Элективный курс «Система подготовки учащихся 10–11 класса к итоговому сочинению»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Салехард
Элективный курс
«Система подготовки учащихся 10-11 класса
Учитель русского языка и литературы:
Жунусова Гулмаржан Борамбаевна
г.Салехард, 2017
Пояснительная записка
Элективный курс «Система подготовки учащихся 10-11 класса к итоговому сочинению» предназначен для учащихся старшей ступени обучения, которым предстоит писать экзаменационное сочинение по литературе , являющееся одним из условий допуска к государственно итоговой аттестации.
Цель итогового сочинения состоит не только в проверке знаний по предмету «Литература», уровня грамотности, но и в оценке начитанности выпускника, личностной зрелости и умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Задачи элективного предмета:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности.
Данная программа направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки.
Программа рассчитана на 44 часа.
В связи с поставленными целью и задачами элективный курс рассчитан на два учебных года: так как подготовка к экзаменационному сочинению по литературе начинается в 10 классе, а заканчивается в декабре следующего учебного года, то возникла необходимость рассчитать его на 44 часа ( 33ч. в 10 классе и 11ч. в сентябре-ноябре 11 класса).
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
- понимать закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие их мировоззрения, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Предполагаемые результаты:
Ученик научится:
-знать теоретико-литературные понятия;
-классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам;
- анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;
- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;
-аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;
- осуществлять речевое оформления собственных работ;
- уместно употреблять средства художественной выразительности;
-редактировать собственные сочинения.
Содержание программы
Введение. Особенности речи (устной и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Работа с учебной и критической литературой.
Теоретическая часть. Роды и жанры литературы. Художественный метод и стили русских писателей. Идейно-тематический, композиционный, стилистический анализ произведения.
Практическая часть. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания. Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.
Сочинения разных жанров. Знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Редактирование текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. Цель, задачи и содержание элективного курса. | 1 | |
Теоретическая часть (10ч.) | |||
2 | Роды литературы. Их отличительные особенности. | 1 | |
3 | Особенности всех жанров литературы (рассказ, повесть, роман и т.д.) | 1 | |
4-5 | Метод и стили русских писателей 1й и 2й половины 19 века, их отличительные черты. | 2 | |
6-7 | Идейно-тематический анализ произведения (тема, проблема, конфликт, идея) | 2 | |
8-9 | Особенности композиции лирических и эпических произведений. Внекомпозиционные элементы (речь героя, портрет, пейзаж и др.). | 2 | |
10-11 | Стилистический анализ произведения (средства художественной изобразительности). | 2 | |
Практическая часть (33ч.) | |||
12 | Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. | 1 | |
13 | Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. | 1 | |
14-15 | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. | 2 | |
16-17 | Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением. | 2 | |
18-19 | Структура сочинения. Вступление и его виды (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Основная часть (его части). Заключение (его связь с темой и вступлением) и его виды. | 2 | |
20-21 | Практическая работа (написание вступления, заключения по заданной теме) | 2 | |
22-23 | Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. | 2 | |
24-25 | Практическая работа. Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе. | 2 | |
26-27 | Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. | 2 | |
28-29 | Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. | 2 | |
30-31 | Речевое оформление: грамматические, морфологические, синтаксические и речевые ошибки. | 2 | |
32-33 | Практическая работа. Редактирование готовых сочинений. | 2 | |
Практическая часть. 11 класс. | |||
34-35 | Тематические направления сочинений. Аргументация по различным тематическим направлениям | 2 | |
36-37 | Работа над сочинениями по различным тематическим направлениям с последующим редактированием и самооценкой. | 2 | |
38-41 | Практическая работа. Написание сочинений. | 4 | |
42-43 | Работа над ошибками написанных сочинений. | 2 | |
44 | Итоговое занятие. | 1 | |
Список литературы:
http://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2018/
А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе./2018г.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2001.
Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.
«Первое сентября», журнал «Русский язык», 2007, № 9,12.
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ» http://slovari.gramota/ru
Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс. М., 1990
Методические рекомендации. Приложение.
Система оценивания итогового сочинения:
«зачёт» / «незачёт»
Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2.
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена - 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинения на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи.
2. Гелевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета.
3. Документ, удостоверяющий личность.
4. Лекарства и питание (при необходимости).
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации.
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).
В начале сентября ученикам сообщаются направления сочинений, в рамках которых будут даны темы.
Повторяем, что для того, чтобы получить "зачёт" по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.
Направления тем 2017/2018 года:
Алгоритм работы при написании итогового сочинения:
1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.
2) Выявление проблемы, содержащейся в теме.
3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему.
4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.
5) Написание чернового варианта работы.
6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.
7) Перенос сочинения на бланк.
Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача - сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ?
Вопросы, возникающие при написании итогового сочинения:
Какой должна быть структура (план) сочинения?
Из каких частей оно должно состоять?
ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
Вступление.
Основная часть.
Первый тезис+аргумент.
Второй тезис+аргумент.
Третий тезис+аргумент.
Заключение.
Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.
2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст - рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.
4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.
6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
8. Продумайте композицию сочинения.
9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.
13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и получает « не зачтено».
14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.
ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.
РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.
КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.
Традиционно выделяют три части сочинения:
ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.
ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ | |
Историческое | Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. |
Аналитическое | Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.). |
Биографическое | Содержит факты из биографии писателя,имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. |
Цитатное | В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. |
Личностное | Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. |
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод – это не простое повторение аргументов, это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
ЗАПОМНИТЕ! Общий объём вступления и заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ | |
Обобщение сказанного | Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения излагая её более широко и эмоционально. |
Риторический вопрос | Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
Призыв к читателю | Призыв,обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения,побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
Цитата | Следует помнить,что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль. |
КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ
Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи.Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой.Предложения должны быть логически связаны так,чтобы каждое последующее было ответом на вопрос,возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения.Если читателю приходится возвращаться и
перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:
тезис
развитие мысли
иллюстративная часть (доказательства, примеры)
микровывод
Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
«Клише к итоговому сочинению»
Примеры вступления.
1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...
2. Люди часто размышляют о том, что .... (
3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... . Кто-то считает, что .... Кто-то....
4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
3. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
Обращение к произведению.
1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).
2. Вспомним героя повести... (автор, название).
3. Обратимся к роману... (автор, название).
Выводы и заключение.
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что...
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....
Заключение
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
3. (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о ....
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок
свидетельствует о хорошем владении письменной речью.
Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА
В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.
СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ.
Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.
ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
ТИПЫ ОШИБОК:
Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм употребления и сочетаемости слова.
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Искажения литературных текстов и фактические ошибки.
В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:
1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;
2) искажение названия произведения;
3) искажение имен, фамилий литературных героев;
4) неточное указание дат;
5) ошибки в названии мест событий, географических названий;
6) искажение жизненной правды;
7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;
8) ошибки в указании литературного жанра;
9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;
10) искажение авторской позиции;
11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.
Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.
7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.
Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.
Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.
Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.
Низкое качество речи и речевые ошибки;
В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости;
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.
Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»
Ответ: ключевое слово - «какие события».
Упражнение 2. Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.
«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»
Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.
Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.