Конспект урока русского языка в 7 классе на тему «Причастие как часть речи»
Конспект урока по теме «Причастие как часть речи»
Титовой Татьяны Александровны,
учителя русского языка и литературы
ОГБОУ «Центра образования для детей
с особыми образовательными
потребностями г. Смоленска»
1. Цели и задачи урока:
1) познакомиться с морфологическими, семантическими, словообразовательными и синтаксическими признаками причастий.
2) развитие навыков синтеза и обобщения информации;
3) воспитание нравственных качеств личности: ответственности, уважения к старшим.
2. Тип урока: введение новых знаний.
4. Методы проведения урока: частично-поисковый, беседа.
Оборудование урока: электронная тетрадь и рабочая тетрадь.
План урока:
Оргмомент ( 1 мин.)
Актуализация знаний (1 мин.)
Постановка целей и задач урока (1 мин)
Открытие новых знаний (5 мин)
Отработка умений (18 мин)
Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.)
Мотивирование и объяснение оценки за урок (1 мин.)
I. Ход урока:
Актуализация знаний:
Перечисли части речи, которые ты знаешь, приведи примеры.
Постановка целей:
Сегодня мы изучим новую часть речи, которая одновременно похожа на имя прилагательное и на глагол.
Введение нового материала:
Причастие – обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Например:
мальчик, читающий книгу = мальчик, который читает книгу
дом, построенный строителями = дом, который построили строители
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
СХОДСТВО С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ |
СХОДСТВО С ГЛАГОЛАМИ |
1. имеют те же окончания, что и прилагательные: читающий читающая читающие |
1. Изменяются по временам: читающий - читавший |
2. Изменяются по числам, родам и падежам: читающий - читающие читающая - читающей - читающему |
2. вид (совершенный и несовершенный): читающий - прочитавший |
3. согласуются с именем существительным в роде, числе, падеже: читающий мальчик читающая девочка читающие ребята |
3. Имеют при себе зависимое существительное или наречие: читающий книгу читающий быстро |
4. Отвечают на вопросы прилагательных: какой? какая? какое? какие? |
ПРИЧАСТИЕ ВСЕГДА ОБРАЗУЕТСЯ ОТ ГЛАГОЛА!!!
говорить - говорящий
петь - поющий
одевать - одеваемый, одетый
Суффиксы причастий
В предложениях причастия обычно согласуются с именами
существительными и выступают в роли определения:
Закрепление нового материала:
Задание 1. Понаблюдай, как причастия образуются от глаголов. Выдели суффиксы причастий.
заклеенный – заклеить
выкачанный – выкачать
застреленный – застрелить
распиленный – распилить
слышавший – слышать
растаявший – растаять
запряженный – запрягать
развеянный – развеять
смотрящий – смотреть
зовущий – звать
звонящий – звонить
ведомый – вести
Задание 2. Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий.
глагол |
прилагательное |
причастие |
Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный , горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю, любящий.
Задание 3. Выпиши словосочетания с причастиями, составь с ними предложения.
Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.
Задание 4. Прочитай пословицы. Перепиши их. Подчеркни причастия как члены предложения. Объясни значение выделенной пословицы.
1) Пропущенный час годом не воротишь.
2) Обдуманное слово дороже жемчуга.
3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.
4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Чтобы оценить твою работу на уроке, я предлагаю тебе ответить на вопросы:
1. Чему ты научилась сегодня на уроке?
2. Что нового узнала? Что было уже известно?
3. Что на уроке показалось интересным?
4. Что оказалось самым трудным?