Статья «Использование контактной импровизации на занятиях в детском хореографическом коллективе»
Обобщение педагогического опыта
руководителя народного театра современной хореографии «Горошины»
Изотовой Е. А.
Использование контактной импровизации на занятиях
в детском хореографическом коллективе
Неоднократно обучающиеся, выполняя заданные им упражнения, не пытаются осмыслить процесс движения тела, как в общем, так и отдельных его частей. В итоге, мы получаем неудовлетворительный результат – они не имеют понятия, насколько выразительным может быть человеческое тело.
В сфере современного хореографического искусства все чаще мы слышим словосочетание «контактная импровизация». Данное понятие получило свое распространение и использование, в основном, в современном танце. По определению, контактная импровизация является спонтанной формой танца со своей техникой. Это общие принципы, которые были разработаны для обеспечения безопасности и открытия возможностей поиска. Контактная импровизация состоит из чувствования партнера, импульсов движения, пространства и времени, которые рождают композицию.
Контактная импровизация предполагает глубокую внутреннюю работу, требует развития личности и индивидуальности. В этом и состоит отличие импровизации от «чистой» техники современного танца. Также контактная импровизация требует изменения мышления, особого отношения к своему телу, внутренним импульсам и к личной истории.
Занятия в народном театре современной хореографии «Горошины» по контактной импровизации строятся на таких принципах, как:
Стремление к непосредственному и открытому контакту друг с другом.
Принятие права на самовыражение каждой личности, ее неповторимости и уникальности.
Искреннего и пробуждающего чувства диалога между обучающимися, важность чувственного переживания «здесь и сейчас», которое возникает в процессе реальных межличностных взаимоотношений.
Контактная импровизация – форма движения в танце, в паре. Вместе двигаются два человека, в соприкосновении поддерживают спонтанный телесный, физический диалог через чувственные сигналы распределения инерции и веса. По мере осознания ощущения инерции, баланса и веса, тело учится расслабляться, освобождаться от излишков мышечного напряжения и отказываться от определенного количества волевых установок и намерений, для того, чтобы не противоречить естественному ходу вещей и использовать то, что дано природой.
Такие навыки как перекатывание, нахождение вверх ногами и падение исследуются телом и ведут его к пониманию своих естественных двигательных возможностей. Ясные и несложные упражнения позволяют исследовать и фокусировать внимание на специфических отношениях, с которыми в свободной импровизации приходиться иметь дело – принимать и поддерживать вес другого тела, прыгать на него, отдавать ему свой вес, кататься и лежать на нем. Эти ощущения и простые упражнения вводятся в сферу органического движения тела, становятся легко доступными ему. При этом возникает возможность выражения огромной сущностной энергии самого тела.
Очень важным становится развитие чувства баланса и ловкости, чтобы они могли работать в динамике, при физической дезориентации, и давать гарантию безопасности, полагаясь при этом на один только инстинкт самосохранения и выживания. Еще контактную импровизацию называют арт-спортом. Контактная импровизация смело доказывает, что сфера органического движения тела богата возможностями для выражения всего себя и не имеет ограничений. Также можно понимать контактную импровизацию как путь, способ быть вместе и взаимодействовать на чисто физическом уровне. Для такого танца необходимо постоянное усилие, направленное на телесные и физические ощущения момента изменения веса, неподвижности и равновесия. Сущность такого танца заключается в концентрации и внимании, только это должно вести танцора, только через постоянные усилия можно продолжать танец.
Рассмотрим основы контактной импровизации, которые используются на занятиях в «Горошинах»:
Танцор – обычный человек. Принятие естественного положения вещей. Как правило, танцоры избегают движений, которые совпадают с традиционными техниками танца и не делают различий между танцевальными и повседневными движениями. Они кашляют, поправляют одежду, смеются и, как правило, не смотрят на зрителя.
Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Танец ориентируется на ощущения партнеров, их намерения на сохранение или не сохранение физического контакта и продолжение поиска взаимной опоры. Здесь преобладают движения, которые связаны с прикосновением двух тел, поиском при взаимодействии с весом тела партнера взаимных пространственных траекторий.
Следование за весом, инерцией и потоком движения. Контактные импровизаторы зачастую акцентируют свое внимание на важности непрерывности движения, когда заранее не известно, куда оно может привести их. Они могут пассивно позволять инерции увлекать их, или активно толкать, тянуть или поднимать партнера.
Чувствовать кожей. Практически постоянный физический контакт между партнерами, который направлен на использование всей поверхности тела для поддержки веса партнера и своего собственного веса.
Ощущение движения изнутри. Внимание и ориентация на внутреннем пространстве тела. Большую часть времени контактные импровизаторы проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности партнера и себя.
