12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бутусова Ольга Владимировна69
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
4

План-конспект урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»».


Бутусова Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей № 25» г. Ижевска


План-конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Причастие»».

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного в форме соревнования между командами.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Причастие».

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: раздаточный материал (см. Приложения)

Планируемые результаты:

1) предметные:

- уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

2) метапредметные:

- уметь формулировать цель деятельности;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- планировать последовательность действий;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности.


Содержательно-смысловые блоки

Деятельность учителя

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1.Оргмомент

Приветствует, призывает к тишине и собранности, дает позитивный настрой на работу. Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.


2. Работа с эпиграфом

Беседа по вопросам к эпиграфу:

- О какой части речи говорит нам Ломоносов? Почему?

Сии глагольные имена служат

к сокращению человеческого слова,

заключая в себе имени и глагола силу.

М.В. Ломоносов

- Что это за часть речи – причастие?

- Каково грамматическое значение причастия?

- С какими частями речи Ломоносов связывает причастие? Почему?

Познавательные УУД: формировать умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Взаимопроверка выполнения устного домашнего задания в игровой форме.

- Дома вы отвечали устно на теоретические вопросы на стр. 73 вашего учебника.

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы повторили раздел «Причастие».

Сперва мы поиграем в игру «Верю – не верю». У каждого из вас есть листок с таблицей (Приложение 1). Я буду читать утверждения, а вы записывать – согласны с этим предложением или нет, т.е. отвечать «Да» или «Нет».


1. Причастия связаны с глаголом.

2. Причастие – неизменяемая часть речи.

3. Причастия похожи на прилагательные.

4. У причастий может быть краткой формы.

5. У причастия есть только два времени.

6. У причастия нет зависимых слов.

7. Правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола.

8. Причастие в предложении всегда выполняет роль определения.

9. Причастия с частицей НЕ всегда пишутся раздельно.

10. Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, никогда не обособляется.

Познавательные УУД: формировать умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение управлять поведением партнера.

4. Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Исходя из эпиграфа к сегодняшнему занятию и зная, что раздел в учебнике, посвященный причастию, нами изучен, предположите тему сегодняшнего урока.

Учитель корректирует, обобщает ответы учащихся.

- Как вы думаете, почему важно на сегодняшнем уроке быть внимательными и работать очень старательно?

- Как вы думаете, какая цель и какие задачи стоят сегодня перед вами?

Корректирует, обобщает ответы учащихся.

Учитель сообщает, что обобщение изученного будет проходить посредством работы с текстом.

- Сегодня мы построим урок как соревнование между тремя командами. Оценивать команды будет строгое и справедливое жюри из трех учеников.

Учитель представляет жюри, судьи занимают свои места. Члены жюри получают бланк оценивания команд (Приложение 5).

- Нетрудно догадаться, по какому принципу класс будет поделен на команды – по рядам. Итак…

Личностные УУД: формировать стремление хорошо учиться; формировать способность устанавливать учащимися связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: формировать умение формулировать тему (цель) урока; формировать умение делать предположения на основе наблюдений.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие»














































































































А) Словообразование причастий. Их разряды


- Первый конкурс теоретический.

Я задаю одной команде вопрос, если она отвечает – получает балл, нет – вопрос переходит к следующей команде. Ответив верно, она зарабатывает балл. Жюри следит за отвечающими.


- В начале урока мы говорили об особенностях причастия как части речи, его взаимосвязи с глаголом и прилагательным. Теперь поговорим о таком признаке причастия, как разряд.

1. Назовите разряды причастий.

2. В чем отличие страдательных причастий от действительных?

3. С помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени?

4. С помощью чего образуются действительные причастия прошедшего времени?

5. С помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени?

6. С помощью чего образуются причастия прошедшего времени?

- Таким образом, как глагол помогает нам при правописании причастий настоящего времени? (в зависимости от спряжения пишем определенную букву в суффиксе причастия)


Б) «Цифровой диктант» с последующей взаимопроверкой:

- Цифровой диктант пишет вся команда, но отвечать будет только один ученик (Приложение 2).

Максимальный балл – 3 балла (верно указаны все цифры) – у каждой команды изначально. За каждый неверный ответ отнимается 1 балл.

Условие выполнения: цифрой 1 обозначь действительное причастие, цифрой 2 - страдательное причастие:

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

Код: 1,2,2,1,2,1,2,2


В) Работа с текстом

Каждая из команд получает материал на листе (Приложение 3).

Учитель дает задание (выполняет весь класс, в том числе и судьи):

- Я не зря в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку взяла слова М.В. Ломоносова. Дело в том, что день рождения М.В. Ломоносова великого ученого по новому стилю отмечается 8 ноября.

- Чем знаменит Михаил Васильевич Ломоносов?


- Прочитаем текст.

