12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хитрик Суламита Витальевна26

 


Почва и ее состав (3 класс)
PPTX / 4.9 Мб

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс, тема

3-й класс, «Почва»

Цель:

Изучение особенностей почвы


 

Планируемые результаты

Знать:

Свойства почвы, состав почвы, как образуется и как разрушается почва, способы охраны почвы;

Понимать:

Как состав влияет на плодородие, почему нужно охранять почву;

Применять

Проводить опыты и определять состав почвы;

Анализ:

Выявить особенности почвы;

Синтез:

Разработать схему состава почвы;

Оценка:

Значимость почвы для жизни человека;


 

Методы

Словесные: рассказ, беседа; Наглядные: демонстрация; Практические: лабораторные опыты

Ресурсы урока для учителя:

ТСО, оборудование

Ресурсы урока для учащихся:

Тетрадь, учебник


 

План урока со временем

Введение (3 мин.)

Беседа (3 мин.)

Рассказ (5 мин.)

Опыты (10-15 мин.)

Рассказ (7 мин.)

Работа с учебником и беседа (10 мин.)

Подведение итогов (5 мин.)

ДЗ (1 мин.)

Ход урока:

Этапы и содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

 

Введение-загадка

Самый верхний слой земельный.

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют? (Почва)

Включается слайд 2.

 

 

 

Дети слушают загадку и отгадывают её.

Организация познавательной деятельности (открытие нового)

 

Беседа:

-Так что же такое почва?

Включается слайд 3.

Рассказ:

-Почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары, скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. На их месте постепенно образовывался рыхлый слой, в который могли проникать вода и воздух. Самые неприхотливые растения, семена которых переносились ветром, поселялись на нём, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений. Они разрастались, а отмирая тоже увеличивали слой чернозёма. Так постепенно образовалась почва.

Включается слайд 4.

-А главным свойством почвы является плодородие

Включается слайд 5.

Состав почвы-опыты:

Опыт №1. Воздух 
В стакан с водой опускается маленький комочек почвы (сухой). Мы видим, как на поверхность воды поднимаются пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха. 
Опыт №2. Минеральные соли, глина , песок 
Опускаем почву в стакан с водой, размешиваем и оставляем на некоторое время. После чего капаем пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагреваем его. Когда вода испарилась, то на стекле появляется белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей. 
В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной. 
Опыт №3. Вода 
Разместим размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогреем её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на ней появятся капли воды. а значит- в почве содержится вода. 
Опыт №4. Перегной 
В продолжение предыдущего: не прекращаем нагрев почвы, и мы почувствуем противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной-гумус). 
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы. А ещё перегной соединяет частички почвы, «склеивает» их.

- А теперь, кто мне прочитает, что записал в тетради.

Включается слайд 6.

Рассказ

-Вот мы и узнали состав почвы. Теперь мы точно можем сказать, почему она плодородна. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они также поглощают из почвы воду. А вместе с ней в растения попадают растворенные минеральные вещества. Минеральные вещества или минеральные соли-это питательные вещества для растений, без которых они не могут жить. Получается, что запасы минеральных веществ должны быстро израсходоваться. Но этого не происходит. Запас этот постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Включается слайд 7.

-Плодородие почвы повышают и животные, обитающие в ней. Например, дождевые черви. Они роют в почве ходы, глубоко перемешивая её. Дождевые черви питаются гниющими растениями. Они затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого увеличивается количество перегноя в почве. По ходам червей легко проникает воздух и просачивается дождевая вода. Черви, как и другие животные, погибая, обогащают почву перегноем.

Включается слайд 8.

-Существует целая наука о почвах. Она называется почвоведение. А создал эту науку русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он называл почву «кормилицей человека», и считал, что она для людей дороже нефти и золота.

Включается слайд 9.

Работа с учебником и беседа

- А теперь откроем учебник на странице 54.

-Прочитайте тему.

-Почему так говорят?

-Рассмотрите иллюстрации.

-Какое оборудование изображено?

 

-Рассмотрите рисунки 1,2,3,4. Какие опыты на них изображены?

 

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Дети записывают определение в тетрадь.

 

Дети слушают рассказ учителя и смотрят слайд 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают в тетрадь предложение со слайда.

 

 

Дети записывают в тетрадь: В почве есть воздух

 

Дети записывают в тетрадь: В почве есть минеральные соли

Дети записывают в тетрадь: В почве есть песок и глина

 

 

 

 

 

Дети записывают в тетрадь: В почве есть вода

 

 

 

Дети записывают в тетрадь: В почве есть перегной-гумус

 

 

 

 

 

 

Ребёнок прочитывает вслух записи из тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Почва и ее состав)Ребёнок прочитывает тему «Почва-кормилица».

Дети отвечают на вопрос.

Дети рассматривают иллюстрацию.

-Чашка петри, штатив, колба, лабораторное стекло

 

Дети отвечают на вопрос.

 

Подведение итогов.

-Что такое почва?

-Назовите мне главное свойство почвы.

-Что входит в состав почвы?

 

-Ребята, вы-молодцы!

-Почва-верхний тёмный плодородный слой земли

- Главное свойство почвы-это плодородие

-В состав почвы входят: перегной (гумус), песок, глина, минеральные соли, воздух, вода

Домашнее задание

Чтение учебника + создание экологического знака об охране почвы

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.