Урок русского языка «Представление понятия форма слова. Разграничение разных слов и форм одного и того же слова» (3 класс)

4
0
Материал опубликован 25 June 2023

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик

Тема урока: Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова.

Цель урока: сформировать представление учащихся о различии формы слова и родственных слов; совершенствовать умение решать известные орфографические задачи; развивать внимание, речь учащихся; воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока:

Оргмомент

2. Мотивация учебной деятельности

- Продолжаем наш путь по нелегкой, но нужной и интересной дороге познания русского языка.

- Какое умение свидетельствует о знании этого предмета? (Умение писать грамотно.)

- А из чего оно складывается? (Из умения «видеть» орфограмму, определять место орфограммы в слове, знать правило решения этой орфографической задачи)

- Кто хочет научиться письму без ошибок?

3. Орфографическая разминка

- Начнем с орфографической разминки.

На доске записаны слова: п_ ез д/т ка

л_ соч _ к

ал _ нький

с ? ехал

тепл _ ход

ищ _ т (он)

л ? ёт

извес?ный

нахо д/т ка

Учащиеся называют орфограммы, решают орфографические задачи, учитель заполняет «окошки».

- О чём напоминает слово «ищет»? (Если в слове есть неизученная орфограмма, надо делать «окошко»)

Учитель справа от этого слова красным мелом ставит восклицательный знак.

- Прочитайте по порядку первые буквы этих слов. Какое слово получилось? (Получилось слово «пластилин»)

- На каком уроке мы работаем с этим материалом? (На уроке технологии.)

- Хоть сейчас и не урок труда, но кусочек пластилина я сегодня принесла. (Учитель показывает кусок пластилина.)

- Что можно сделать из пластилина? (Можно что-нибудь слепить.)

- Правильно, например, шар, звёздочку, кубик… (Учитель лепит всё перечисленное.)

- Что происходило каждый раз с кусочком пластилина? (Он менял форму.)

- А с чем мы поступаем в нашей речи так же, как и с куском пластилина, то есть, изменяем форму? (Со словами, изменяем форму слов.)

- С чем часто путают формы слова? (С родственными словами.)

4. Определение темы урока и задач

- Кто определил, какова будет тема урока? (Формы слова.)

Учитель вывешивает на доску опору «Слово и его формы».

- Какие задачи поставим перед собой? (Определить отличия формы слова и родственных слов, тренироваться в различии формы слова и родственных слов.)

5. Работа над новым материалом

1) в задачнике стр. 44 №147

- Понаблюдаем за словами.

- Прочитайте слова в каждом столбике. (Дом, дома, домов. Большой, большие, большая. Красить, красят, красит.)

- Можно ли сказать, что в каждом столбике записаны разные слова? (Нет, это одно и тоже слово.)

- Почему? (Лексическое значение не изменилось.) Что передает лексическое значение слова? (Основа слова.)

- Какое значение есть еще у слова? (Грамматическое.) Что передает грамматическое значение слова? (Окончание.) Одинаково ли это значение? (Разное.)

- Выделите окончания. Выделите основы. Что замечаете? (В формах слова основы одинаковые, меняется только окончание.)

Учитель на доску вывешивает опору.

Формы слова

t1687722726aa.gift1687722726ab.gif

 t1687722726ad.gift1687722726ab.gif 

(между основами учитель ставит знак "=", а между окончаниями ставит знак "не равно")

- Что означает эта схема? (В формах одного слова одинаковые основы и различные окончания.)

2) чтение вывода на стр. 57 №148

- Сравним наши наблюдения и выводы с выводами учебника.

Чтение вслух сообщения авторов.

- Что скажете? (Наши выводы правильные.)

- Какой отличительный признак будет помогать распознавать формы слова? (Одинаковая основа.)

- Какое новое научное понятие встретилось в сообщении? (Начальная форма.)

- Что такое начальная форма слова? (Это самая первая форма слова, с которой начинаются все изменения.)

- Среди слов в упражнении 147 постарайтесь отыскать начальную форму слов. (Называют.)

- Слово и его формы – это как матрешка, включает в себя все свои формы.

Учитель показывает матрешку с надписью «дом».

- Какие формы слов может включать слово «дом»? ((Дома, к дому, с домом, о доме и т.д.)

Учитель из большой матрешки достает матрешки поменьше, с написанными на них формами слова.

- Что указывает на то, что это формы слова? (Одинаковая основа.)

- Назовите родственные слова к слову «дом». (Домик, домище, домовой.)

Учитель записывает слова на доску.

- Назовите окончания и основы в этих словах.

Дети говорят, учитель выделяет окончания и основы.

- Что замечаете? (У родственных слов основы разные.)

Учитель на доску вывешивает опору.

Родственные слова

t1687722726aa.gift1687722726ac.gift1687722726ab.gif

t1687722726ad.gift1687722726ab.gif

(между основами учитель ставит знак "не равно")
- Что вносит различие в основы этих слов? (Суффиксы.)

- Какая еще часть может вносить оттенок в значение слова? (Приставка.)

- О чем рассказывает эта схема? (В родственных словах основы разные.)

3) чтение вывода на стр. 59

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного материала

- Над чем дальше будем работать? (Различать формы слова и родственные слова.)

- Как? (По основе, если основа одинаковая – формы слова, а если разная – родственные слова.)

1) стр. 58 №149

- Прочитайте слова. Что записано в первом столбике? (Формы слова.) Почему? (Основа одинаковая – «берез») Выделите основы.

- А во втором столбике? (Родственные слова.) Что на это указывает? (Разные основы.) Выделите основы слов.

- Какая часть объединяет родственные слова и формы слова в одну семью? (Корень.)

- Выделите корень.

- Какие части вносят отличия в значение основы родственных слов? (Приставки и суффиксы.)

2) стр. 59 № 152

- Прочитайте 2-ую группу слов. Заполните «окошки». (Учащиеся объясняют поставленные орфографические задачи.)

- Поработайте в парах. (На партах у детей карточки с таким же набором слов.)

- Распределите слова на две группы: формы слова и родственные слова.

Проверка работы.

- Зачитайте, что отнесли к формам слова, а что к родственным словам. Почему?

- Запишем слова по указанным группам.

- Что наблюдается в корнях этих слов? (Чередование согласных.)

3) дополнительно (при наличии времени)

- Прочитайте текст. Найдите слова, относящиеся к теме урока. (Дети называют, а учитель подчеркивает.)

Текст:

Вы любите дождь? Мне нравится дождливая погода. Надеваю дождевик, сапоги и гуляю под дождем. Слушаю, как дождик весело барабанит по крышам. Смотрю, как капли дождя бесстрашно падают вниз.

- Запишите слова в 2 группы. Выполните графические объяснения.

Самостоятельная работа учащихся.

- Зачитайте получившиеся группы слов.

- Какое слово попало в оба столбика? (Дождь.)

8. Итог урока. Рефлексия

- Над какой темой работали? (Слово и его формы.)

- Какие задачи ставили перед собой? (Определить отличия формы слова и родственных слов, различать формы слова и родственные слова.)

- Справились с ними? Кто дома взрослым может рассказать, как не путать формы слова с родственными словами?

- Проанализируйте свою работу на уроке и продолжите фразу:

На доске:

Я понял …

Мне понравилось …

Мне было трудно …

- Поставьте на полях в тетради ту оценку, которую вы себе поставите за знание новой темы.

- Я вас благодарю за работу!

9. Домашнее задание

Стр. 59 №152 (1-я группа слов.)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.