(1) О, если бы все труды, заботы, и__держки и бе__конечное множество людей истребля__мые и уничт__жа__мые свирепством войны были обраще__ы на пользу мирного научного мореплавания! (2) Не только были бы уже открыты неизвестные области обитаемого мира и соедине__ые со льдом берега у недоступных полюсов, но могли бы быть обнаруже__ы (не)уста__ым усердием людей тайны самого дна морского. (3) Насколько возр__сло бы наше благосостояние от обмена между народами и насколько ярче забл__стал бы свет наук после раскрытия новых тайников природы!

(М.В. Ломоносов)

(О, если бы все труды, заботы, издержки и бесконечное множество людей, истребляемые и уничтожаемые свирепством войны, были обращены на пользу мирного научного мореплавания! Не только были бы уже открыты отныне неизвестные области обитаемого мира и соединенные со льдом берега у недоступных доныне полюсов, но могли бы обнаружены неустанным усердием людей тайны самого дна морского. Насколько возросло бы наше благосостояние от обмена между народами и насколько ярче заблистал бы свет наук после раскрытия новых тайников природы!1).


Задания для всего класса:

- О чем этот текст? Какова его главная мысль?

- Подумайте, к какому стилю речи наш текст относится, каков его тип речи?

- Озаглавьте текст.


Г) Групповая работа с орфограммами и пунктограммами текста


- Все команды, а также жюри, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания в тексты.

Максимальный балл – 5 баллов

Нет ошибок – 5 баллов

1-2 орфографические или 1 пунктуационная – 4 балла

1-2 орфографические и 1 пунктуационная – 3 балла

3-4 орфографические и/или 2 пунктуационные – 2 балла

5 орфографических и/или 2 пунктуационных – 1 балл


- Ребята, вы заметили, что часто правописание причастий зависит от верного отделения их от отглагольных прилагательных. Напомните, как нам различить такие похожие между собой слова?

(причастия всегда совершенного вида, имеют зависимое слово, приставку; отглагольные прилагательные всегда несовершенного вида, не имеют зависимых слов, приставок).

- Давайте поупражняемся в разграничении причастий и отглагольных прилагательных.

Если прозвучит причастие – поднимаем правую руку, отглагольное прилагательное – левую.

Жюри также определяет разряд причастий.


Сломанные часы, ломаная линия бровей, крашеный пол, крашенный масляной краской пол, правленный редактором текст, правленый текст, пиленый сахар, распиленные дрова, посеянная рожь, сеяная мука, чищеный самовар, расчищенная от снега дорожка, захваленный ребёнок, хвалёный образ жизни, вареные в меду пряники, вяленный на солнце лещ, мазанные мелом стены хаты.


Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».2


Д) Морфологический разбор причастий. Синтаксический разбор предложения.


Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий, оставшихся мыслями. (М.В. Ломоносов)


Команды за каждый разбор получают максимально 3 балла (итого – 6 баллов). За 1 ошибку снимается 1 балл.


Е) Обобщение изученного материала по причастиям: чтение и заполнение пропусков подходящими по смыслу словами.

- Наше соревнование подошло к концу. Сдайте листы с заданиями членам жюри.

- Пока жюри проверяет работы и подсчитывает баллы, мы подведем итог изучению причастий, дополнив текст сообщения о части речи, вписав необходимые термины (Приложение 4).

ПРИЧАСТИЕ


Причастие – это ______________часть речи, которая сочетает в себе признаки глагола (__________________________) и признаки прилагательного (_____________________ _______________________________________).

Причастия образуются суффиксальным способом от _____________________.

В предложении причастия могут быть ______________________________________________________. Часто при причастиях есть зависимые слова, образующие вместе с причастием ___________________________, который может находиться как перед ______________________, так и после него.

Если __________________________ стоит перед _________________, то он _________________ запятой, если же он стоит после __________________________, то он всегда ________________________________. Но если __________________ определяет местоимение, то он независимо от своего месторасположения всегда __________________.

Причастия могут быть страдательными и ________________.

Страдательные причастия могут иметь полную и __________________ формы.


Один из учеников зачитывает получившийся текст, другие ученики в случае необходимости поправляют одноклассника.



Познавательные УУД: формировать умение пользоваться разными видами чтения (просмотровым, изучающим); формировать умение анализировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; формировать умение структурировать знания; формировать умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД: формировать умение осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике; формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; формировать умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к русскому народу, к его истории.


6. Подведение итогов конкурса, оценивание работы учащихся за урок

- Жюри готово сообщить итоги конкурса.

Один из членов жюри называет места команд и количество заработанных ими баллов.

- Ребята, что в изученной теме показалось вам самым трудным?

- Над чем нужно ещё поработать в следующем учебном году?

- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки. (Слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует)

Регулятивные УУД: формировать умение соотносить цели и результаты своей деятельности; формировать умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

7. Домашнее задание

1) К следующему уроку:

Написать небольшую сказку на одну из трех тем:

- «О том, как Причастный оборот от запятых спасался»

- «О том, как Причастия решили похудеть, и что из этого получилось»

- «О том, как все путали братьев Причастие и Отглагольное прилагательное»

Подготовиться к написанию контрольного диктанта.





