Урок русского языка «Представление понятия форма слова. Разграничение разных слов и форм одного и того же слова» (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик
Тема урока: Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова.
Цель урока: сформировать представление учащихся о различии формы слова и родственных слов; совершенствовать умение решать известные орфографические задачи; развивать внимание, речь учащихся; воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока:
Оргмомент
2. Мотивация учебной деятельности
- Продолжаем наш путь по нелегкой, но нужной и интересной дороге познания русского языка.
- Какое умение свидетельствует о знании этого предмета? (Умение писать грамотно.)
- А из чего оно складывается? (Из умения «видеть» орфограмму, определять место орфограммы в слове, знать правило решения этой орфографической задачи)
- Кто хочет научиться письму без ошибок?
3. Орфографическая разминка
- Начнем с орфографической разминки.
На доске записаны слова: п_ ез д/т ка
л_ соч _ к
ал _ нький
с ? ехал
тепл _ ход
ищ _ т (он)
л ? ёт
извес?ный
нахо д/т ка
Учащиеся называют орфограммы, решают орфографические задачи, учитель заполняет «окошки».
- О чём напоминает слово «ищет»? (Если в слове есть неизученная орфограмма, надо делать «окошко»)
Учитель справа от этого слова красным мелом ставит восклицательный знак.
- Прочитайте по порядку первые буквы этих слов. Какое слово получилось? (Получилось слово «пластилин»)
- На каком уроке мы работаем с этим материалом? (На уроке технологии.)
- Хоть сейчас и не урок труда, но кусочек пластилина я сегодня принесла. (Учитель показывает кусок пластилина.)
- Что можно сделать из пластилина? (Можно что-нибудь слепить.)
- Правильно, например, шар, звёздочку, кубик… (Учитель лепит всё перечисленное.)
- Что происходило каждый раз с кусочком пластилина? (Он менял форму.)
- А с чем мы поступаем в нашей речи так же, как и с куском пластилина, то есть, изменяем форму? (Со словами, изменяем форму слов.)
- С чем часто путают формы слова? (С родственными словами.)
4. Определение темы урока и задач
- Кто определил, какова будет тема урока? (Формы слова.)
Учитель вывешивает на доску опору «Слово и его формы».
- Какие задачи поставим перед собой? (Определить отличия формы слова и родственных слов, тренироваться в различии формы слова и родственных слов.)
5. Работа над новым материалом
1) в задачнике стр. 44 №147
- Понаблюдаем за словами.
- Прочитайте слова в каждом столбике. (Дом, дома, домов. Большой, большие, большая. Красить, красят, красит.)
- Можно ли сказать, что в каждом столбике записаны разные слова? (Нет, это одно и тоже слово.)
- Почему? (Лексическое значение не изменилось.) Что передает лексическое значение слова? (Основа слова.)
- Какое значение есть еще у слова? (Грамматическое.) Что передает грамматическое значение слова? (Окончание.) Одинаково ли это значение? (Разное.)
- Выделите окончания. Выделите основы. Что замечаете? (В формах слова основы одинаковые, меняется только окончание.)
Учитель на доску вывешивает опору.
Формы слова
(между основами учитель ставит знак "=", а между окончаниями ставит знак "не равно")
- Что означает эта схема? (В формах одного слова одинаковые основы и различные окончания.)
2) чтение вывода на стр. 57 №148
- Сравним наши наблюдения и выводы с выводами учебника.
Чтение вслух сообщения авторов.
- Что скажете? (Наши выводы правильные.)
- Какой отличительный признак будет помогать распознавать формы слова? (Одинаковая основа.)
- Какое новое научное понятие встретилось в сообщении? (Начальная форма.)
- Что такое начальная форма слова? (Это самая первая форма слова, с которой начинаются все изменения.)
- Среди слов в упражнении 147 постарайтесь отыскать начальную форму слов. (Называют.)
- Слово и его формы – это как матрешка, включает в себя все свои формы.
Учитель показывает матрешку с надписью «дом».
- Какие формы слов может включать слово «дом»? ((Дома, к дому, с домом, о доме и т.д.)
Учитель из большой матрешки достает матрешки поменьше, с написанными на них формами слова.
- Что указывает на то, что это формы слова? (Одинаковая основа.)
- Назовите родственные слова к слову «дом». (Домик, домище, домовой.)
Учитель записывает слова на доску.
- Назовите окончания и основы в этих словах.
Дети говорят, учитель выделяет окончания и основы.
- Что замечаете? (У родственных слов основы разные.)
Учитель на доску вывешивает опору.
Родственные слова
(между основами учитель ставит знак "не равно")
- Что вносит различие в основы этих слов? (Суффиксы.)
- Какая еще часть может вносить оттенок в значение слова? (Приставка.)
- О чем рассказывает эта схема? (В родственных словах основы разные.)
3) чтение вывода на стр. 59
6. Физкультминутка
7. Закрепление изученного материала
- Над чем дальше будем работать? (Различать формы слова и родственные слова.)
- Как? (По основе, если основа одинаковая – формы слова, а если разная – родственные слова.)
1) стр. 58 №149
- Прочитайте слова. Что записано в первом столбике? (Формы слова.) Почему? (Основа одинаковая – «берез») Выделите основы.
- А во втором столбике? (Родственные слова.) Что на это указывает? (Разные основы.) Выделите основы слов.
- Какая часть объединяет родственные слова и формы слова в одну семью? (Корень.)
- Выделите корень.
- Какие части вносят отличия в значение основы родственных слов? (Приставки и суффиксы.)
2) стр. 59 № 152
- Прочитайте 2-ую группу слов. Заполните «окошки». (Учащиеся объясняют поставленные орфографические задачи.)
- Поработайте в парах. (На партах у детей карточки с таким же набором слов.)
- Распределите слова на две группы: формы слова и родственные слова.
Проверка работы.
- Зачитайте, что отнесли к формам слова, а что к родственным словам. Почему?
- Запишем слова по указанным группам.
- Что наблюдается в корнях этих слов? (Чередование согласных.)
3) дополнительно (при наличии времени)
- Прочитайте текст. Найдите слова, относящиеся к теме урока. (Дети называют, а учитель подчеркивает.)
Текст:
Вы любите дождь? Мне нравится дождливая погода. Надеваю дождевик, сапоги и гуляю под дождем. Слушаю, как дождик весело барабанит по крышам. Смотрю, как капли дождя бесстрашно падают вниз.
- Запишите слова в 2 группы. Выполните графические объяснения.
Самостоятельная работа учащихся.
- Зачитайте получившиеся группы слов.
- Какое слово попало в оба столбика? (Дождь.)
8. Итог урока. Рефлексия
- Над какой темой работали? (Слово и его формы.)
- Какие задачи ставили перед собой? (Определить отличия формы слова и родственных слов, различать формы слова и родственные слова.)
- Справились с ними? Кто дома взрослым может рассказать, как не путать формы слова с родственными словами?
- Проанализируйте свою работу на уроке и продолжите фразу:
На доске:
Я понял …
Мне понравилось …
Мне было трудно …
- Поставьте на полях в тетради ту оценку, которую вы себе поставите за знание новой темы.
- Я вас благодарю за работу!
9. Домашнее задание
Стр. 59 №152 (1-я группа слов.)