Статья на тему «Подборка логопедических игр на автоматизацию и дифференциацию различных звуков»
II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Подборка методических разработок для учителей»
Статья «Подборка логопедических игр на автоматизацию и дифференциацию различных звуков».
Цель: Комплектование логопедических игр, опубликованных на портале УРОК.РФ, в помощь учителям-логопедам для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции произношения у детей с ТНР.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать практические материалы по логопедии, размещенные на портале УРОК.РФ.
2. Составить список авторских логопедических игр и презентаций, авторами которых являются педагоги портала УРОК.РФ. для практического использования учителями-логопедами.
Целевая аудитория: учителя –логопеды дошкольных учреждений и начальной школы.
Актуальность.
Форма организации развития речи в методике логопедии - специальные занятия. Эти занятия не всегда интересны и увлекательны для детей. Перед логопедом стоит задача: как сделать трудные для детей занятия по овладению звукопроизношением занимательными и интересными. Принимая во внимание, что игра ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, необходимо создать условия для развития звукопроизношения у воспитанников с помощью эффективных игр и упражнений. Вся моя деятельность сопровождается наглядными материалами: интерактивными играми, настольно-печатными дидактическими играми, презентациями. Важно привлечь внимание детей, заинтересовать, замотивировать на результат. Использование разнообразных игр способствует развитию познавательного интереса и активности воспитанников. Проблема в том, что логопедических игр направленных на коррекцию произношения, издаваемых промышленным способом не так много и логопедам приходится создавать материалы самостоятельно.
Во Всероссийском сообществе УРОК.РФ. участники группы «Моя профессия-учитель-логопед» охотно делятся со своими коллегами учебно-дидактическими материалами. Ознакомившись с публикациями, мною был составлен перечень из 24 авторских логопедических игр. Восхищаюсь креативностью и творческим подходом своих коллег! Тематической основой послужили игры на коррекцию произносительных навыков.
Педагогические разработки
№ |
Наименования темы |
Педагогические разработки |
1 |
Автоматизация звуков [С], [З], [Ш] |
Игры с фонариком на автоматизацию звуков Шаблоны доступны для распечатывания игр «Что Зоя видит во сне?» «Что Соня везет из магазина?» «Что в мешке?» https://урок.рф/library/igri_s_fonarikom_na_avtomatizatciyu_zvukov_111030.html Автор Бабченкова Оксана Алексеевна |
2 |
Автоматизация звука [Р*] |
Наглядно-дидактическое пособие "Оррешки для ума" Игровые задания для автоматизации звука [Р*] https://урок.рф/library/orrreshki_dlya_uma_igrovie_zadaniya_dlya_avtomatizatci_222405.html Прописаны задачи и инструкции. Задания: «Закономерность», «Игра-бродилка», «Назови по схеме», «Прятки», «Коричневый карандаш», «Лишний предмет», «Ребусы», Игра-бродилка «Профессии». Скачав публикацию, можно распечатать игровые поля |
3 |
Автоматизация звука [Р] |
Настольная обучающая игра-бродилка «Помоги маленькому Грибочку найти мудрого старичка Боровичка» для детей 5-7 лет https://урок.рф/library/nastolnaya_obuchayushaya_igra_brodilka_pomogi_male_165359.html Игровое поле доступно для скачивания Автор Акманова Наиля Ахмадулловна |
4 |
Автоматизация звуков [С], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л]. |
Логопедическая настольно-печатная игра «Картинки с секретом» https://урок.рф/library/logopedicheskaya_nastolnopechatnaya_igra_kartinki_183948.html Варианты заданий на примере игрового поля для автоматизации звука [С]: Игровые задания «Находилки», «Кто? Что?», « Назови все живые предметы ласково», «Назови всех животных, которых ты видиш», «Назови одним словом», «Жадина», «Чего не стало?». Представлены 6 полей. Игровые поля доступны для скачивания. Автор Тихомирова Екатерина Витальевна |