1


2

3

4

5







6


7

8

9

10










1


2

3

4

5







6


7

8

9

10










1


2

3

4

5







6


7

8

9

10








Цифровой диктант

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Цифровой диктант

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Цифровой диктант

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ряд 1

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в текст.

(1) О, если бы все труды заботы и__держки и бе__конечное множество людей истребля__мые и уничт__жа__мые свирепством войны были обраще__ы на пользу мирного научного мореплавания! (2) Не только были бы уже открыты неизвестные области обитаемого мира и соедине__ые со льдом берега у недоступных полюсов, но могли бы быть обнаруже__ы (не)уста__ым усердием людей тайны самого дна морского. (3) Насколько возр__сло бы наше благосостояние от обмена между народами и насколько ярче забл__стал бы свет наук после раскрытия новых тайников природы!

(М.В. Ломоносов)

Орфографические ошибки


Пунктуационные ошибки


Балл




2. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.

Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий оставшихся мыслями. (М.В. Ломоносов)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тип деятельности

Балл

Синтаксический разбор


Морфологический разбор




Ряд 2

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в текст.

(1) О, если бы все труды заботы и__держки и бе__конечное множество людей истребля__мые и уничт__жа__мые свирепством войны были обраще__ы на пользу мирного научного мореплавания! (2) Не только были бы уже открыты неизвестные области обитаемого мира и соедине__ые со льдом берега у недоступных полюсов, но могли бы быть обнаруже__ы (не)уста__ым усердием людей тайны самого дна морского. (3) Насколько возр__сло бы наше благосостояние от обмена между народами и насколько ярче забл__стал бы свет наук после раскрытия новых тайников природы!

(М.В. Ломоносов)

Орфографические ошибки


Пунктуационные ошибки


Балл




2. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.

Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий оставшихся мыслями. (М.В. Ломоносов)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип деятельности

Балл

Синтаксический разбор


Морфологический разбор



Ряд 3

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в текст.

(1) О, если бы все труды заботы и__держки и бе__конечное множество людей истребля__мые и уничт__жа__мые свирепством войны были обраще__ы на пользу мирного научного мореплавания! (2) Не только были бы уже открыты неизвестные области обитаемого мира и соедине__ые со льдом берега у недоступных полюсов, но могли бы быть обнаруже__ы (не)уста__ым усердием людей тайны самого дна морского. (3) Насколько возр__сло бы наше благосостояние от обмена между народами и насколько ярче забл__стал бы свет наук после раскрытия новых тайников природы!

(М.В. Ломоносов)

Орфографические ошибки


Пунктуационные ошибки


Балл




2. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.

Один произведенный опыт намного дороже тысячи теорий оставшихся мыслями. (М.В. Ломоносов)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип деятельности

Балл

Синтаксический разбор


Морфологический разбор


ПРИЧАСТИЕ


Причастие – это ______________часть речи, которая сочетает в себе признаки глагола (__________________________) и признаки прилагательного (___________________________________________).

Причастия образуются суффиксальным способом от _____________________.

В предложении причастия могут быть ______________________________________________________.

Часто при причастиях есть зависимые слова, образующие вместе с причастием ___________________________, который может находиться как перед ______________________, так и после него.

Если __________________________ стоит перед ____________________, то он _________________ запятой, если же он стоит после __________________________, то он всегда ________________________________. Но если __________________ определяет местоимение, то он независимо от своего месторасположения всегда __________________.

Причастия могут быть страдательными и ________________. Страдательные причастия могут иметь полную и __________________ формы.


Бланк жюри

1 конкурс – теоретический. 1 балл за правильный ответ

1 ряд

2 ряд

3 ряд









2 конкурс - «Цифровой диктант»

Максимальный балл – 3 балла (верно указаны все цифры) – у каждой команды изначально.

За каждый неверный ответ отнимается 1 балл.

Код: 1,2,2,1,2,1,2,2

1 ряд

2 ряд

3 ряд






3 конкурс – работа с текстом

Ошибки

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Орфографические (I)





Пунктуационные (V)





Балл





Нет ошибок – 5 баллов

1-2 орфографические или 1 пунктуационная – 4 балла

1-2 орфографические и 1 пунктуационная – 3 балла

3-4 орфографические и/или 2 пунктуационные – 2 балла

5 орфографических и/или 2 пунктуационных – 1 балл

4 конкурс – разборы


1 ряд

2 ряд

3 ряд

Морфологический разбор





Синтаксический разбор





За каждый разбор – максимально 3 балла (итого - 6). За 1 ошибку снимается 1 балл.



Подведение итогов



1 ряд

2 ряд

3 ряд

Итоговые баллы







1 1. Так говорил Ломоносов. Актуальные цитаты основателя МГУ// http://www.taday.ru/text/2163172.html

2 Презентация - Физкультминутки на уроках русского языка для 5-7 классов // https://topslide.ru/russkij-jazyk/fizkultminutki-na-urokakh-russkogho-iazyka-dlia-57-klassov

13

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.