Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Однокоренные слова»

1
0
Материал опубликован 2 January 2021

Урок русского языка

Класс: 2

Тема: Однокоренные слова.

Цель: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнить словарный запас учащихся.

Задачи:

Дидактические:

- ввести понятие «корень слова»;

- формирование умения распознавать однокоренные слова, выделять в них корень.

Развивающие:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать;

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

- развитие интереса к предмету.

Воспитательные:

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах, в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.


 

Ход урока


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Интерактивное оборудование

Организационный момент


 

3 мин.

Выявить готовность учащихся к уроку (наличие на партах необходимых предметов, правильное положение учащихся за партой).

- Садитесь. Я рада видеть вас готовыми к уроку.

- Открываем свои тетрадочки и записываем: число, классная работа. Спинки прямые, локоточки не висят.

Взгляд учащихся обращен на учителя, готовность слушать.


 

Ученики садятся за парты, открывают тетради и записывают в них то, что сказал учитель.

 

Актуализация знаний


 

7 мин

Орфографическая минутка.

На интерактивной доске представлены слова: Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.

- Ребята, эти слова нужно разделить на три группы.

- На какие группы разделите слова?


 

- Хорошо, молодец, Ваня! Выходи, пожалуйста к доске и распредели правильно, а остальные ребята работают в своих тетрадях. А прежде чем начать работу, напомни, пожалуйста правила обращения с интерактивной доской.

- Абсолютно верно усвоил правила пользования интерактивной доской.

- Проверьте, все ли правильно сделал Ваня?

- А теперь, ребята, каждый из вас самостоятельно составьте предложение с любыми из данных слов и запишите его в тетрадь.


 


 


 


 

- По орфограммам ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Ответ по поднятой руке.)

- Не стучать по доске, не прикладывать усилия при работе, маркером также пользоваться аккуратно, сильно не надавливать.


 

- Да.

Ученики составляют и записывают в тетрадь предложение.

Интерактивная доска

Определение цели и плана урока


 

7 мин

На доске записаны слова: часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.

- Внимание, задание следующее: нужно распределить эти слова на две группы. Кто хочет попробовать? Маша, выходи, пожалуйста.

- Итак, Маша, расскажи, пожалуйста, какие слова ты будешь относить в первую группу, а какие во вторую, и как ты назовешь группы, в которые будешь распределять эти самые слова? Остальные ребята работают в тетрадях.

 

- Ребята, все согласны?

 

- Хорошо, Маша, молодец, справилась. Помните, на прошлом занятии мы свами специальным знаком выделяли общую часть родственных слов? Маша, выдели маркером эти части слов, пожалуйста. А вы, ребята также продолжаете работать в своих тетрадях.

- Все согласны с Машей, правильно ли она обозначила части слов?

- Спасибо, Маша, садись, пожалуйста, ты сегодня справилась на отлично.

- Но все же, ребята, мы чего-то с вами знаем. Чего же?

 

 

 

- Совершенно верно! Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

 

 

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

 

- Хорошо, рассуждаете в правильном направлении.

 

- Итак, для того, чтобы нам сегодня продуктивно поработать, составим план, по которому будем действовать.

 

- Только давайте, мы слово «одинаковая» заменим на «общая»

 

 

 

 

- Отлично! План составлен.

Один из учеников выходит к доске.


 


 


 

- К первой группе я отнесу родственные слова (часовщик, часы, часики, часовой), а ко второй – остальные (часто, часть).

- Да.


 

Маша выделяет родственную часть слов. Остальные дети работают у себя в тетрадях, сверяясь с доской.

 

- Да.

 

 

 

- Мы не знаем, как называется та самая часть, которую мы выделяем у родственных слов.

- Узнать, как называется одинаковая часть у родственных слов.

 

- Одинаковая часть родственных слов.

 

 

1. Узнать, как называется одинаковая часть родственных слов.

2. Научиться определять общую часть родственных слов.

3. Закрепить полученные знания.

 

Открытие нового знания


 

12 мин

- А теперь, аккуратно открываем учебник, не забываем, о том, что учебник библиотечный, он должен достаться после вас следующему второкласснику в хорошем состоянии. Находим страницу стр. 61, читаем тему. Петя, пожалуйста, прочти.

Хорошо, посмотрим с вами упр. 84 на этой же странице.


 

- Почему слова так написаны?