5 |
Автоматизация звука [С] |
Развивающая логопедическая настольная игра «СССпешилки» https://урок.рф/library/ssspeshilki_igra_dlya_avtomatizatcii_zvuka_s_v_slov_202057.html Представлены игры на автоматизацию звука [С] в начале, конце, середине слова: «Шустрый мышонок», «Весёлая геометрия», «Любопытны сороки», «Троечки», «Слова-однофамильцы», «Бег с препятствиями». Игровые поля доступны для скачивания Автор Сергачёва Анна Анатольевна |
6 |
Автоматизация звука [Р] |
Дидактическая игра-головоломка «Рычащий тетрис» https://урок.рф/library/golovolomka_richashij_tetris_195625.html Задания: Составить объект из деталей тетриса, назвать предмет ласково, составить предложение или загадку о предмете на картинке, назвать чего нет, подобрать слова-признаки или слова-действия. Автор Воронина Анна Алексеевна |
7 |
Автоматизация звука [Л] |
Презентация на автоматизацию звука [Л] «Алла и волшебный сундучок» https://урок.рф/library/prezentatciya_po_avtomatizatcii_zvuka_l_alla_i_vol_213037.html Задания: Что нашла Алла?», «Чего не стало?», «Что было в сундуке?», «Что потеряла?». Автор Бабченкова Оксана Алексеевна |
8 |
Автоматизация звука [С] |
Интерактивная игра на автоматизацию звука [С] «Школа дракончика Саввы». Представлена в виде презентации. https://урок.рф/presentation/22779.html Задания: повтори слоги, добавь слог, повтори чистоговорки, посчитай, найди картинки со звуком [С]. Найди и назови слова, где звук [С] стоит в конце слова, начале и середине. Составь предложения. Отгадай загадки. Автор Полянская Светлана Анатольевна |
9 |
Автоматизация звука [Ш] |
Интерактивная игра на автоматизацию звука [Ш] «Машина школа». Представлена в виде презентации. https://урок.рф/presentation/22922.html Задания: повтори слоги, добавь слог, повтори чистоговорки, посчитай, найди картинки со звуком [Ш]. Найди и назови слова, где звук [Ш] стоит в конце слова, начале и середине. Составь предложения. Отгадай загадки. Перескажи рассказ. Автор Полянская Светлана Анатольевна |
10 |
Автоматизация звука [С]. Дифференциация [С]- [Ш]. |
Интерактивная игра на автоматизацию звука [Ш] «Школа Смешариков». Представлена в виде презентации. Задания: повтори слоги, добавь слог, добавь слог, повтори чистоговорки, добавь слово в стихотворении, назови картинки слева направо и наоборот. Разложи ягоды по корзинкам. Что лишнее? Замени [С] на [Ш]. Произнеси скороговорку с помощью картинок. Послушай сказку и ответь на вопросы. https://урок.рф/library/interaktivnaya_igra_shkola_smesharikov_differentciatc_222817.html Автор Полянская Светлана Анатольевна |
11 |
Автоматизация звука [Ш]. |
Интерактивная игра «Замени звук». Представлена в виде презентации Задание: Замени первый звук в слове на звук [Ш] https://урок.рф/presentation/26432.html Автор Барабанова Татьяна Кондратьевна |
12 |
Автоматизация звука [С]. |
Интерактивная игра «Замени звук на [С]». Представлена в виде презентации. Задание: Замени первый звук в слове на [C]. https://урок.рф/library/zameni_zvuk_144201.html Автор Барабанова Татьяна Кондратьевна |
12 |
Дифференциация звуков [Р] и [Л] |
Интерактивная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Разложи в сундуки». Игра создана с помощью конструктора для создания интерактивных учебных пособий на сайте learningapps.org. Ссылка на игру https://learningapps.org/watch?v=pi5t89cnn23 https://урок.рф/library/interaktivnaya_igra_razlozhi_v_sunduki_194458.html Задание: разложи картинки со звуками [Р] и [Л] по сундукам. Автор Барабанова Татьяна Кондратьевна |
13 |
Автоматизация звуков [Р], [Р*], [Л], [Л*]. |
Мультимедийная дидактическая игра «Волшебная тарелочка». Представлена в виде презентации.
