Подготовка обучающихся к олимпиадам по английскому языку.
Подготовка обучающихся к олимпиадам по английскому языку.
В системе работы с одаренными детьми, ведущей деятельностью является подготовка учащихся к олимпиадам. В данной статье представлены рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий по всем видам речевой деятельности на олимпиадах по английскому языку разного уровня.
Подготовка одаренных детей к олимпиадам, в основном, ведется по индивидуальному маршруту, во внеурочное время, с большой долей самостоятельной работы ученика. В функции учителя входит отбор, объяснение нового материала, контроль его усвоения, обратная связь в практике письма и говорения. Данная работа также может быть оформлена и в виде элективного курса, факультатива или кружка.
Привлекать детей к участию в олимпиадах следует с начальной школы, в таком случае, учащиеся постепенно знакомятся с разнообразным форматом олимпиадных заданий, оказываются в среде таких же способных и талантливых учеников, что позволит поддерживать мотивацию к изучению языка. Ребята начальной школы и среднего звена с успехом принимают участие в дистанционных олимпиадах, на различных образовательных платформах (Учи.ру, Якласс, Меташкола и т.п.), начиная с 7-8 класса рекомендуется подготовка к участию в более серьезных олимпиадах из перечня Минобрнауки. (olimpiada.ru)
Подготовка к олимпиадам ведется в 2-х направлениях:
совершенствование лексико-грамматических навыков и речевых умений
отработка формата заданий и алгоритма их выполнения
Рассмотрим стратегию подготовки к олимпиадным заданиям, а также затруднения, которые могут возникнуть у участников олимпиады на примере заданий Всероссийской олимпиады школьников. Данный алгоритм подготовки может быть применен к любой олимпиаде с поправкой на формат заданий.
Listening (интервью, лекция)
Выполнение задания по аудированию осложняется высоким темпом речи, и тем, что для ответа требуется понимание более чем одной фразы, высказывание нужно проанализировать и сделать вывод из сказанного, иногда имеет значение даже интонация, которая поможет понять значение высказывания - фигуральное или буквальное.
Важно внимательно читать задание, т.к. текст может звучать 2 раза или только один раз, от этого зависит алгоритм выполнения задания.
Необходимо подчеркивать ключевые слова и предположить правильный ответ, проверив свои догадки при прослушивании.
Integrated Reading and Listening (чтение текста, отрывок из лекции)
Затруднения при выполнении данного задания может вызвать непривычный, «особенный» формат и необходимость работать с большим объемом информации.
До тех пор пока ока учащийся не усвоит алгоритм выполнения, следует воспринимать это задание как серию отдельных заданий, отдельно чтение, отдельно аудирование.
Алгоритм выполнения интегрированного чтения и аудирования:
Прочитать текст, отметить идеи, упомянутые в тексте;
Прослушать аудиозапись, отметить идеи, упомянутые в аудиозаписи;
Сравнить заметки, (отметить какие идеи были и в аудировании и в чтении, а каких не было нигде).
Reading
Задание по чтению носит аутентичный характер, характеризуется большим объёмом и высоким процентом незнакомой лексики.
Для выполнения задания требуется языковая догадка, умение понимать слово по контексту. При отборе материала для тренировки чтения необходимо прорабатывать тексты разных жанров, статьи, отрывки из классических произведений, соответствующие интересам учащихся.
Use of English (лексико-грамматический тест, страноведение)
Самой сложной частью олимпиады, как показывает практика, является Use of English. Задание содержит социокультурный материал, и поэтому тема непредсказуема (например, соотнести произведения и их авторов, штаты и их столицы, великие путешественники, знаменитые замки и крепости, и т д.)
Подготовка к данному заданию ведется по данным направлениям:
Ключевые исторические даты
Основные географические факты
Знаменитые люди и факты их биографии
Знаменитые места
Идиомы, поговорки, пословицы
Writing
Для раздела письмо характерно многообразие жанров (report, proposal, short story, fairy tale, article, review, formal letter, paragraph(summary), essay, advertisement) поэтому очень важно познакомить учащихся с каждым из них, дать алгоритм и отработать написание каждого жанра письма.
Важно обращать внимание учащихся на необходимость внимательно читать задание и подчеркивать ключевые требования (что писать, кому?) – это поможет избежать главной ошибки, несоответствие жанру (0-по критерию РКЗ).
Успех выполнения этого задания обеспечивает практика в написании текстов разных жанров, богатый словарный запас и употребление грамматических структур повышенного уровня (Conditionals, reported speech, modal verbs, Passive voice )
Speaking
Задание по говорению состоит из монолога и диалога в рамках заданной ситуации. Учащийся выполняет роль гида, волонтера и т.п. К затруднениям при выполнении этого задания приводит нехватка социокультурных знаний и недостаточные умения взаимодействовать в диалоге.
При тренировке говорения следует создавать игровые ситуации, в которых учащиеся примеряют на себя разные социальные роли, учить аргументации, яркому, детальному описанию событий, объектов, людей.
Учить взаимодействию в диалоге со сменой ролей, поощрять импровизацию, артистизм.
Ресурсы для подготовки
Для знакомства с форматом работаем с олимпиадными заданиями прошлых лет https://olimpiada.ru/activity/88/tasks и используем пособия с заданиями по каждому разделу олимпиады, по возрастным категориям. (А.П. Гулов Олимпиады по английскому языку)
Для повышения уровня языка необходимо углублять и совершенствовать знания грамматики, обогащать словарный запас, знания сочетаемости лексики, идиоматических выражений и фразовых глаголов до уровня B2,С1. Здесь помогут материалы для подготовки к международным экзаменам CAE, CPE, IELTS, TOEFL.
Особую сложность представляет собой подготовка к страноведению. Данные интернет – ресурсы будут полезны при подготовке к данному разделу.
https://englishinn.ru/stranovedenie/
https://www.usa.gov/history
https://www.historycentral.com/USHistory.html
A History of the American People Paul Johnson, HarperCollins Publishers
https://www.bbc.co.uk/history/british/
https://www.britainfirst.org/history
A Brief History of Great Britain William E. Burns
The Oxford history of the British Empire Low A, Porter A, Louis W OUP
Проанализировав критерии выполнения олимпиадных заданий и итоговые работы участников становится очевидно, что для успеха на олимпиаде недостаточно просто хорошего уровня владения иностранным языком. Успех на олимпиаде имеют участники, обладающие нестандартным, оригинальным мышлением, творческими способностями, стрессоустойчивые и мотивированные учащиеся. При подготовке к олимпиадам происходит углубление, совершенствование речевых умений и языковых навыков. Анализ олимпиадных заданий прошлых лет, а также работ победителей и призеров, дает возможность учителю скорректировать и качественно улучшить систему работы с одаренными детьми, повышает уровень мастерства педагога. В заключение следует отметить что подготовка к олимпиадам будет полезна для всех учащихся в классе, не только для одаренных учеников.
Список используемой литературы
Корниенко Е.Р. Современный подход к обучению одарённых школьников / Е.Р. Корниенко // Одарённый ребёнок. – 2012. - №3. – с. 80
Лопатина И.С. Одарённость ребёнка: раскрыть, понять, поддерживать / И.С. Лопатина // Одарённый ребёнок. - 2012. - №3. - с.122.
Панфилова А.П Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ.-М.: Изд.центр «Академия», 2009
https://tea4er.com/olymp коллекция олимпиадных заданий по английскому языку.
http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/gb.php сайт всероссийской олимпиады школьников