Статья на тему «Подготовка к итоговому сочинению на уроках в 11 классе»

0
0
Материал опубликован 30 October

Малахова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Подготовка к итоговому сочинению на уроках в 11 классе.

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе - обязательное испытание для выпускников, которое призвано определить способности выпускника самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих, так и выходящих за рамки школьной программы. Результатом успешности сочинения является «зачет», являющийся допуском для последующей сдачи ЕГЭ.

По своему жанру сочинение является сочинением-рассуждением, поэтому в ходе подготовки отрабатывается понимание структуры сочинения: вступление, два примера-аргумента и вывод. Во вступлении раскрываются основные понятия темы, формулируется тезис, который будет раскрыт на подобранных примерах-аргументах. Завершается вступление предложением-переходом к основной части. Основная часть – анализ подобранных примеров. В качестве примеров можно использовать произведения художественной и научно-популярной литературы, публицистики, мемуаристки, достижения человека в области культуры. Выпускник должен показать умение анализировать произведение в соответствие с выбранной темой, не заменяя анализ пересказом. Именно в основной части сочинения раскрывается кругозор ученика, владение надпредметными знаниями, умение их применять. Каждый аргумент завершается микровыводом. Завершает выпускное сочинение заключение- завершение выше сказанного в сочинении.

Подготовка к итоговому сочинению начинается с тщательной проработки критериев проверки, требований к выпускной работе, а за тем пошагово прорабатывается каждое направление банка тем: основные понятия, возможные темы, подбор и анализ произведений по данному направлению, написание работ с последующей рецензией учителя, работой над ошибками. Ученики анализируют готовые работы, учатся видеть плюсы и минусы в предложенных работах, работая в парах или группах создают рецензии работ.

В качестве развития письменной речи ученик составляют и успешно применяют таблицы клише, примеров-аргументов, афоризмов, цитат из прочитанных произведений. Данная работа кропотлива, но приносит плоды для учеников, желающих быть уверенными в результате. Вместе с выпускниками мы составляем алгоритм работы над итоговым сочинением.

Выпускное сочинение по литературе –первый шаг выпускников к сдаче ГИА, который поможет им в будущем осуществлять речевой самоконтроль, выстраивать коммуникацию, вести конструктивный диалог.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.