12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Чернова Наталья Александровна18

Использование игровых технологий на занятиях по экологии в Центре детского творчества

Человеческая культура возникла и
                                                 развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинг

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые педагогические технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности и положительно отражается на качестве освоения  предметного содержания.

Концептуальные основы игровых технологий

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра - форма психогенного поведениусвоения социальных установок я, т.е. внутренне присущего, имманентного личности       (Д.Н.Узнадзе).

Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство     

                                                                             (Л.С.Выготский).

Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов"                                          (А.Н.Леонтъев).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

Спектр целевых ориентаций

- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование и применение определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Классификационные параметры игровых технологий

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По типу управления: все виды - от системы консультаций

до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

По уровню применения: все уровни.

 

Функции игровой деятельности

развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как на полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как на полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

 

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову)

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

эмоциональная приподнятостьдеятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

                    дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

                    учебная деятельность подчиняется правилам игры;

                    учебный материал используется в качестве ее средства;

                    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

                    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

       Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Классификация педагогических игр

По виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По предметной области: выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

По игровой среде: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

 

Игра как феномен дает возможность:

         без опаски выражать эмоции;

         понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние ресурсы;

         осваивать новые способы поведения;

         быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в повседневной действительности;

          оперативно анализировать собственные реакции.

 

Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:

Цель игры – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.
- Должны преобладать элементы занимательности и соревновательности.
- Игра призвана обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.
- Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.
Правила игры – просты и понятны всем.
- Во время – игры – дисциплина и порядок.
- Проводить игру нужно в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.
- Педагог – активный участник игры – должен умело регулировать ее ход.
- Подведение итогов обязательно.
- Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:
                      Первый этап – подготовка:
                      Второй этап – проведение игры.
                      Третий этап – анализ и обобщение:

   Ребусы

Ребусы можно находить в литературе, в сети Интернет, но охотнее всего обучающиеся сами придумывают ребусы и рисуют их. Затем сканируют свои рисунки и выводят на экран или интерактивную доску.

   Такие занятия включают в себя различные виды деятельности детей и тем самым способствуют развитию УУД обучающихся.

   Можно создавать целые тематические альбомы ребусов или электронные папки с файлами. Например: «Животные Красной книги», «Растения нашей местности» и т. д.

 Черный ящик

 В ящике находится то, что загадывается вопросом, например:

В ящике находится то, что у большинства народов издавна служило символом постоянства и нерушимой дружбы.

Ответ дается с разъяснением.

Соль – это вещество, не изменяющееся даже в огне, не поддающееся порче, а наоборот, предохраняющее от нее продукты питания. Наши предки встречали гостей хлебом и солью.

Превращения

Нужно, меняя каждый раз по одной букве в заданном слове, перейти от одного слова к другому. Причем в исходном и конечном словах ни одной буквы не должно совпадать.

   Например, превратить медь в болт (медь — мель — моль — боль - болт).

   Также можно самим придумывать такие превращения  и загадывать друг другу на занятиях.

Угадай: Какое это растение (или животное)?

Обучающиеся узнают объекты природы по картинкам

Кроссворд

Вместо словесного описания биологические объекты можно изображать картинками, красочными и яркими, или схематичными, или силуэты деревьев, подходят и четкие черно-белые картинки,как например, эти изображения птиц

 

                                                           

Викторина

Пример вопросов викторины о животных:

Жук этот летает и в апреле и в июне. Но чаще всего – в мае. Отсюда и название жука. (Майский)

Рога бывают не только у оленей или быков. «Рога» у этого жука ветвистые, напоминающие оленьи. За них жук получил своё имя. (Жук-олень)

Длинный носик у этого жучка напоминает хоботок. (Слоник)

Полезнее этого тёмно-синего жука с длинными ногами трудно отыскать в лесу. Он уничтожает вредных гусениц. (Жужелица)

Гусеница этой бабочки тёмная, мохнатая, похожая на крошечного медвежонка. Из-за гусеницы и бабочка получила своё имя. (Медведица)

Этот жук своим рогом напоминает могучее африканское животное. (Жук-носорог)

Если упадёт на спину этот жучок – тотчас подпрыгнет, перевернётся и встанет прямо на ножки. Подпрыгивая, он громко щёлкает. (Щелкун)

Придумал же кто-то, что насекомое это забирается в ухо спящего человека, и человек глохнет. И даже имя дали насекомому за это. А на самом деле оно совершенно безобидное. (Уховертка)

Если обучающимся дать ответ трудно, то можно добавить помощь в виде картинки или фотографии.

Символическая игра: «Народные приметы»

Игры экологического содержания могут использовать различные символы.

Используя компьютерную презентацию, можно после показа вопросов, показать слайд с вопросами и ответами для самопроверки обучающихся и для лучшего визуального запоминания народных примет, например.

 1 – Грачи рано прилетели… (будет тёплая весна)

2 – Вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики… (будет ясная погода).

3 – Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет… (лето будет холодное).

4 – Сильно пахнут цветы акации, смородины, донника, сон-травы, жимолости … (ожидай дождь).

5  – Днем, в самую жару, паук вышел на охоту - это значит... (Почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды).

 
Преимущества и недостатки игровых технологий:

 

Преимущества игровых технологий:

Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

 

Недостатки игровых технологий:

Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

 

Использованные ресурсы

              https://ioe.hse.ru/igrteh

              http://psylist.net/pedagogika/ipt.htm

              http://festival.1september.ru/articles/596556/

              http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node29.html         

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.