12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хитрик Суламита Витальевна26 |
Урок «Почва и её состав»
Почва и ее состав (3 класс)
PPTX / 4.9 Мб
Технологическая карта урока окружающего мира
Класс, тема | 3-й класс, «Почва» |
Цель: | Изучение особенностей почвы |
Планируемые результаты
Знать: | Свойства почвы, состав почвы, как образуется и как разрушается почва, способы охраны почвы; |
Понимать: | Как состав влияет на плодородие, почему нужно охранять почву; |
Применять | Проводить опыты и определять состав почвы; |
Анализ: | Выявить особенности почвы; |
Синтез: | Разработать схему состава почвы; |
Оценка: | Значимость почвы для жизни человека; |
Методы | Словесные: рассказ, беседа; Наглядные: демонстрация; Практические: лабораторные опыты |
Ресурсы урока для учителя: | ТСО, оборудование |
Ресурсы урока для учащихся: | Тетрадь, учебник |
План урока со временем
Введение (3 мин.)
Беседа (3 мин.)
Рассказ (5 мин.)
Опыты (10-15 мин.)
Рассказ (7 мин.)
Работа с учебником и беседа (10 мин.)
Подведение итогов (5 мин.)
ДЗ (1 мин.)
Ход урока:
Этапы и содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности
| |
Введение-загадка Самый верхний слой земельный. В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как ее все называют? (Почва) Включается слайд 2.
| Дети слушают загадку и отгадывают её. |
Организация познавательной деятельности (открытие нового)
| |
Беседа: -Так что же такое почва? Включается слайд 3. Рассказ: -Почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары, скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. На их месте постепенно образовывался рыхлый слой, в который могли проникать вода и воздух. Самые неприхотливые растения, семена которых переносились ветром, поселялись на нём, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений. Они разрастались, а отмирая тоже увеличивали слой чернозёма. Так постепенно образовалась почва. Включается слайд 4. -А главным свойством почвы является плодородие Включается слайд 5. Состав почвы-опыты: Опыт №1. Воздух - А теперь, кто мне прочитает, что записал в тетради. Включается слайд 6. Рассказ -Вот мы и узнали состав почвы. Теперь мы точно можем сказать, почему она плодородна. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они также поглощают из почвы воду. А вместе с ней в растения попадают растворенные минеральные вещества. Минеральные вещества или минеральные соли-это питательные вещества для растений, без которых они не могут жить. Получается, что запасы минеральных веществ должны быстро израсходоваться. Но этого не происходит. Запас этот постоянно пополняется благодаря перегною. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Включается слайд 7. -Плодородие почвы повышают и животные, обитающие в ней. Например, дождевые черви. Они роют в почве ходы, глубоко перемешивая её. Дождевые черви питаются гниющими растениями. Они затаскивают их с поверхности земли в свои норки. От этого увеличивается количество перегноя в почве. По ходам червей легко проникает воздух и просачивается дождевая вода. Черви, как и другие животные, погибая, обогащают почву перегноем. Включается слайд 8. -Существует целая наука о почвах. Она называется почвоведение. А создал эту науку русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он называл почву «кормилицей человека», и считал, что она для людей дороже нефти и золота. Включается слайд 9. Работа с учебником и беседа - А теперь откроем учебник на странице 54. -Прочитайте тему. -Почему так говорят? -Рассмотрите иллюстрации. -Какое оборудование изображено?
-Рассмотрите рисунки 1,2,3,4. Какие опыты на них изображены? |
Дети отвечают на поставленный вопрос. Дети записывают определение в тетрадь.
Дети слушают рассказ учителя и смотрят слайд 4.
Дети записывают в тетрадь предложение со слайда.
Дети записывают в тетрадь: В почве есть воздух
Дети записывают в тетрадь: В почве есть минеральные соли Дети записывают в тетрадь: В почве есть песок и глина
Дети записывают в тетрадь: В почве есть вода
Дети записывают в тетрадь: В почве есть перегной-гумус
Ребёнок прочитывает вслух записи из тетради
(Почва и ее состав)Ребёнок прочитывает тему «Почва-кормилица». Дети отвечают на вопрос. Дети рассматривают иллюстрацию. -Чашка петри, штатив, колба, лабораторное стекло
Дети отвечают на вопрос.
|
Подведение итогов. | |
-Что такое почва? -Назовите мне главное свойство почвы. -Что входит в состав почвы?
-Ребята, вы-молодцы! | -Почва-верхний тёмный плодородный слой земли - Главное свойство почвы-это плодородие -В состав почвы входят: перегной (гумус), песок, глина, минеральные соли, воздух, вода |
Домашнее задание | |
Чтение учебника + создание экологического знака об охране почвы |
|