Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Что такое причастие»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
учителя ГОУ РК «РЦО» структурного подразделения «ЦДОДИ» Столяр Светланы Витальевны
Тема урока: Что такое причастие.
Форма проведения урока: Урок с применением дистанционных образовательных технологий для ребёнка-инвалида, находящегося на индивидуальном обучении.
Цели урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у учащегося интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения, создание условий для достижения поставленных целей.
Задачи урока:
Образовательные:
-
повторить ранее изученное об имени прилагательном и глаголе;
-
формировать умение отличать причастие от прилагательного;
-
формировать умение опознавать причастие среди других слов в тексте;
-
учить пользоваться причастием в речи.
Развивающие:
-
способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, воображения учащегося;
-
способствовать развитию познавательного интереса;
-
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развитие творческих, речевых способностей учащегося;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения формулировать проблему, ставить цели.
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к родному языку;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
развитие коммуникативных УУД;
-
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получение новых знаний об особой форме глагола — причастии; работа с текстом.
Метапредметные: формирование ценностного отношения к русскому языку; формирование нравственных ценностей.
Личностные: воспитание интереса к предмету через разные виды работы; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Место проведения урока: Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования», структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми».
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия: Компьютер с ОС Мас с набором совместимого специального оборудования и предустановленных программ и приложений. Связь с обучающимся осуществляется посредством программы Skype, в режиме on-line.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: Электронное образовательное пространство в оболочке Moodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу «Русский язык. 5 класс», «Рабочий лист к уроку» в формате .doc, учебник «Русский язык. 6 кл.» : учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская [и др.]; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2013.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Этап урока, его цель, методы и способы достижения данной цели |
||||||||||||||||||
I. Организационный. Цель: подготовка учащегося к продуктивной работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой. Критерии достижения цели: учащийся готов к уроку, настроен на получение новых знаний. Методы: словесный. |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||||||||||||||
1. Приветствие. - Здравствуй, Дмитрий! - Как ты себя чувствуешь? - Какое у тебя настроение? - Проверим готовность к уроку. Открой, пожалуйста, программу NeoOffice и пока сверни её. - Я желаю, чтобы наш урок прошёл плодотворно, и ты открыл бы для себя что-то новое. |
Ребёнок должен войти в Skype, включить видеосвязь, ответить на приветствие учителя, подготовить площадку для работы (открыть программу NeoOffice).
|
|
||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Цель: актуализация знаний и умений, полученных ранее на предыдущих занятиях. Критерии достижения цели: умение различать части речи, распределять их по отличительным признакам. Методы: словесные, наглядные. |
|
|||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи. Учитель предоставляет общий доступ к экрану, начало урока демонстрирует на своём экране.
- По ходу урока мы будем заполнять «Рабочий лист», который я тебе отправлю чуть позже. И начнём мы эту работу вместе.
- Мы уже познакомились с разными частями речи, то есть можем уже классифицировать их по ряду признаков.
- Посмотри на экран. Перед тобой ряд слов, прочитай их самостоятельно, попробуй разделить их на группы.
- Какие группы слов ты выделил? По каким признакам ты их разделил на группы?
- Совершенно верно. Это самостоятельные части речи. А теперь распредели эти слова по столбикам. (Учитель открывает таблицу)
Учитель заполняет таблицу со слов ученика.
- Проверим, что у тебя получилось.
- А теперь посмотри, как выполнил это же задание другой ученик. Сравни со своим ответом. (Учитель открывает таблицу с правильными ответами так, чтобы были видны оба варианта)
- Итак, задание было одно? А выполнено по-разному. Почему так получилось? Попытаемся это выяснить.
- Я сохраню это задание в «Рабочем листе» и отправлю его тебе. Далее заполнять этот лист будешь ты. Учитель сохраняет написанное и отправляет по Skype «Рабочий лист». Закрывает демонстрацию своего экрана. |
Ученик внимательно слушает учителя, смотрит на экран (он может увеличить его и включить режим «Во весь экран»).
Ученик читает слова: красивая, приехать, приехавший, повторить, город, зимний, читающий, слово, стоять, книга, яркий, стоящий.
