Методические рекомендации «Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ с использованием учебных пособий издательства "Просвещение" и интернет-ресурса "Сдам ОГЭ/решу ЕГЭ"»
Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ
с использованием учебных пособий издательства «Просвещение» и интернет-ресурса «Сдам ОГЭ/ решу ЕГЭ»)
С чего же начать учителю, который готовит учеников к экзаменам?
Я считаю, что во-первых, надо проверить свои знания по предмету, особенно в части С и практического выполнения заданий. Ведь в содержании КИМов есть задания повышенной трудности и не всегда учитель «с ходу» может его выполнить! Просто протестируйте себя, сделав один из вариантов ЕГЭ/ОГЭ.
Проверив самостоятельно по ответам там, где возможно (письмо и эссе можно попросить проверить более опытных учителей), вы увидите реальную картину своих знаний и будете видеть свои пробелы.
Исходя из результатов проверенного, вы уже будете знать, где вам провести работу по усилению, совершенствованию своих знаний. Это может быть лексико-грамматическая часть или же письмо. А может быть вам даётся тяжело аудирование или чтение?
В любом случае, вы должны уяснить одно: вы должны быть уверены в своих знаниях! Если у вас такого чувства не возникает, значит совершенствуйтесь, пока не дойдёте до того уровня, который вам будет достаточен для преподавания и подготовки к ЕГЭ/ОГЭ.
Здесь, оговорюсь, что совсем необязательно знать свой предмет на высшем уровне, но и знание только школьной программы я считаю недостаточным. Речь сейчас о том, чтобы вам было комфортно с вашими знаниями учить детей.
А уровень комфортности у всех разный! Что же понимать под этим?
Например, одно дело объяснить грамматическую тему ученику (с методической точки зрения подать материал так, чтобы ученику было всё понятно), другое дело — почему в предложении используется то или иное время или конструкция (а вот здесь уже включаются знания учителя, непосредственно языковые).
Если вы это проделываете с лёгкостью и без зазрения совести можете вместе с учеником посмотреть что-то в словаре, если чего-то не знаете — значит, вы почти достигли своего уровня комфортности.
Во-вторых, наша задача, как учителя получить полную информацию о формате экзамена, о разделах ОГЭ/ЕГЭ! Где же это можно взять? Например, на сайте http://www.fipi.ru/, который отражает контрольно-измерительные материалы для проведения Основного государственного и Единого государственного экзаменов.
Или что касается предмета английский язык то это, могут быть различные видеолекции и видеофайлы с рекомендациями по подготовке к экзаменам. Сразу скажу, что сама с удовольствием смотрю видеолекции М.В.Вербицкой, считаю, их очень полезными и во многом с ней соглашаюсь. Думаю, что они помогут вам разъяснить некоторые моменты.
В - третьих — подготовка материалов для учеников
Итак, вот мы узнали с вами свой уровень предметной подготовки. Теперь нужны материалы, по которым вы будете заниматься с детьми. Конечно, можно купить любые книги, где написано ЕГЭ, ОГЭ. Они есть для всех предметов. Но рано или поздно вы поймёте, что это просто варианты экзаменационных заданий и все они однотипные.
Нам нужен более системный подход. То есть необходимо работать над каждым разделом, каждой темой.
И в этом вопросе значительную помощь оказывают учебные пособия издательства «Просвещения». Начнем, пожалуй, с самого начала, говорения.
Незаменимым помощников в подготовке к говорению является Сборник устных тем для подготовки к ГИА. 5-9 классы Ю.А. Смирнова этого издательства (прил. 1).
Данный сборник охватывает все темы, включенные в спецификацию ГИА по английскому языку. После каждой темы предлагается план-ответ, который поможет учащимся подготовиться к темам, не предполагающим заучивание фактической информации, что немаловажно, т.к. стратегия выполнения задания по говорению на экзаменах также предполагает ответ по плану. Для того, чтобы учащиеся лучше и больше запомнили, обращая внимание на детали, часто использую упражнение «Recalling» (как его называют некоторые учителя), которое заключается в том, чтобы после прочтения текста назвать как можно больше предложений из этого текста, если это затруднительно, то можно (и я так делаю) предложить ряд ключевых слов, которые преимущественно составляют основу плана-ответа, упомянутого ранее.
Данное упражнение можно использовать и при тренировке чтения, для подготовки к которому мною также используются пособия издательства «Просвещения». Это серия пособий Ю.Е.Ваулиной и О.Е.Подоляко к УМК «Английский в фокусе» – Тренировочные упражнения в формате ГИА (прил.2).
В сборниках предлагается система заданий на развитие умений чтения, письма, лексико-грамматических навыков как основа речевых умений. Данные сборники предполагают тренировку установленных форматов экзаменационных заданий. При этом предусмотрены различные стратегии к тренировке навыка чтения. Например, в сборнике 6 класса предусмотрены разного рода задания к одному и тому же тексту (прил. 3)
В конце концов, вы всегда можете добавить свое задание, пусть даже это будет уже рассказанное ранее «Recalling».
Что касается лексико-грамматической части, то эти пособия также изобилуют такими заданиями. Этот раздел учащиеся чаще всего считают самым трудным. Я думаю, что не без причин, потому что учащимся трудно понять систему времён английского языка, потому что в русском языке всё по-другому.