Перетекание. Здесь внимание направлено на сегментацию тела и движение в нескольких направлениях одновременно. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации, а также смягчает перекаты и падения.
Использование сферического пространства (360 градусов). Спиральные, искривленные округлые линии тела и трехмерные траектории в пространстве. Эти траектории тесно связанны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальными усилиями. Падение по дуге уменьшает удар, а подъем по дуге требует меньше мышечных усилий.
Подразумеваемое присутствие зрителей. Приближенность к аудитории, обычно сидящей в кругу, где нет обозначенной сцены.
Каждый одинаково важен. В контактной импровизации, качество движений усиливает эффект отсутствия внешних знаков различия между танцорами, таких, как костюм, продолжительность танца и порядок выхода.
Позволить танцу случиться. Здесь такие элементы хореографии, как выбор темы движения, организация пространства и использование драматических жестов крайне редко используются намеренно.
В основном, каждый педагог строит занятие, исходя из своей цели и в соответствии с собственным представлением. Но все же, я хотела бы поделиться некоторыми полезными рекомендациями из своего педагогического опыта.
Для того, чтобы приступить к контактной импровизации, в первую очередь, нужно начать с танцевальной импровизации. Сама по себе танцевальная импровизация не требует готовых навыков и мастерства, но все же, в группах есть как опытные участники, так и новички. В этом случае можно разделить участников на подгруппы по уровню навыков. Или же упражнения можно адаптировать таким образом, что новички будут работать с упрощенным вариантом. Тогда более опытные участники смогут работать отдельно и тем самым подавать пример новичкам. Также можно сформировать смешанную группу, иногда это бывает полезно для обеих сторон. По моему мнению, оптимальной считается группа от 10 до 16 участников. В нашем коллективе практикуется работа в подгруппах: тогда одна группа может быть наблюдателями, в то время как другая импровизирует и наоборот. Часто наблюдение за другими становится точкой роста для танцоров.
Поскольку и физическая вовлеченность, и осознанность движений являются центральными точками в импровизации, следует отводить темам программы, в которых изучается баланс движения и мышления, достаточно времени. При выборе последовательности упражнений для занятий по импровизации педагог должен иметь в виду проделанную ранее работу, постоянно актуализировать уже изученный материал. Музыкальное сопровождение должно создавать атмосферу и поддерживать энергию и концентрацию группы; она также может определять продолжительность импровизации и может объединить усилия участников, влияя на стиль, скорость и энергию их движения.
Каждое занятие должно начинаться с разминки, разогрева. Педагогу необходимо быть отзывчивым к каждому участнику, а участникам – друг к другу. Также педагог внимательно наблюдает а группой и определяет, когда прервать упражнение, а когда повторить.
Педагог помогает начать и закончить урок по импровизации. Из моих наблюдений, одной из самых нежелательных ошибок групповой импровизации является хаотическое начало. В народном театре современной хореографии «Горошины» импровизация обычно начинается с движения одного человека, к которому присоединяются остальные. Она может быть начата кем‑то по собственной инициативе, если появился соответствующий импульс, или педагог может попросить одного из участников начать. Иногда полезно выбрать участника, который способен дать нужный материал, или же выбрать участника, который не проявляет инициативу.
Существуют различные способы окончить импровизацию, но во всех случаях участники должны заканчивать ее в состоянии ясности. Перед началом импровизации педагог может поставить в известность участников о ее продолжительности, например, одна минута, 15 минут, полчаса (временные рамки Вы устанавливаете сами). Также можно задать участникам условия, что свет тускнеет, и нужно продолжить движение к внешним границам пространства. Или они могут покинуть сценическое пространство.
Обязательно, в конце упражнения или комплекса упражнений должно быть обсуждение, что поможет участникам пересмотреть и оценить те решения, которые они сделали, найти другие возможности, которые они могли бы попробовать, и осознать, что они делали инстинктивно. Если группа повторит упражнения после обсуждения, то участники могут видеть, как новое понимание воздействует на результат.
Таким образом, можем сделать вывод, что используя танцевальную и контактную импровизации на занятиях, мы расширяем сферу мыслей и действий танцоров, помогаем им почувствовать свое тело, осознать свой потенциал, а возможно и открыть для себя новые пути самовыражения и самосовершенствования. Кроме того, получение положительных эмоций, которые возникают в процессе танца благодаря раскрепощению, свободному движению, возможности самовыражения, живому контакту, создает огромную мотивацию для творческих экспериментов, что для танцоров крайне важно. А также это позволяет обучающимся применять полученные знания и навыки во всех видах современного хореографического искусства.
3