https://урок.рф/library/multimedijnaya_didakticheskaya_igra_volshebnaya_tarel_081054.html Задания: выбери и назови фрукт (овощ) в названии которого спрятался звук [Р] ([Р*], [Л], [Л*]). Автор Баринова Елена Владимировна |
14 |
Дифференциация звуков [С-Ш] |
Настольная обучающая игра -бродилка по дифференциации звуков [С-Ш] «Давай зажжем звезду на ёлке!» https://урок.рф/library/igra_davaj_zazhzhem_zvezdu_na_yolke_094321.html Задание: подобрать картинку по схеме нахождения звука [С] или [Ш], сосчитать количество слов со звуком [С] и [Ш], определить каких слов больше. Игровое поле и карточки доступны для скачивания. Автор Бикина Наталья Владимировна |
15 |
Дифференциация звуков [С-З] |
Логопедическая игра «Собери грибы» на автоматизацию и дифференциацию звуков [С-З] https://урок.рф/library/avtorskaya_logopedicheskaya_igra_soberi_gribi_224942.html Задание: раздели грибы по корзинкам, сосчитай грибы, назови грибы. Автор Тихомирова Екатерина Витальевна |
16 |
Дифференциация звуков [Р-Л] |
Логопедическая игра «Футбол» на дифференциацию звуков [Р-Л] https://урок.рф/library/logopedicheskaya_igra_futbol_111316.html Задание: назвать слова со звуками [Р] и [Л, разложить картинки к разным воротам Автор Тихомирова Екатерина Витальевна |
17 |
Дифференциация звуков [Р-Л] |
Игра «Логопедический паровоз» https://урок.рф/library/igra_«logopedicheskij_parovoz»_140309.html Задания: размести картинки со звуками [Р], [Л] по вагонам; рассади птиц, животных и зверей по вагонам; найди домашних животных. Автор Тихомирова Екатерина Витальевна |
18 |
Автоматизация звуков [Р], [Л], [Ш], [Ж],[С], [З] |
Логопедическая игра «Весёлая рыбалка» https://урок.рф/library/logopedicheskaya_igra_«vesyolaya_ribalka»_133913.html Задания: назови картинки, определи место звука и разложи рыбок по ведрам. Автор Тихомирова Екатерина Витальевна |
19 |
Автоматизация звуков [С],[Ш], [Л], [Р] |
Логопедическая игра «Весёлые поварята". Задания: найти блины с картинкой на звук [С] ([Ш], [Л], [Р]), рассказать с чем блин. https://урок.рф/library/avtorskaya_logopedicheskaya_igra_«vesyolie_povaryata_220858.html Автор Тихомирова Екатерина Витальевна |
20 |
Автоматизация звука [Ш] |
Логопедическая игра «Ромашки для Наташки» https://урок.рф/library/logopedicheskaya_igra_romashki_dlya_natashki_225809.html Задание: Собирай ромашки, называй картинки и правильно произноси звук [Ш]. Автор Тихомирова Екатерина Витальевна |
21 |
Автоматизация звука [С] |
Логопедическая игра «Капуста для зайчихи» https://урок.рф/library/avtorskaya_logopedicheskaya_igra__«kapusta_dlya_zajchih_212439.html Задание: назови картинки на кочанах, правильно произнося свук [С]. Шаблон игры доступен для распечатывания. Автор Тихомирова Екатерина Витальевна |
22 |
Автоматизация звука [Р] |
Игра на липучках на автоматизацию звука [Р] «Что на радуге» https://урок.рф/library/igra_na_lipuchkah_na_avtomatizatciyu_zvuka_r_143617.html Прописаны задачи, представлены шаблоны для распечатки игры. Автор Бабченкова Оксана Алексеевна |
23 |
Дифференциация [Р-РЬ] |
Игра на липучках на автоматизацию звуков [Р-РЬ] "Подарки для Ирины" https://урок.рф/library/igra_na_avtomatizatciyu_zvukov_rr_195831.html Прописана цель игры, представлен материал для распечатывания игры. Автор Бабченкова Оксана Алексеевна |
24 |
Автоматизация [Л], [Л*] |
Игры на липучках в логопедической практике Шаблоны для игры на липучках «Что съела акула?», «Кто в клетке» доступны для скачивания. https://урок.рф/library/igri_na_lipuchkah_v_logopedicheskoj_praktike_234958.html Представлены задачи и описание игр: «Что съела акула?», «Что у Ромы в кармане?», «Что лежит в шкафу?» Автор Бабченкова Оксана Алексеевна |
Пояснительная записка к конкурсному ресурсу
1 |
Автор (ФИО) |
Барабанова Татьяна Кондратьевна. |
2 |
Образовательная организация |
МБДОУ «Детский сал № 124» г. Дзержинск Нижегородской области |
3 |
Должность |
Учитель-логопед |
4 |
Вид ресурса |
Педагогическая статья. Текстовый документ в программе Microsoft Word 2016 |
5 |
Конкурс |
II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Подборка методических разработок для учителей» |
6 |
Аннотация |
В данной статье автор знакомит читателя с подборкой логопедических игр на автоматизацию и дифференциацию различных звуков. |
7 |
Целевая аудитория |
Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений и начальной школы. |
8 |
Цель
|
Комплектование логопедических игр, опубликованных на портале УРОК.РФ, в помощь учителям-логопедам для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции произношения у детей с ТНР. |
9 |
Актуальность |
Логопедических игр, направленных на коррекцию произношения, издаваемых промышленным способом не так много и логопедам приходится создавать материалы самостоятельно. |
10 |
Описание конкурсного ресурса |
В перечень входят 24 авторские логопедические игры. Восхищаюсь креативностью и творческим подходом своих коллег. Выражаю благодарность авторам, чьи игры вошли в подборку. |
Источники информации
1 |
Педагогические разработки Всероссийского педагогического сообщества «УрокРФ» https://урок.рф/library |