План-конспект занятия «Использование игровых технологий на занятиях в хореографическом коллективе»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА
План-конспект занятия
«Использование игровых технологий на занятиях в хореографическом коллективе».
руководитель коллектива
современного танца "КАРУСЕЛЬ"
Чередниченко М. Л
Г. Докучаевск
Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и конечно же артистизма. Когда-то игра была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Игра развивала способности человека, сообразительности, наблюдательности, ловкости, все то, что требовалось ему в быту. Хотя человек на протяжении всей жизни остается верен "игре", все же само слово "игра" неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством. По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка до 10 лет. В этом возрасте она не только развлечение. Игра ценна для ребенка еще и потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и, конечно, эстетически. Да и самому ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции. Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что "надо" и "полезно", а это ему нравится. Остановимся на тех игровых формах, которые облегчают процесс запоминания и освоения упражнений на занятиях по хореографии и придают им привлекательность в глазах детей:
1. Знакомство с окружающим миром – животным, растительным, предметным
2. Развитие хореографических данных ребёнка
3. Развитие эстетического вкуса путём проигрывания движений,имитирующих окружающий мир
Задачи:
1. Расширение творческого кругозора ребёнка
2. Вызвать интерес к изучению хореографической культуры
3. Развитие эстетического вкуса путём определённых движений, заданных педагогом
4. Привитие любви к окружающему нас миру
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с окружающим нас миром. Мы познакомимся с животными, растениями,
предметами. А каких вы животных знаете? А растения? Сейчас мы попробуем изобразить с вами самое пушистое и домашнее животное – кошечку.
Основная часть
«Кошечка»
Дети встают на четвереньки и изображают поочерёдно то добрую кошку – прогибают спину в поясничном отделе, то злую кошку - выгибают спину вверх дугой (« шерсть встала дыбом» ).
«Лягушка»
Дети садятся на пол, складывая стопы друг к другу и разводят колени максимально встороны. Под музыку начинают имитировать как лягушка скачит – надавливая с умеренной силой на оба колена одновременно, стараясь прижать их к полу.
«Змея»
вытянув полностью корпус и поставив руки, согнутые в локтях, по обе стороны от корпуса. Под музыку ученики начинают вытягивать руки в локтях, поднимая тем самым корпус вверх, и прогибаются под лопатками и в поясничном отделе. Затем постепенно опускают корпус вниз в исходное положение. В конце упражнения можно сложить змейку в «кольцо» – корпус остаётся в вытянутом в локтях положении, а ноги сгибаются в коленях и стопами касаются головы.
« Морская звезда»
Дети ложатся на живот, руки вытягивают вперёд по диагоналям, ноги вытянутые в коленях разведены в стороны по диагоналям. Под музыку дети начинают отрывать от пола одновременно руки и ноги, обязательно вытянутые и с натянутыми стопами, задержавшись в таком положении какое-то время. Затем опускают одновременно руки и ноги на пол в исходное положение.
«Цапля»
Дети стоят, разведя руки в стороны, ноги вместе ( 6 позиция ног ). Под музыку начинают поочерёдно сгибать ногу в колене, обхватив её обеими руками, задержавшись в таком положении несколько секунд ( т. е. стоят на одной ноге, обхватив вторую руками ).
Педагог: А теперь ребята назовите растения, какие вы знаете?
Сейчас представим, что мы все цветы в поле. Налетел ветерок и начал прижимать цветы к земле, а потом стих и цветочки снова подняли свои листочки к солнцу.
«Цветок и ветерок»
Дети садятся на пол, ноги вытянуты в коленях, руки подняты вверх и округленны в локтях, имитируя бутон цветка ( 3 позиция рук ). Под музыку ученики начинают делать сначала небольшие наклоны корпуса ( 2 раза) к ногам, а затем сильный наклон корпуса к ногам (1 раз ) , при этом руки должны максимально коснуться ног и в таком согнутом положении задержаться на какое-то время (« ветерок сильно подул и прижал цветочек к земле» ), а затем корпус снова вернуть в исходное положение.
« Берёзка» (По другому это упражнение называется «стойка на лопатках». Дети поднимают корпус вместе с вытянутыми в коленях и стопах ногами вверх, руки ставятся на локти и ладонями удерживают корпус в вертикальном положении ( «берёзка выросла» ).
«Грибочек» Дети стоят, положив руки на пояс и поставив ноги вместе (6 позиция ног). Под музыку ученики начинают садиться постепенно вниз, корпус опуская на пятки ( пятки отрываются от пола во время приседания, центр тяжести находится на полупальцах ) . Спина обязательно сохраняет вертикальное положение. Затем корпус постепенно вытягивается вверх в исходное положение. Таким образом, грибочек то растёт вниз, то вверх.
Педагог: А теперь назовите-ка предметы, которые вас окружают?
Молодцы! Сейчас мы с вами попробуем изобразить некоторые из них.
