12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Столяр Светлана Витальевна591
Учитель русского языка и литературы в системе дистанционного обучения детей с ОВЗ
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

 

учителя ГОУ РК «РЦО» структурного подразделения «ЦДОДИ» Столяр Светланы Витальевны

 

Тема урока: Что такое причастие.

Форма проведения урока: Урок с применением дистанционных образовательных технологий для ребёнка-инвалида, находящегося на индивидуальном обучении.

Цели урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащегося интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения, создание условий для достижения поставленных целей.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить ранее изученное об имени прилагательном и глаголе;

  • формировать умение отличать причастие от прилагательного;

  • формировать умение опознавать причастие среди других слов в тексте;

  • учить пользоваться причастием в речи.

Развивающие:

  • способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, воображения учащегося;

  • способствовать развитию познавательного интереса;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащегося;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения формулировать проблему, ставить цели.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получение новых знаний об особой форме глагола — причастии; работа с текстом.

Метапредметные: формирование ценностного отношения к русскому языку; формирование нравственных ценностей.

Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Место проведения урока: Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования», структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми».

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия: Компьютер с ОС Мас с набором совместимого специального оборудования и предустановленных программ и приложений. Связь с обучающимся осуществляется посредством программы Skype, в режиме on-line.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: Электронное образовательное пространство в оболочке Moodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу «Русский язык. 5 класс», «Рабочий лист к уроку» в формате .doc, учебник «Русский язык. 6 кл.» : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.]; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2013.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Этап урока, его цель, методы и способы достижения данной цели

I. Организационный.

Цель: подготовка учащегося к продуктивной работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой.

Критерии достижения цели: учащийся готов к уроку, настроен на получение новых знаний.

Методы: словесный.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

1. Приветствие.

- Здравствуй, Дмитрий!

- Как ты себя чувствуешь?

- Какое у тебя настроение?

- Проверим готовность к уроку. Открой, пожалуйста, программу NeoOffice и пока сверни её.

- Я желаю, чтобы наш урок прошёл плодотворно, и ты открыл бы для себя что-то новое.

Ребёнок должен войти в Skype, включить видеосвязь, ответить на приветствие учителя, подготовить площадку для работы (открыть программу NeoOffice).

 

 

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Цель: актуализация знаний и умений, полученных ранее на предыдущих занятиях.

Критерии достижения цели: умение различать части речи, распределять их по отличительным признакам.

Методы: словесные, наглядные.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

2. Постановка учебной задачи.

Учитель предоставляет общий доступ к экрану, начало урока демонстрирует на своём экране.

 

- По ходу урока мы будем заполнять «Рабочий лист», который я тебе отправлю чуть позже. И начнём мы эту работу вместе.

 

- Мы уже познакомились с разными частями речи, то есть можем уже классифицировать их по ряду признаков.

 

- Посмотри на экран. Перед тобой ряд слов, прочитай их самостоятельно, попробуй разделить их на группы.

 

- Какие группы слов ты выделил? По каким признакам ты их разделил на группы?

 

- Совершенно верно. Это самостоятельные части речи. А теперь распредели эти слова по столбикам.

(Учитель открывает таблицу)

Сущ.

Прил.

Глаголы

?

 

 

 

 

Учитель заполняет таблицу со слов ученика.

 

- Проверим, что у тебя получилось.

 

 

 

 

 

 

- А теперь посмотри, как выполнил это же задание другой ученик. Сравни со своим ответом.

(Учитель открывает таблицу с правильными ответами так, чтобы были видны оба варианта)

Сущ.

Прил.

Глаг.

?

слово

книга

город

красивая

зимний

яркий

стоять

приехать

повторить

 

стоявший

увидевший

читающий

 

 

- Итак, задание было одно?

А выполнено по-разному. Почему так получилось? Попытаемся это выяснить.

 

- Я сохраню это задание в «Рабочем листе» и отправлю его тебе. Далее заполнять этот лист будешь ты.

Учитель сохраняет написанное и отправляет по Skype «Рабочий лист». Закрывает демонстрацию своего экрана.

Ученик внимательно слушает учителя, смотрит на экран (он может увеличить его и включить режим «Во весь экран»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик читает слова: красивая, приехать, приехавший, повторить, город, зимний, читающий, слово, стоять, книга, яркий, стоящий.