 

- Докажите, что в первой группе слова родственные.


 


 


 


 


 

- Ребята, скажите, пожалуйста, а у слона есть дом? А где он находится. А слон это дикое животное или домашнее? Хищное или травоядное? А каких еще диких животных вы знаете? А какие бывают домашние животные? Молодцы, вы все у меня знаете.

- Хорошо, теперь по аналогии докажите, что и во второй группе слова родственные.


 

- Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.


 


 

- Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов.


 

- Почему корень – главная часть родственных слов?


 


 


 

- Посмотрите, пожалуйста, на упражнение 86 на следующей странице. Здесь нам предлагается провести опыт с данными словами. Саша прочитай, какой именно.


 


 


 


 

- Итак, Саша, какая же первая пара слов? Какая общая часть слова, что останется от слова, если убрать ее корень?


 

- Какой же мы все же можем сделать вывод?

- Совершенно верно, в слове обязательно должен быть корень. Он «хранит» общее значение всех однокоренных слов.

 

- Итак, ребята, мы с вами выполнили первый пункт нашего плана, кто мне скажет, как он звучит? Наташа, пожалуйста.

 

 

- Идем дальше.

 

 

 

Ученики открывают учебник, читают тему вслух по поднятой руке один из них.

- Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?


 

- Дом-, слон- - это одинаковая часть в словах.

- Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой дом.


 

Ответы детей по поднятой руке.


 


 


 

Ответы детей по поднятой руке.


 

Выполняют упражнение в тетради.


 

- Корень.


 


 

- В ней заключен общий смысл родственных слов.


 


 

- Закройте полоской бумаги общую часть слова (корень) и прочитайте то, что осталось незакрытым. Можно ли назвать то, что вы прочитали, словами?


 

- Трава-травка, корень трав-

Если читать без корня, то получится -а и -ка.

- В корне обязательно должен быть корень.


 


 

- Узнали, как называется общая часть родственных слов. Это корень.


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Первичное закрепление


 

10 мин

- Обратимся к учебнику, упр. 85, выполним его самостоятельно. Затем вы поменяетесь с соседом по парте тетрадью, проверите друг друга и поставите отметку, где «5» -все выполнено без ошибок, «4» - если есть одна ошибка.


 

- После того, как вы справитесь, поднимайте, пожалуйста руки, чтоб я видела, кто закончил.


 

- Отлично! Вы достаточно быстро справились. Посмотрите, пожалуйста упр. 87. Здесь нужно списать только первое предложение, обозначить в однокоренных словах корень.

Спинки ровно, локотки не висят. Выполняем.


 


 

- Ребята, вернёмся к нашему плану урока, какие мы с вами пункты выполнили?


 


 


 


 


 

 

Самостоятельно выполняют задание.


 


 


 


 


 


 

Самостоятельно выполняют задание.


 


 


 


 

- 1. Узнали, как называется общая часть родственных слов.

- 2. Научились определять общую часть родственных слов.

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проверка через документ-камеру.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Обобщение, систематизация знаний


 

2 мин

- Итак, ребята, скажите, пожалуйста, что же такое корень слова?


 

- Назовите синоним слову родственные.


 


 


 

- Вернемся к нашему плану. Удалось ли нам выполнить последний пункт? Закрепили ли мы полученные знания?

- Корень – это общая часть родственных слов. Это главная часть в слове.

- Однокоренные.


 


 


 

- Да, мы закрепили изученные знания.

 

 

Подведение итогов


 

3 мин

- Вы сегодня хорошо поработали. Мы выяснили, что же такое корень слова, что такое однокоренные слова. Остались ли у вас какие-то вопросы? Интересно ли вам сегодня было работать на уроки и выполнять заданные упражнения?

Обратная связь от учеников.

 

Рефлексия

1 мин

А теперь откройте свои «карты уроков» и сделайте некоторые отметки о проделанной работе.

Выполнение учениками указания учителя.

 

Приложение 1

t1609545307aa.png


 

t1609545307ab.png


 

t1609545307ac.png


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2


 

Рефлексивная карта уроков русского языка

Дата

Настроение

(изобразите смайлик)

Всё было понятно (да/нет)

Кое-что не понял, хотел бы уточнить (да/нет)

Ничего не запомнил, ничего не понял (да/нет)

Хочу узнать больше (да/нет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.