Внеклассное мероприятие «По сказкам А.С.Пушкина»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА"
ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!..
КАЖДАЯ ЕСТЬ ПОЭМА...
А.С.ПУШКИН
Цель:
Прививать любовь к чтению.
Задачи:
Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие; работать над выразительностью чтения;
развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина.
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина, иллюстрации художников к сказкам Пушкина, выставка детских рисунков по творчеству поэта.
Ход занятия:
(Занятие начинается с демонстрации портрета А.С.Пушкина.)
-Кто изображён на портрете?
-Что вы знаете об этом замечательном поэте? (Пушкин А.С. родился в Москве, 6 июня 1799 года)
- От кого маленький Пушкин узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)
-Какие произведения А.С.Пушкина адресованы детям? Сколько сказок написал поэт7 (6; 5 и 1 не закончил. « Сказка о царе Салтане»… , « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
-Назовите ваше любимое произведение.
-Молодцы, ребята! Итак, мы начинаем наше занятие на тему "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Сегодня мы проведём конкурсы, посвящённые творчеству поэта.
1 конкурс "Из какой сказки"
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль - и в щель забился.
("Сказка о царе Салтане".)
- Как правильно называется сказка о царе Салтане? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".)
Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
("Сказка о попе и о работнике его Балде".
Ох ты, дитятко девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне...
("Сказка о мёртвой царевне...")
В ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная картина!
Перед ним два сына.
("Сказка о золотом петушке".)
- Посмотрите на доску. Здесь три сказки, какая из них не принадлежит перу А. С. Пушкина?
1) «Сказка о царе Салтане»
«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Берендее»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
2 конкурс "Сказочный эрудит"
- Вы должны как можно близко к тексту сказки ответить на вопросы.
Сколько лет прожил старик со своею старухой "у самого синего моря"? (Ровно тридцать лет и три года.)
На какую работу нанял поп Балду? (Нужен мне работник: повар, конюх, плотник.)
С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
Как предупреждал петушок царя Дадона об опасности?
(И кричит: "Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!")
Сколько было сыновей у царя Дадона? (Два)
Через сколько дней войско царя Дадона встретило шамаханскую царицу? (Через восемь дней.)
Кого спрашивал царевич Елисей о своей невесте? (Солнышко, месяц, ветер.)
Какую песню исполняла белка-чудесница?
(При честном при всём народе:
Во саду ли, в огороде.)
Как звали пса, который сторожил терем братьев-богатырей? (Соколко.)
Сколько человек насчитывала семья попа - "толоконного лба"? (Поп, попадья, поповна и попёнок.)
Сколько раз забрасывал старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (Три раза, первый раз пришёл невод с одною тиною, второй - с травою морскою, третий - с одною рыбкой, но не простою, а золотою.)
Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря, царевна Лебедь.)
В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)
С какими словами обращался старик к "Золотой рыбке"? (Смилуйся, государыня рыбка!)
Какими словами начинает А.С.Пушкин "Сказку о царе Салтане..."?
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...)
Какими словами заканчивается "Сказка о золотом петушке"?
(Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.)
3 конкурс «Распутай путаницу»
- Есть карточки с названиями сказок и названиями персонажей. Необходимо соотнести персонажей со сказками.
«Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о Золотом петушке» «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о царе Салтане» |
Дадон |
ткачиха |
|
попадья |
|
старик |
|
Шамаханская царица |
|
Гвидон |
|
старуха |
|
Елисей |
|
бес |
|
Чернавка |
- А сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд:
1.На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые … (перстни)
2. Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных … (усачей)
3. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого … (петушка)
4. В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне … взяла
И вопрос свой задала (зеркальце)
5. Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить молодица
Уж и впрямь была … (царица)
6. Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом неделю ровно
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней… (Дадон)
4 конкурс «Узнай сказку по словам»
Откуп, дурачина, корыто, старуха, изба, рыбка. ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Базар, лошадь, жадность, работа, повар, плотник, оброк, море. ( «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Царь, сёстры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата. ( « Сказка о царе Салтане»…)
Терем, зеркальце, путь – дорога, месяц, ветер, свадьба. ( « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Петушок, рать, воеводы, мудрец, шатёр, звездочёт. (« Сказка о золотом петушке»)
- А теперь давайте с вами вместе попробуем расшифровать имена героев сказок:)
ВИГОНД (Гвидон)
ТАСНАЛ (Салтан)
ЙЕЛСИЕ (Елисей)
- А сейчас я вам предлагаю провести конкурс на лучшее чтение произведений А. С. Пушкина. (Дети читают отрывки из сказок А. С. Пушкина)
- Мы побывали в прекрасной стране Пушкинских сказок, наше занятие подошло к концу. Всем стало понятно, что вы читаете книги, рисуете героев сказок Пушкина. И мы ещё не раз встретимся с ними. Надеюсь, круг наш станет ещё больше, вы расскажете и прочитаете сказки своим друзьям, братьям, сестрам. И друзей у сказок Пушкина станет ещё больше.
Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать и перечитывать эти сказки, брать пример с положительных героев его произведений.
Это Пушкин. Это чудо
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Спасибо всем за участие.
Кочеткова Анна Евгеньевна