 

 

- Я вижу здесь глаголы, прилагательные и существительные. Я задал к ним вопросы.

 

 

 

 

 

Ученик называет слова и говорит, в какой

столбик их написать.

 

 

 

 

Ученик может выполнить задание по-разному: он может правильно распределить все слова, а может причастия отнести или к глаголам, или к прилагательным. Причастия могут остаться «лишними».

 

 

 

Сравнивает свой ответ с правильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик получает файл и открывает его в программе NeoOffice. Предоставляет общий доступ к своему экрану.

На экране учителя демонстрация первой страницы рабочего листа к уроку и Задание № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время выполнения задания правильный ответ скрыт от ученика. Он видит пустую таблицу и её заполнение учителем по ходу работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все дальнейшие переходы к этапам урока и заданиям учитель озвучивает, полностью руководит ходом работы.

III. Формирование новых понятий. Постановка проблемы. Определение темы.

Цели: через подводящий к проблеме диалог подвести к теме урока.

Критерии достижения цели: учащийся отвечает на наводящие вопросы и отмечает схожесть причастия с прилагательным и глаголом, формулирует тему урока.

Используемые технологии: проблемное -диалогическое обучение, компетентностно-ориентированное обучение.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Правильно! Какая часть речи отвечает на такой же вопрос?

- Верно. Что же ещё у этих слов схоже с прилагательным? Например, в словосочетании ЧИТАЮЩИЙ УЧЕНИК?

- Обрати внимание, от каких слов образованы эти слова: ЧИТАЮЩИЙ, УВИДЕВШИЙ, СТОЯЩИЙ

- А с помощью чего?

 

- Подумай, какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к эти словам?

 

- Значит, признаки каких частей речи мы наблюдаем у этих слов?

- Как же нам решить эту проблему? Какая же это часть речи? Прочитай, что говорил об этой части речи В. Даль, известный русский учёный, писатель, составитель «Толкового словаря великорусского языка».

 

- Догадайся, о какой части речи говорил Даль.

( Если ученик не говорит название части речи, учитель сам её называет).

 

3. Запись темы урока.

- Запиши тему урока в рабочий лист.

- Какой?

 

- Имя прилагательное.

 

- Род, число, падеж.

 

 

 

- От глаголов.

 

 

 

- С помощью суффиксов -ЮЩ-, -ВШ-, -ЯЩ.

- Что делающий? Что делавший?

 

 

- Прилагательного и глагола.

 

Читает из рабочего листа высказывание В. Даля: « Часть речи причастная к глаголу в образе прилагательного».

 

 

 

 

Ученик может сказать, что это ПРИЧАСТИЕ.

 

 

 

 

Записывает в соответствующей графе тему урока «Причастие».

 

IV. Целеполагание.

Цели: способствовать развитию у учащегося навыка самостоятельного формулирования целей урока.

Критерии достижения цели: учащийся самостоятельно формулирует цели урока.

Методы и приёмы: побуждающий диалог.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

4. Формулировка целей.

- А теперь попробуем сформулировать вместе цели урока. Продолжи фразу: «На уроке мы должны...

- УЗНАТЬ (Что?) - …

- НАУЧИТЬСЯ (Чему?) - …

 

- УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ (Чем? Где?) - ...

 

- Запиши цели урока в рабочий лист.

 

 

- Достичь поставленных целей нам помогут задания сегодняшнего урока.

 

 

 

 

 

- Что такое причастие?

- Находить причастие среди других частей речи.

- Причастием в речи (устной и письменной)

 

Ученик сначала устно проговаривает каждую фразу, затем дописывает её в рабочем листе.

 

V. Изучение новой темы.

Цели: организовать работу по выделению общих и существенных признаков новой части речи; развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.

Критерии достижения цели: учащийся выделяет признаки причастия, умеет опознавать её среди других частей речи, анализирует и обобщает.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративные, практические, эвристическая беседа, работа с текстом, упражнение на релаксацию

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

1. Формулируем определение.

- Итак, приступим к решению нашей первой задачи. Попробуем вместе сделать вывод и определить, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ?

- Познакомься с теоретическим материалом и ответь на вопросы.

 

- А теперь сравни прилагательные и причастия.

