселика. Слова должны являться разными частями речи

Задание №6

«Любопытный суслик»

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички.

- Что вы ели там?

- Лисички.

- Найдите слова одинаковые по звучанию.

- Как называются эти слова?

(омонимы)

Задание №7

«Самые внимательные»

Ребята отправились в берёзовую рощу. Они остановились возле большой красивой берёзы, которая укрывала их от яркого летнего солнца. Ребята набрали сухих берёзовых веток и разожгли костёр. Серёжа крикнул: «Я нашёл гриб! Это подберёзовик»

Задание №8

Команда распространяет предложение (Берёза.),

Берёза.

Красивая берёза.

Росла на поляне красивая берёза. и т.д

Побеждает та команда, которая последняя назовёт предложение

К-3

П-1,2

Р-1,2

К-1,2

П-4

К-1,2,3

П-2

К-1,2

П-3

Р-4,5

К-1,2

Рефлексия

Итог урока

- Посчитайте свои звёздочки.

- Ребята, понравился ли вам урок?

- Какие задания были для вас сложными?

- Оцените свою работу на уроке. Вашу активность, работу в группе.

- С какими словами работали сегодня на уроке?

- Какие слова являются однокоренными? Какие не являются?

Дети подводят итоги. Поздравляют победителей.

Дети отвечают.

Поднимают смайлики.

Ответы детей

 

К-1,2

Р-2,4

Используемая литература:

Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учёба, и игра: русский язык» Ярославль. Академия развития 1998г

Ю. Никитин «Игры деда Буквоеда» Челябинск 1988г

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Грамотный урок, спасибо!

28 April 2018