«Мячик» Дети садятся на корточки, руки на поясе ( корпус посажен на пятки, спина прямая ). Под музыку ученики начинают подпрыгивать невысоко, имитируя удары мяча об пол. Положение корпуса во время движения обязательно прямое.
«Лодочка»
Дети ложатся на живот, ноги вместе вытянуты в коленях и стопах, руки вытянуты вперёд и сложены правая ладонь поверх левой руки (корма у лодочки ). Под музыку ученики начинают поочерёдно поднимать то руки, то ноги, усиливая амплитуду ( «лодочка качается на волнах»). Затем руки и ноги опускаются в исходное положение («затихло море»). Снова начинается ветер и начинает раскачивать лодочку по волнам – движение повторяется вновь. Заканчивается упражнение на – «затихло море».
«Мостик» Дети ложатся на спину, руки сгибают в локтях, ноги сгибают в коленях. Корпус поднимается вверх при одновременном вытягивании рук и ног. Стараться максимально вытянуть руки и ноги.
«Арбуз»
Дети стоят развернув стопы в стороны (пятки вместе), руки внизу округлены в локтях - имитируют как будто «взяли большой арбуз» ( подготовительная позиция рук ). Под музыку дети поднимают руки вперёд, останавливая их перед собой ( 1 позиция рук ), затем вверх над головой (3 позиция рук ). Теперь «арбуз разваливается» на две половинки – руки опускаются в стороны ( 2 позиция рук ), и снова берём новый «арбуз» ( руки возвращаются в подготовительное положение ). Упражнение повторяется вновь. . Это упражнение – игровой вариант исполнения 1 пор де бра из классического танца.
Заключительный часть
Педагог – хореограф обращается к участникам с целью дать обратную связь о том, что сегодня они узнали на занятии, понравился ли им урок, и что именно понравилось.
Комментарии к уроку: Результативность этого урока несомненна. Средства хореографии оказывают на детей неограниченное воздействие. Правильно ориентированный, нацеленный на ребёнка урок, вызывает неподдельный интерес в каждом ребёнке. Эмоционально насыщенный материал оставит глубокий отпечаток в душе ребёнка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, отношения, переживания, а со временем эстетического чувства к искусству отложит свой отпечаток и на отношение к жизни, действительности.
Мониторинг качества обучения по игровой технологии, проведённый в форме контрольного среза 15 учащихся
"Калейдоскоп"
1.Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
(И.п. – стоя, ноги на ширине плеч.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).)
2.Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
(1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
3.Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
(1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы.)
4. Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
(1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
5.Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
(1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.)
6.Регулировщик, путь покажет,
Повороты все укажет.
(И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)
Игры на сплочение коллектива.
“Мой хороший попугай “(мишка, зайка).
По кругу передают любую игрушку. Получив игрушку, ребёнок прижимает её, гладит, говорит что-то приятное, бережно передаёт другому.
“Липучка”.
Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая: “Я - липучка - приставучка , я хочу тебя поймать“. Каждый пойманный присоединяется.
“Кенгуру “ (в парах).
1-й кенгуру , 2-й кенгурёнок сначала встаёт спиной к нему, а затем приседает. Оба берутся за руки. Задача: в таком положении пройти как можно дальше.
Игровое упражнение "Клубочек"
Задачи:
- приобщать к участию в игровой ситуации с использованием спортивного оборудования;
- развивать умение ритмично двигаться подгруппой, держась за верёвочку, в заданном направлении;
- стимулировать речевую активность в процессе игры.
Оборудование: верёвочка – канатик (длиной 2.2м, диаметром 2-3см).
***
Дети стоят около взрослого.
Инструктор: Что это? (Показывает детям клубочек.) Дети отвечают:
Это клубочек – мягкий моточек.
Дети гладят клубочек.
Катится клубочек по дорожке (показ имитации « катится клубочек по дорожке»). Инструктор кидает клубочек и тянет его за ниточку.
Все (вместе). А за ним бегут наши ножки.
Инструктор и дети бегут за клубочком.
Только где же клубочек?
Инструктор и дети смотрят по сторонам.
Он раскрутился
И в верёвочку превратился,
А мы её в ручки возьмём.
Инструктор и дети берут в руки верёвочку.
Все (вместе). И гулять пойдём.
Дети идут за взрослым, держась за верёвочку.
Весело шагаем, ножки поднимаем.
Высоко – высоко, ножки поднимаем.
Дети идут, высоко поднимая колени.
Инструктор. Хорошо мы потрудились, а потом домой пришли и в клубочек дружно верёвочку смотали. Дети помогают инструктору сматывать верёвочку в клубочек. Игровое упражнение повторяется 2-3 раза.
Игра для снятия психоэмоционального напряжения у детей
«Торт» (для детей с 4 лет)
Положите ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник — мука, другой -сахар, третий - молоко, четвертый - масло и т. д. Взрослый повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука - «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко - «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар - он «посыпает» тело, и немного соли - чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается - ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и соль и др. - тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, при¬касаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям.
ЗАМЕЧАНИЕ:
1. Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению.
2. Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку, - курицу, блины, компот и т. д.