 

 

- Что общего у прилагательного и причастия?

- Какие общие грамматические признаки у прилагательного «маленький» и «читающий»?

 

 

- Теперь посмотрим, что общего у причастия и глагола?

- Сделай вывод. Попробуй сформулировать определение.

- Прочитай определение. Его необходимо выучить.

- Обрати внимание на суффиксы причастий! Запомни их!

 

 

2. Переходим к решению второй задачи.

- Мы узнали, что такое причастие, и теперь, я думаю, ты легко сможешь находить причастия среди других частей речи в тексте.

Работа над текстом.

УПРАЖНЕНИЕ на релаксацию. - Закрой глаза и представь!

«Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.

- А теперь из зимнего леса мы возвращаемся обратно на рабочее место, открой глаза. Перед тобой текст. Начнем работу!

- Найди все причастия в этом тексте, выдели в них суффиксы. Подумай, от каких глаголов они образовались. Определи их время и вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Замечательно! Сделаем вывод: суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий.

- Вспомним задачи нашего урока. Что мы сейчас научились делать?

- Я рада, что у тебя всё получается!

 

3. Роль причастий в тексте.

- И тут перед нами встаёт новый вопрос: а зачем же нужны причастия в речи? Переходим к решению третьей задачи.

 

- Ты сможешь сделать вывод о роли причастия в тексте, если сравнишь 2 текста. Они перед тобой. Смотри следующее задание в «Рабочем листе».

 

 

 

 

- А теперь этот же текст, но в другом виде.

 

 

 

 

 

 

- Чем отличаются эти тексты?

 

-Какой текст тебе понравился больше? Почему?

 

-Сделаем вывод. Для чего нужны причастия в речи?

 

- Что делает текст таким выразительным?

-Назови причастия.

 

 

- В разговорной речи причастие используется не так часто, а в сочинениях и изложениях умение делать речь краткой и выразительной тебе пригодится!

 

 

 

 

 

 

Ученик читает в рабочем листе, чем причастие похоже на прилагательное.

Ученик сравнивает словосочетания из рабочего листа.

 

- Они имеют общие окончания; изменяются по родам, числам, падежам; согласуются с существительными в роде, числе и падеже; отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?КАКОЕ? и т.д.

Комментированное чтение теории из рабочего листа.

Ученик обобщает всё сказанное и формулирует определение.

Читает определение в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик слушает учителя и выполняет упражнение на релаксацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик находит и выделяет любым способом (подчёркивает, заливает цветом и др.) все причастия. Суффиксы подчёркивает.

 

- ЗАСЫПАННЫЕ (-засыпать, суф.НН, прош.вр., сов.в)

СИДЕВШИЙ (-сидеть, суф.ВШ, прош.вр., несов.вид)

ЛЕЖАЩИЕ (-лежать, суф.АЩ, наст.вр., несов.вид) СВЕРКАЮЩИЙ (- сверкать, суф.ЮЩ, наст.вр., несов.вид)

 

 

 

 

 

 

- Распознавать причастия среди других частей речи.

 

 

Ученик обращается к текстам. Читает их.

1)Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. (По И.Соколову-Микитову)

 

2) Тысячи звуков родятся весною в лесу, который ожил. Чудится шепот земли, которая еще не проснулась. Пробежала мышь, которая пискнула. Прогудел жук, который упал. Дятел, который сидит на дереве, которое не ожило пустил трель.

- В первом есть причастия, а во втором — нет.

- Первый, он красочнее, в нём не повторяется слово КОТОРЫЙ.

 

- Позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной.

- Использование прилагательных и причастий.

- Ожившем, проснувшейся, пискнувшая, стукнувшийся, неожившее.

 

В рабочем листе напечатаны словосочетания с одинаковыми существительными в роли главных слов , но слева в роли зависимых слов — прилагательные, справа — причастия. У зависимых слов выделены окончания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суффиксы выделены ярким цветом в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполняется учеником в рабочем листе посредством функций рисования, печатания в программе NeoOffice.

VI. Физкультминутка.

Цели:снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося в продолжение урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

- Дмитрий, прежде чем продолжить работу дальше, предлагаю немного отдохнуть.

- Немного отодвинься от стола, расслабься, слушай меня и выполняй действия, о которых я тебе скажу.

