Статья «Использование игровых технологий на занятиях по экологии в Центре детского творчества»
Использование игровых технологий на занятиях по экологии в Центре детского творчества
Человеческая культура возникла и
развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинг
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровые педагогические технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности и положительно отражается на качестве освоения предметного содержания.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведениусвоения социальных установок я, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство
(Л.С.Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
Спектр целевых ориентаций
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование и применение определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Классификационные параметры игровых технологий
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По типу управления: все виды - от системы консультаций
до программной.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
По уровню применения: все уровни.
Функции игровой деятельности
развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная: освоение диалектики общения;
самореализация в игре как на полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативная: освоение диалектики общения;
самореализация в игре как на полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову)
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.
эмоциональная приподнятостьдеятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Классификация педагогических игр
По виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По предметной области: выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
По игровой среде: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Игра как феномен дает возможность:
• без опаски выражать эмоции;
• понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;
• осваивать новые способы поведения;
• быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности;
• оперативно анализировать собственные реакции.
Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:
Цель игры – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.
- Должны преобладать элементы занимательности и соревновательности.
- Игра призвана обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.
- Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.
Правила игры – просты и понятны всем.
- Во время – игры – дисциплина и порядок.
- Проводить игру нужно в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.
- Педагог – активный участник игры – должен умело регулировать ее ход.
- Подведение итогов обязательно.
- Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:
Первый этап – подготовка:
Второй этап – проведение игры.
Третий этап – анализ и обобщение:
Ребусы
Ребусы можно находить в литературе, в сети Интернет, но охотнее всего обучающиеся сами придумывают ребусы и рисуют их. Затем сканируют свои рисунки и выводят на экран или интерактивную доску.
Такие занятия включают в себя различные виды деятельности детей и тем самым способствуют развитию УУД обучающихся.
Можно создавать целые тематические альбомы ребусов или электронные папки с файлами. Например: «Животные Красной книги», «Растения нашей местности» и т. д.
Черный ящик
В ящике находится то, что загадывается вопросом, например:
В ящике находится то, что у большинства народов издавна служило символом постоянства и нерушимой дружбы.
Ответ дается с разъяснением.
Соль – это вещество, не изменяющееся даже в огне, не поддающееся порче, а наоборот, предохраняющее от нее продукты питания. Наши предки встречали гостей хлебом и солью.
Превращения
Нужно, меняя каждый раз по одной букве в заданном слове, перейти от одного слова к другому. Причем в исходном и конечном словах ни одной буквы не должно совпадать.
Например, превратить медь в болт (медь — мель — моль — боль - болт).
Также можно самим придумывать такие превращения и загадывать друг другу на занятиях.
Угадай: Какое это растение (или животное)?
Обучающиеся узнают объекты природы по картинкам
Кроссворд
Вместо словесного описания биологические объекты можно изображать картинками, красочными и яркими, или схематичными, или силуэты деревьев, подходят и четкие черно-белые картинки,как например, эти изображения птиц |
|
Викторина
Пример вопросов викторины о животных:
Жук этот летает и в апреле и в июне. Но чаще всего – в мае. Отсюда и название жука. (Майский)
Рога бывают не только у оленей или быков. «Рога» у этого жука ветвистые, напоминающие оленьи. За них жук получил своё имя. (Жук-олень)
Длинный носик у этого жучка напоминает хоботок. (Слоник)
Полезнее этого тёмно-синего жука с длинными ногами трудно отыскать в лесу. Он уничтожает вредных гусениц. (Жужелица)
Гусеница этой бабочки тёмная, мохнатая, похожая на крошечного медвежонка. Из-за гусеницы и бабочка получила своё имя. (Медведица)
Этот жук своим рогом напоминает могучее африканское животное. (Жук-носорог)
Если упадёт на спину этот жучок – тотчас подпрыгнет, перевернётся и встанет прямо на ножки. Подпрыгивая, он громко щёлкает. (Щелкун)
Придумал же кто-то, что насекомое это забирается в ухо спящего человека, и человек глохнет. И даже имя дали насекомому за это. А на самом деле оно совершенно безобидное. (Уховертка)
Если обучающимся дать ответ трудно, то можно добавить помощь в виде картинки или фотографии.
Символическая игра: «Народные приметы»
Игры экологического содержания могут использовать различные символы.
Используя компьютерную презентацию, можно после показа вопросов, показать слайд с вопросами и ответами для самопроверки обучающихся и для лучшего визуального запоминания народных примет, например.
1 – Грачи рано прилетели… (будет тёплая весна)
2 – Вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики… (будет ясная погода).
3 – Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет… (лето будет холодное).
4 – Сильно пахнут цветы акации, смородины, донника, сон-травы, жимолости … (ожидай дождь).
5 – Днем, в самую жару, паук вышел на охоту - это значит... (Почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды).
Преимущества и недостатки игровых технологий:
Преимущества игровых технологий: Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе). Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
|
Недостатки игровых технологий: Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
|
Использованные ресурсы
http://psylist.net/pedagogika/ipt.htm