- Я вижу здесь глаголы, прилагательные и существительные. Я задал к ним вопросы.
Ученик называет слова и говорит, в какой столбик их написать.
Ученик может выполнить задание по-разному: он может правильно распределить все слова, а может причастия отнести или к глаголам, или к прилагательным. Причастия могут остаться «лишними».
Сравнивает свой ответ с правильным.
- Да.
Ученик получает файл и открывает его в программе NeoOffice. Предоставляет общий доступ к своему экрану. |
На экране учителя демонстрация первой страницы рабочего листа к уроку и Задание № 1.
Во время выполнения задания правильный ответ скрыт от ученика. Он видит пустую таблицу и её заполнение учителем по ходу работы.
Все дальнейшие переходы к этапам урока и заданиям учитель озвучивает, полностью руководит ходом работы. |
||||||||||||||||
III. Формирование новых понятий. Постановка проблемы. Определение темы. Цели: через подводящий к проблеме диалог подвести к теме урока. Критерии достижения цели: учащийся отвечает на наводящие вопросы и отмечает схожесть причастия с прилагательным и глаголом, формулирует тему урока. Используемые технологии: проблемное -диалогическое обучение, компетентностно-ориентированное обучение. |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||||||||||||||
- На какой вопрос отвечают эти слова? - Правильно! Какая часть речи отвечает на такой же вопрос? - Верно. Что же ещё у этих слов схоже с прилагательным? Например, в словосочетании ЧИТАЮЩИЙ УЧЕНИК? - Обрати внимание, от каких слов образованы эти слова: ЧИТАЮЩИЙ, УВИДЕВШИЙ, СТОЯЩИЙ - А с помощью чего?
- Подумай, какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к эти словам?
- Значит, признаки каких частей речи мы наблюдаем у этих слов? - Как же нам решить эту проблему? Какая же это часть речи? Прочитай, что говорил об этой части речи В. Даль, известный русский учёный, писатель, составитель «Толкового словаря великорусского языка».
- Догадайся, о какой части речи говорил Даль. ( Если ученик не говорит название части речи, учитель сам её называет).
3. Запись темы урока. - Запиши тему урока в рабочий лист. |
- Какой?
- Имя прилагательное.
- Род, число, падеж.
- От глаголов.
- С помощью суффиксов -ЮЩ-, -ВШ-, -ЯЩ. - Что делающий? Что делавший?
- Прилагательного и глагола.
Читает из рабочего листа высказывание В. Даля: « Часть речи причастная к глаголу в образе прилагательного».
Ученик может сказать, что это ПРИЧАСТИЕ.
Записывает в соответствующей графе тему урока «Причастие». |
|
||||||||||||||||
IV. Целеполагание. Цели: способствовать развитию у учащегося навыка самостоятельного формулирования целей урока. Критерии достижения цели: учащийся самостоятельно формулирует цели урока. Методы и приёмы: побуждающий диалог. |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||||||||||||||
4. Формулировка целей. - А теперь попробуем сформулировать вместе цели урока. Продолжи фразу: «На уроке мы должны... - УЗНАТЬ (Что?) - … - НАУЧИТЬСЯ (Чему?) - …
- УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ (Чем? Где?) - ...
- Запиши цели урока в рабочий лист.
- Достичь поставленных целей нам помогут задания сегодняшнего урока. |
- Что такое причастие? - Находить причастие среди других частей речи. - Причастием в речи (устной и письменной)
Ученик сначала устно проговаривает каждую фразу, затем дописывает её в рабочем листе. |
|
||||||||||||||||
V. Изучение новой темы. Цели: организовать работу по выделению общих и существенных признаков новой части речи; развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать. Критерии достижения цели: учащийся выделяет признаки причастия, умеет опознавать её среди других частей речи, анализирует и обобщает. Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративные, практические, эвристическая беседа, работа с текстом, упражнение на релаксацию |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||||||||||||||
1. Формулируем определение. - Итак, приступим к решению нашей первой задачи. Попробуем вместе сделать вывод и определить, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ? - Познакомься с теоретическим материалом и ответь на вопросы.
