Урок литературы «Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина» (5 класс)
План-конспект урока по теме Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Цели урока:
Формирование умения работать с текстом художественного произведения, выделять тему и идею;
воспитывать понимание природы базовых нравственных категорий добра и зла на примере “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”;
обучение грамотному, выразительному чтению;
формирование умения анализировать литературные произведения,
развитие речевых умений и творческих способностей;
формировать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
Планируемые результаты:
Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, портрет А.С. Пушкина,
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
Ход урока
Вступительное слово учителя
А.С. Пушкин - гениальный русский поэт. Им написаны повести, романы, пьесы, стихи и даже сказки. Загадка всех этих произведений в том, что их смысл нельзя понять сразу, он раскрывается постепенно много-много лет. Вот сегодня мы с Вами узнаем, в чем смысл сложных понятий Добра и зла в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”. Но через много лет Вы вновь прочитаете эту сказку уже своим детям, и поймете много нового. Потому что свои тайны Пушкин-волшебник открывает не сразу, и только тем, кто внимательно читает его произведения. Потому один из поэтов даже написал:
Учитесь Пушкина читать
Учитесь Пушкина читать:
Не просто пробегать глазами,
Как часто делаем мы с вами,
А видеть,слышать,понимать.
Учитесь Пушкина читать.
Я говорю не в назиданье,
Не как домашнее заданье
Вас заставляли повторять, —
Учитесь Пушкина читать
Без торопливости и лени,
И связь времён и поколений
Вас не устанет удивлять.
В. Гин
Учитель:
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Как Вы думаете?
Учитель:
Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь). «Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин раскрывает смысл понятий добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.
Для начала вспомним сюжет сказки. Что происходит?
Сюжет произведения
Царь уехал в долгий путь, оставив царицу дожидаться его. Спустя 9 месяцев в сочельник родила она дочь. По приезду царя царица вскоре умерла. Через год царь женился второй раз – новая жена была божественно красива, но завистлива и своенравна. Из приданного было у неё говорящее зеркало, повторявшее, что она на свете краше всех.
Царевна подросла, похорошела, сосватали её с царевичем Елисеем. Каждый раз зеркало отвечало мачехе, что теперь прекраснее всех молодая дочь царя. Злая и завистливая женщина приказала Чернавке отправить царевну в лес, связать и оставить на съедение хищникам. Служанка пожалела девушку, а от мачехи скрыла правду.
Бредя по лесу, царевна нашла терем, где жили семь молодцев-богатырей. Стала она им сестрицей, вела хозяйство и не перечила. Узнав, что царевна жива, мачеха решила её отравить: переоделась в старуху и угостила девушку отравленным яблоком. Царевна уснула вечным сном. Богатыри поместили её в хрустальный гроб, и закрепив на шести столбах, простились.
Царевич Елисей искал любимую по всему свету, но не мог найти. Ветер указал ему дорогу. С появлением жениха молодая девушка снова ожила. Приехав домой, мачеха не выдержала досады и умерла. А царевич с царевной обвенчались и сыграли пышную свадьбу.
1Отправление царя в путь, ожидание царицы у окна.
2Женитьба царя на красивой, но злой женщине.
3Ненависть мачехи к царевне. Приказ отвести её в лес на съедение волкам.
4Царевна остаётся в живых, находит в лесу терем семи богатырей и живёт у них.
5Новость о существовании царевны, отравление невесты Елисея.
6Прощание семи богатырей с царевной.
7Встреча королевича Елисея с любимой, царевна оживает.
8Возвращение возлюбленных в отчий дом, их венчание и свадьба. Смерь завистливой мачехи.
Назовите главных героев сказки.
| Царица | Царевна |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Поведение, характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Зависиливая | Красавица-душа Милая Приветливая Скромная Трудолюбивая Душевная |
Эпитеты-характеристики | Черный (зависть) | Белый Красный Румяный |
Учитель:
Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель: Правильно. А сейчас мы с Вами разделимся на группы и каждая группа выполнит свое задание.
1группа. Показать, почему мы назвали Царевну доброй. Найти в тексте как можно больше строк-доказательств.
2 группа. Показать, почему мы назвали злой Царицу. Найти в тексте как можно больше строк-доказательств.
3 группа. Показать характер других добрых людей Богатырей и Елисея.
Учитель:
Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что получилось.
Учитель: А теперь попробуем также по группам выразить при чтении интонацией характер доброй Царевны, злой царицы, добрых богатырей. Для этого самостоятельно выберете цитаты из текста и прочитайте. (Чтение отрывков возможных отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»).
Учитель:
-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
У: А теперь также по группам мы найдем всех тех, кто помогает доброй Царевне. Кто найдет больше? (Работают по группам)
Друзья Богатыри, жених Елисей, Соколко, месяц, ветер.
У: А теперь попробуем вместе нарисовать схему, в которой будут участвовать все, кого Вы нашли.
В центре Царевна, которая воплощает добро. Ей помогают(стрелочками) люди, Соколко-животный мир, месяц, солнце, ветер-природа, весь наш мир.
Люди, животный мир Добрая Царевна Природа, весь мир.
АВТОР
А кого мы забыли? Кто главный Волшебник, который так все задумал и сделал?
У: Да, конечно это Автор сказки. Он задумал, что весь добрый мир помогает Царевне и, совершается Чудо. Какое? Мертвая Царевна оживает.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. И она наказана за свою подлость, зависть, зло, которое несет людям. Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
Ученики:А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми? И хотелось бы вам походить на Царицу. И когда Вы станете взрослыми, вспомните сказки Пушкина, как это делаем мы, взрослые.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.