 

- Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте — вы птицы, вы вдруг полетели !

Теперь в океане дельфином плывёте,

Теперь в саду яблоки спелые рвёте.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

 

Можно встать и сделать такие движения (по времени).

- Представь, что ты снежинка.

Дует лёгкий ветерок,

Падают снежинки.

Влево, вправо, поднялись,

Словно как пушинки.

Покружились, покружились

И на место опустились.

 

 

 

Выполняет команды учителя.

 

 

 

 

 

Имитирует полёт, плавание и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Закрепление новых знаний.

Цель: формирование умения определять причастие по его морфологическим признакам, формирование умения делать обобщенные выводы, выделять главное, развивать лингвистическое отношение к слову(развитие речи)

закрепление полученных знаний на практике.

Критерии достижения цели: осознание учащимся необходимости новых знаний; умение делать обобщенные выводы, выделять главное

Методы: словесные (устные), практические (письменные), работа с текстом, проблемно-поисковые.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечание

- А теперь выполним задание на развитие речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель следит за выполнением задания. Контролирует правильность его выполнения.

- Ещё раз сделаем вывод о роли причастий в речи.

- -Как и с помощью чего образованы причастия?

Ученик переходит в рабочем листе на следующий этап и выполняет упражнения.

Составьте словосочетания с причастиями, не используя слова КОТОРЫЙ:

ОБРАЗЕЦ: Ученик, который читает — читающий ученик.

1) Ребенок, который плачет - …

2) Книга, которая лежит на столе - …

3) Балерина, которая танцует - ....

4) Зерно, которое выросло - ...

5) Мальчик, который проспал - …

Исправляет допущенные ошибки (если есть).

 

 

- Причастия делают речь яркой и выразительной.

- От глаголов (основы инфинитива) с помощью суффиксов.

 

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов, самооценка обучающегося.

Критерии достижения цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности, определение перспектив последующей работы.

Методы: словесные.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечание

1) Подведение итогов.

- ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ:

Задача нашего сегодняшнего урока была....

УЗНАТЬ:

 

НАУЧИТЬСЯ:

 

УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ:

 

-Как , по твоему, мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? Чем учились пользоваться?

 

2)Рефлексия.

- Что нового ты узнал на уроке?

- Доволен ли ты своей работой?

- Было трудно, интересно?

- Где ты можешь применить новые знания о причастиях?

 

 

 

 

- Что такое причастие.

 

- Находить причастие среди других частей речи.

- Причастием в речи.

 

- Да, мы достигли поставленных целей.

 

 

 

 

Ученик отвечает на вопросы. Анализирует свою работу, делится впечатлениями и самооценкой.

 

IX. Объяснение домашнего задания. Оценивание.

Цель: доступно и понятно изложить суть домашней работы, объяснить способ его выполнения. Выставление мотивированной оценки.

Критерий достижения цели: качественное выполнение домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечание

- Предлагаю тебе применить полученные знания о причастиях, и СОЗДАТЬ МИНИАТЮРУ О ЗИМЕ.

- А что такое миниатюра?

- В «Рабочем листе» в помощь тебе даны опорные слова.

Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная

Лес: тихий, задумчивый, заколдованный, сияющий

Снег: глубокий, блестящий, серебристый, слепящий, покрывающий все.

Сосны: величественные, дремлющие, замерзшие

Небо: порозовевшее, вечернее, безоблачное.Задание

- Задание понятно? Сочинение напечатай в рабочем листе и сохрани. Работу на сегодняшнем уроке тоже сохрани и размести в свою ПАПКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

- Оценка за урок....

- До, свидания! Спасибо за урок. Всего доброго!

 

 

 

 

 

- Это маленькое сочинение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Учащийся задаёт вопросы учителю (если есть), сохраняет работу на «Рабочем столе» в электронной папке по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

 

 

- До, свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронная папка с рабочими материалами, памятками и т.п. Ведётся с начала учебного года.

 

Приложение. Рабочий лист к уроку.


Рабочий лист к уроку
DOC / 282.5 Кб

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 17.02.22 в 21:09 0Ответить Пожаловаться
Хороший урок, продуманы все этапы. тяжело 6классникам изучать причастие,Светлана Витальевна?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.