Для начала, обратимся к грамматике. В таких заданиях учащиеся должны продемонстрировать владение грамматическими навыками употребления нужной морфологической формы слова в коммуникативном контексте (прил. 4).
При работе с таким заданием можно предложить разделить слова на 2 группы: глаголы и остальные части речи. Т.е. глаголы, в данном случае: be, live, sit, not worry, eat, run, а все остальное: mouse, good, he, sudden, fast, loud, quick. Что касается глаголов, то, прежде всего, необходимо рассмотреть в каком времени весь текст, есть ли пассивный залог или прямая речь. «На первых порах» при выполнении такого рода заданий, полезно будет «расписать» глагол: be-am/is/are - was/were – will be - have/has been – am/is/are been – was/were been, то же самое можно проделать и со «всем остальным»: good – better – the best – well, he – his – him – himself. Такая практика помогает учащимся более осознано подойти к образованию правильного ответа и кроме того способствует систематизации правил грамматики. Точно также поступаю и при выполнении заданий, в которых учащиеся должны продемонстрировать владение лексико-грамматическими навыками образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте (прил. 5).
При работе с этим заданием можно составить таблицу с колонками: глагол, существительное, прилагательное, наречие: to differ – (in) difference - (in) different - (in) differently, или “спайдограмму”. Такого рода упражнения помогут в использовании слов и будут полезны для письменной речи.
С письменной частью мы работаем следующим образом (задания Writing также предусмотрены в этих сборниках): повторив стратегию написания письма, каждый учащийся выполняет письменное задание, которое затем отдает на проверку своему партнеру или другому ученику. Практика показывает, что учащиеся любит «выступать в роли учителей», и гораздо быстрее находят и объясняют чужие ошибки, с тем, чтобы не допускать своих.
Отличительная черта этих сборников в том, что они предусматривают различные стратегии подготовки к одному и тому же заданию, но не стоит забывать и о подготовке самого учителя.
Поработав с этими сборниками в 5-7 классах, в 8-9, 10-11 классах мы приступаем к работе с пособиями с аудиоприложением издательства «Просвещение» и Express Publishing, которые помогают максимально эффективно подготовиться к ОГЭ/ЕГЭ (прил. 6).
Четвертое. После того, как мы повторили базу, приступаем непосредственно к решению разделов КИМов по экзаменам и здесь незаменимым помощником (кроме пособий) является интернет-ресурс «Сдам огэ/ Решу ЕГЭ». Конечно многие наверняка, уже работали с этим сайтом, но я буду говорить о системе работы с использованием дистанционных технологий, которая была отлажена мной в прошлом году. Дистанционная подготовка к ОГЭ/ЕГЭ имеет неоспоримый ряд преимуществ.
1. Нет необходимости каждый день проводить индивидуальные консультации.
На это просто не хватает времени, ни у ученика, ни у учителя.
2. Эти технологии дают возможность разработать индивидуальную траекторию по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ для каждого ученика. Поскольку результаты проверки на данном сайте осуществляются автоматически и выявляют пробелы в знаниях конкретного ученика, что освобождает время учителя.
3.Дает возможность готовиться к экзамену в удобное для ученика время, а учителю отслеживать работу ученика.
В разделе «создать тест» (прил. 7, рис. 1) учитель может составить неограниченное количество необходимых ему проверочных работ, воспользовавшись случайным генерированием теста, подобрав определённые задания из каталога или включив в работу собственные задания.
После того как уч-ся поработали над составленным учителем вариантом и сохранили результаты – перед вами откроются данные с указанием затраченного на работу времени (прил. 7, рис. 2).
Буквально через месяц результаты стали лучше (прил. 7, рис. 3).
В любом случае, разбирая затем вариант на консультации можно проанализировать ошибки, пробелы с целью их объяснения и дальнейшего устранения, т.к. можно увидеть результаты каждого ученика, просто кликнув его данные (прил. 7, рис. 4). Здесь мы увидим ответы уч-ся в соотношении с правильными ответами. Кликнув неправильный ответ (выделен красным) можно разобрать его с учеником на консультации в школе, так здесь предусмотрены и пояснения к ответу (прил. 7, рис. 5).
Проработав, таким образом, несколько вариантов (у меня их было 11) у вас будет вся статистика по написанным работам с ответами, ошибками и оценками уч-ся (прил. 7, рис. 6).
После этой работы я предлагаю уч-ся самим практиковать варианты экзамена, а результат с оценкой высылать мне на электронную почту. В любом случае единственная цель, которую я преследую – это практика, что наиболее важно в любом предмете.
Собственный опыт работы по данной технологии и результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ убедили меня в необходимости дальнейшей работы в этом направлении. В этом году я продолжила работу в этом направлении, однако выполняли варианты данного интернет-ресурса не только те, кто сдают экзамен, но и все учащиеся 8-го и 10-го классов (прил. 7, рис. 7).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Пример из сборника 7 класса:
Приложение 5
Пример из сборника 7 класса:
Приложение 6
Приложение 7
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Список литературы:
Ранее статья была опубликована в региональном методическом приложении к журналу «Просвещение. Иностранные языки»
13