Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Однокоренные слова»
Урок русского языка
Класс: 2
Тема: Однокоренные слова.
Цель: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнить словарный запас учащихся.
Задачи:
Дидактические:
- ввести понятие «корень слова»;
- формирование умения распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.
Развивающие:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;
- развитие речи, умения слушать;
-развитие внимания и орфографической зоркости;
- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;
- развитие интереса к предмету.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельной работы;
- воспитание навыка работы в группах, в парах;
- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Интерактивное оборудование |
Организационный момент
3 мин. |
Выявить готовность учащихся к уроку (наличие на партах необходимых предметов, правильное положение учащихся за партой). - Садитесь. Я рада видеть вас готовыми к уроку. - Открываем свои тетрадочки и записываем: число, классная работа. Спинки прямые, локоточки не висят. |
Взгляд учащихся обращен на учителя, готовность слушать.
Ученики садятся за парты, открывают тетради и записывают в них то, что сказал учитель. |
|
Актуализация знаний
7 мин |
Орфографическая минутка. На интерактивной доске представлены слова: Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый. - Ребята, эти слова нужно разделить на три группы. - На какие группы разделите слова?
- Хорошо, молодец, Ваня! Выходи, пожалуйста к доске и распредели правильно, а остальные ребята работают в своих тетрадях. А прежде чем начать работу, напомни, пожалуйста правила обращения с интерактивной доской. - Абсолютно верно усвоил правила пользования интерактивной доской. - Проверьте, все ли правильно сделал Ваня? - А теперь, ребята, каждый из вас самостоятельно составьте предложение с любыми из данных слов и запишите его в тетрадь. |
- По орфограммам ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Ответ по поднятой руке.) - Не стучать по доске, не прикладывать усилия при работе, маркером также пользоваться аккуратно, сильно не надавливать.
- Да. Ученики составляют и записывают в тетрадь предложение. |
Интерактивная доска |
Определение цели и плана урока
7 мин |
На доске записаны слова: часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть. - Внимание, задание следующее: нужно распределить эти слова на две группы. Кто хочет попробовать? Маша, выходи, пожалуйста. - Итак, Маша, расскажи, пожалуйста, какие слова ты будешь относить в первую группу, а какие во вторую, и как ты назовешь группы, в которые будешь распределять эти самые слова? Остальные ребята работают в тетрадях.
- Ребята, все согласны?
- Хорошо, Маша, молодец, справилась. Помните, на прошлом занятии мы свами специальным знаком выделяли общую часть родственных слов? Маша, выдели маркером эти части слов, пожалуйста. А вы, ребята также продолжаете работать в своих тетрадях. - Все согласны с Машей, правильно ли она обозначила части слов? - Спасибо, Маша, садись, пожалуйста, ты сегодня справилась на отлично. - Но все же, ребята, мы чего-то с вами знаем. Чего же?
- Совершенно верно! Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
- Хорошо, рассуждаете в правильном направлении.
- Итак, для того, чтобы нам сегодня продуктивно поработать, составим план, по которому будем действовать.
- Только давайте, мы слово «одинаковая» заменим на «общая»
- Отлично! План составлен. |
Один из учеников выходит к доске.
- К первой группе я отнесу родственные слова (часовщик, часы, часики, часовой), а ко второй – остальные (часто, часть). - Да.
Маша выделяет родственную часть слов. Остальные дети работают у себя в тетрадях, сверяясь с доской.
- Да.
- Мы не знаем, как называется та самая часть, которую мы выделяем у родственных слов. - Узнать, как называется одинаковая часть у родственных слов.
- Одинаковая часть родственных слов.
1. Узнать, как называется одинаковая часть родственных слов. 2. Научиться определять общую часть родственных слов. 3. Закрепить полученные знания. |
|
Открытие нового знания
12 мин |
- А теперь, аккуратно открываем учебник, не забываем, о том, что учебник библиотечный, он должен достаться после вас следующему второкласснику в хорошем состоянии. Находим страницу стр. 61, читаем тему. Петя, пожалуйста, прочти. Хорошо, посмотрим с вами упр. 84 на этой же странице.
