Подготовка к ВПР «Работа с текстом» (6 класс)

2
0
Материал опубликован 9 November 2020

Подготовка к ВПР

«Работа с текстом» (6 класс)


1. Задание по тексту:

Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Сформулируйте тему и основную мысль текста.

Задайте три вопроса по содержанию текста.


Текст

Глубокой осенью заметно пустеют леса и п..ля на б..регах рек дольше задерж..ваются перелётные птицы (4). Иногда разд..ётся из(под) пр..брежного(2) куста голос земл..ройки(4). Крохотные зверьки держались (с/з)десь и летом в густых тр..вяных дебрях хорошо скрывались от посторо(н/нн)его взгляда. А сейчас среди пор..девших трав заметить их стало ле..че.

Чаще других попада..тся обыкновенная бурозубка. Ростом она с маленькую домовую мышь(3), окраска тёмно(бурая). Но возле воды нере..ко можно увид..ть и более крупную водяную земл..ройку(2). Ч..рная, будто бархатная шубка, белое ш..лковистое брюшко и более дли(н/нн)ый хвост помогут отл..чить её от других земл..роек.

Земл..ройки (не)впадают в спяч..ку. Когда идёт снег следы этих маленьких зверьков встречаются(3) особенно часто под старыми(3) елями. Там прож..рливые крошки подб..рают (з/с)битых снегом с ветвей оц..пеневших насекомых и семена хвойных деревьев и берёз. Следы земл..роек трудно отл..чить от следов мелких грызунов. Но если научиш..ся разб..рать их тонкие строчки то увид..шь и узна..шь много интересного.

 


2. Задания по грамматическому разбору

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.


3. Задание по фонетике

Найдите в тексте 3 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова, выполните их фонетический разбор. Объясните причину данного несовпадения.





4. Задание по морфологии

В последнем абзаце над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Какие слова вызвали ваши сомнения и почему? Найдите в Интернете ответ, к каким частям речи они относятся?

К какой части речи относится слово оцепеневший? Не торопитесь называть его прилагательным!

 

5. Задание по орфоэпии 

Поставьте знак ударения в следующих словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю!

Придумайте и запишите 5 предложений, используя максимум слов из списка. Произнесите предложения вслух, соблюдая нормы ударения

 

Ракушка, верба, позвонишь, комбайнер, свекла, досуг, документы, каучук, фарфор, зубчатый, звонишь, звонят, звонит, облегчить, облегчишь, облегчит.


6. Задания по синтаксическому анализу

1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) На его фасаде интересные часы.

2) На лесных полянках появляются проталины ковром разрастаются подснежники.

3) Как здесь красиво! говорят ребята.

4) В водоеме плещутся рыбки.


2. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Изучение и сравнение амфор вызывало у художника и у поэта мысли о легендарных временах будило их воображение.

2) Лужи льдом подернулись трава к земле примерзла.

3) Куда ты дорожка меня завела?

4) Взял я с полки книжку русских сказок.



7-8. Задание по тексту:

Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Ответить на вопрос: Как в неравной схватке с медведем отцу удалось спастись?

Сформулируйте тему и идею текста.

Составьте и запишите план текста из трех пунктов.

Назовите способ словообразования слов набрести, послать, догнать


Лай был отлич..ным ..хотником. (2)Ростом он был с волка. (3)Уши у него торч..ком, как у волка, и масти он серой, волч..ей. (4)Только хвост у него лежит на сп..не кренделем, как у лайк...

(5)Однажды отец пош..л с ним на медведя. (6)Набр..ли на след большого зверя. (7)На Лае шерсть подн..лась дыбом но он смело брос..лся вперё.. и скоро д..гнал ух..дившего м..дведя. (8)Отец выстр..лил но только ле..ко ран..л зверя. (9)Зверюга ра..свирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстр..лить второй раз. (10)Ч..довище лапой вышибл.. руж..ё у него из рук. (11)Миг — и отец л..жал на спине под тяж..лой туш..й.

(12)Он с..итал себя уже поги..шим но зверь вдруг отв..лился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец ..скочил на ноги. (14)Лай в..сел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел ..хватить руж..е и послать медведю пулю, прежде чем зверь зад..вил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым.


Определите и запишите лексическое значение слова послать из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Послать – ...

(15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.