- А теперь сравни прилагательные и причастия.
- Что общего у прилагательного и причастия? - Какие общие грамматические признаки у прилагательного «маленький» и «читающий»?
- Теперь посмотрим, что общего у причастия и глагола? - Сделай вывод. Попробуй сформулировать определение. - Прочитай определение. Его необходимо выучить. - Обрати внимание на суффиксы причастий! Запомни их!
2. Переходим к решению второй задачи. - Мы узнали, что такое причастие, и теперь, я думаю, ты легко сможешь находить причастия среди других частей речи в тексте. Работа над текстом. УПРАЖНЕНИЕ на релаксацию. - Закрой глаза и представь! «Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег. - А теперь из зимнего леса мы возвращаемся обратно на рабочее место, открой глаза. Перед тобой текст. Начнем работу! - Найди все причастия в этом тексте, выдели в них суффиксы. Подумай, от каких глаголов они образовались. Определи их время и вид.
- Замечательно! Сделаем вывод: суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий. - Вспомним задачи нашего урока. Что мы сейчас научились делать? - Я рада, что у тебя всё получается!
3. Роль причастий в тексте. - И тут перед нами встаёт новый вопрос: а зачем же нужны причастия в речи? Переходим к решению третьей задачи.
- Ты сможешь сделать вывод о роли причастия в тексте, если сравнишь 2 текста. Они перед тобой. Смотри следующее задание в «Рабочем листе».
- А теперь этот же текст, но в другом виде.
- Чем отличаются эти тексты?
-Какой текст тебе понравился больше? Почему?
-Сделаем вывод. Для чего нужны причастия в речи?
- Что делает текст таким выразительным? -Назови причастия.
- В разговорной речи причастие используется не так часто, а в сочинениях и изложениях умение делать речь краткой и выразительной тебе пригодится! |
Ученик читает в рабочем листе, чем причастие похоже на прилагательное. Ученик сравнивает словосочетания из рабочего листа.
- Они имеют общие окончания; изменяются по родам, числам, падежам; согласуются с существительными в роде, числе и падеже; отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?КАКОЕ? и т.д. Комментированное чтение теории из рабочего листа. Ученик обобщает всё сказанное и формулирует определение. Читает определение в рабочем листе.
Ученик слушает учителя и выполняет упражнение на релаксацию.
Ученик находит и выделяет любым способом (подчёркивает, заливает цветом и др.) все причастия. Суффиксы подчёркивает.
- ЗАСЫПАННЫЕ (-засыпать, суф.НН, прош.вр., сов.в) СИДЕВШИЙ (-сидеть, суф.ВШ, прош.вр., несов.вид) ЛЕЖАЩИЕ (-лежать, суф.АЩ, наст.вр., несов.вид) СВЕРКАЮЩИЙ (- сверкать, суф.ЮЩ, наст.вр., несов.вид)
- Распознавать причастия среди других частей речи.
Ученик обращается к текстам. Читает их. 1)Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. (По И.Соколову-Микитову)
2) Тысячи звуков родятся весною в лесу, который ожил. Чудится шепот земли, которая еще не проснулась. Пробежала мышь, которая пискнула. Прогудел жук, который упал. Дятел, который сидит на дереве, которое не ожило пустил трель. - В первом есть причастия, а во втором — нет. - Первый, он красочнее, в нём не повторяется слово КОТОРЫЙ.
- Позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной. - Использование прилагательных и причастий. - Ожившем, проснувшейся, пискнувшая, стукнувшийся, неожившее.
|
В рабочем листе напечатаны словосочетания с одинаковыми существительными в роли главных слов , но слева в роли зависимых слов — прилагательные, справа — причастия. У зависимых слов выделены окончания.
Суффиксы выделены ярким цветом в рабочем листе.
Работа выполняется учеником в рабочем листе посредством функций рисования, печатания в программе NeoOffice. |
||||||||||||||||
VI. Физкультминутка. Цели:снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося в продолжение урока. |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||||||||||||||
- Дмитрий, прежде чем продолжить работу дальше, предлагаю немного отдохнуть. - Немного отодвинься от стола, расслабься, слушай меня и выполняй действия, о которых я тебе скажу.
- Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте — вы птицы, вы вдруг полетели ! Теперь в океане дельфином плывёте, Теперь в саду яблоки спелые рвёте. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело!
Можно встать и сделать такие движения (по времени). - Представь, что ты снежинка. Дует лёгкий ветерок, Падают снежинки. Влево, вправо, поднялись, Словно как пушинки. Покружились, покружились И на место опустились. |
Выполняет команды учителя.
Имитирует полёт, плавание и т. п.
|
|
||||||||||||||||
VII. Закрепление новых знаний. Цель: формирование умения определять причастие по его морфологическим признакам, формирование умения делать обобщенные выводы, выделять главное, развивать лингвистическое отношение к слову(развитие речи) закрепление полученных знаний на практике. Критерии достижения цели: осознание учащимся необходимости новых знаний; умение делать обобщенные выводы, выделять главное Методы: словесные (устные), практические (письменные), работа с текстом, проблемно-поисковые. |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечание |
||||||||||||||||
- А теперь выполним задание на развитие речи.
Учитель следит за выполнением задания. Контролирует правильность его выполнения. - Ещё раз сделаем вывод о роли причастий в речи. - -Как и с помощью чего образованы причастия? |
Ученик переходит в рабочем листе на следующий этап и выполняет упражнения. Составьте словосочетания с причастиями, не используя слова КОТОРЫЙ: ОБРАЗЕЦ: Ученик, который читает — читающий ученик. 1) Ребенок, который плачет - … 2) Книга, которая лежит на столе - … 3) Балерина, которая танцует - .... 4) Зерно, которое выросло - ... 5) Мальчик, который проспал - … Исправляет допущенные ошибки (если есть).
- Причастия делают речь яркой и выразительной. - От глаголов (основы инфинитива) с помощью суффиксов. |
|
||||||||||||||||
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов, самооценка обучающегося. Критерии достижения цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности, определение перспектив последующей работы. Методы: словесные. |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечание |
||||||||||||||||
1) Подведение итогов. - ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ: Задача нашего сегодняшнего урока была.... УЗНАТЬ:
НАУЧИТЬСЯ:
УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ:
-Как , по твоему, мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? Чем учились пользоваться?
2)Рефлексия. - Что нового ты узнал на уроке? - Доволен ли ты своей работой? - Было трудно, интересно? - Где ты можешь применить новые знания о причастиях? |
- Что такое причастие.
- Находить причастие среди других частей речи. - Причастием в речи.
- Да, мы достигли поставленных целей.
Ученик отвечает на вопросы. Анализирует свою работу, делится впечатлениями и самооценкой. |
|
||||||||||||||||
IX. Объяснение домашнего задания. Оценивание. Цель: доступно и понятно изложить суть домашней работы, объяснить способ его выполнения. Выставление мотивированной оценки. Критерий достижения цели: качественное выполнение домашнего задания. |
||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечание |
||||||||||||||||
- Предлагаю тебе применить полученные знания о причастиях, и СОЗДАТЬ МИНИАТЮРУ О ЗИМЕ. - А что такое миниатюра? - В «Рабочем листе» в помощь тебе даны опорные слова. Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная Лес: тихий, задумчивый, заколдованный, сияющий Снег: глубокий, блестящий, серебристый, слепящий, покрывающий все. Сосны: величественные, дремлющие, замерзшие Небо: порозовевшее, вечернее, безоблачное.Задание - Задание понятно? Сочинение напечатай в рабочем листе и сохрани. Работу на сегодняшнем уроке тоже сохрани и размести в свою ПАПКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. - Оценка за урок.... - До, свидания! Спасибо за урок. Всего доброго!
|
- Это маленькое сочинение.
- Учащийся задаёт вопросы учителю (если есть), сохраняет работу на «Рабочем столе» в электронной папке по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
- До, свидания! |
Электронная папка с рабочими материалами, памятками и т.п. Ведётся с начала учебного года. |
Приложение. Рабочий лист к уроку.
Рабочий лист к уроку
DOC / 282.5 Кб
Селиванова Галина Геннадьевна