- Почему слова так написаны?
- Докажите, что в первой группе слова родственные.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а у слона есть дом? А где он находится. А слон это дикое животное или домашнее? Хищное или травоядное? А каких еще диких животных вы знаете? А какие бывают домашние животные? Молодцы, вы все у меня знаете. - Хорошо, теперь по аналогии докажите, что и во второй группе слова родственные.
- Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.
- Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов.
- Почему корень – главная часть родственных слов?
- Посмотрите, пожалуйста, на упражнение 86 на следующей странице. Здесь нам предлагается провести опыт с данными словами. Саша прочитай, какой именно.
- Итак, Саша, какая же первая пара слов? Какая общая часть слова, что останется от слова, если убрать ее корень?
- Какой же мы все же можем сделать вывод? - Совершенно верно, в слове обязательно должен быть корень. Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов.
- Итак, ребята, мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, кто мне скажет, как он звучит? Наташа, пожалуйста.
- Идем дальше.
|
Ученики открывают учебник, читают тему вслух по поднятой руке один из них. - Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
- Дом-, слон- - это одинаковая часть в словах. - Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой дом.
Ответы детей по поднятой руке.
Ответы детей по поднятой руке.
Выполняют упражнение в тетради.
- Корень.
- В ней заключен общий смысл родственных слов.
- Закройте полоской бумаги общую часть слова (корень) и прочитайте то, что осталось незакрытым. Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами?
- Трава-травка, корень трав- Если читать без корня, то получится -а и -ка. - В корне обязательно должен быть корень.
- Узнали, как называется общая часть родственных слов. Это корень.
|
|
Первичное закрепление
10 мин |
- Обратимся к учебнику, упр. 85, выполним его самостоятельно. Затем вы поменяетесь с соседом по парте тетрадью, проверите друг друга и поставите отметку, где «5» -все выполнено без ошибок, «4» - если есть одна ошибка.
- После того, как вы справитесь, поднимайте, пожалуйста руки, чтоб я видела, кто закончил.
- Отлично! Вы достаточно быстро справились. Посмотрите, пожалуйста упр. 87. Здесь нужно списать только первое предложение, обозначить в однокоренных словах корень. Спинки ровно, локотки не висят. Выполняем.
- Ребята, вернёмся к нашему плану урока, какие мы с вами пункты выполнили?
|
Самостоятельно выполняют задание.
Самостоятельно выполняют задание.
- 1. Узнали, как называется общая часть родственных слов. - 2. Научились определять общую часть родственных слов.
|
Проверка через документ-камеру.
|
Обобщение, систематизация знаний
2 мин |
- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, что же такое корень слова?
- Назовите синоним слову родственные.
- Вернемся к нашему плану. Удалось ли нам выполнить последний пункт? Закрепили ли мы полученные знания? |
- Корень – это общая часть родственных слов. Это главная часть в слове. - Однокоренные.
- Да, мы закрепили изученные знания.
|
|
Подведение итогов
3 мин |
- Вы сегодня хорошо поработали. Мы выяснили, что же такое корень слова, что такое однокоренные слова. Остались ли у вас какие-то вопросы? Интересно ли вам сегодня было работать на уроки и выполнять заданные упражнения? |
Обратная связь от учеников. |
|
Рефлексия 1 мин |
А теперь откройте свои «карты уроков» и сделайте некоторые отметки о проделанной работе. |
Выполнение учениками указания учителя. |
|
Приложение 1
Приложение 2
Рефлексивная карта уроков русского языка
Дата |
Настроение (изобразите смайлик) |
Всё было понятно (да/нет) |
Кое-что не понял, хотел бы уточнить (да/нет) |
Ничего не запомнил, ничего не понял (да/нет) |
Хочу узнать больше (да/нет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|