Урок биологии в 7 классе «Подцарство Одноклеточные животные, или Простейшие»
Тема урока: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные.
Цель урока: формирование представлений об особенностях строения одноклеточных животных как простейших представителей царства Животные.
Задачи: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности одноклеточных животных; научить различать представителей типа Саркожгутиковые на рисунках и таблицах; сформировать представление о санитарно-гигиенических нормах, позволяющих избежать заражения болезнетворными простейшими; продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.
Оборудование, материалы: микроскопы, микропрепараты, презентация, таблицы и рисунки с изображениями одноклеточных животных; культура инфузорий, карточки.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Структура урока:
1)Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока:
1 )Организационный этап.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы познакомимся с ранее не изученными живыми организмами. Что необходимо будет нам для успешной работы на уроке? Давайте пожелаем друг другу удачи, хлопками в ладони соседу по парте.
Эпиграф к уроку:
« С малой удачи начинается большой успех» .
2) Актуализация знаний
Ребята, что является структурной единицей всех живых организмов? Почему она структурная? Давайте вспомним ее структуру, создадим модель клетки. На партах лежат структуры клетки, узнаете ли вы их? Каждый выходит к доске и крепит элемент клетки, в то же время называет ее и говорит о функции этой структуры.
Вывод : мы создали макет клетки. Вспоминаем определение клетки - это структ и функциональная единица живых организмов.
Ребята , на самом ли деле клетки имеют такие большие размеры?(нет).
Конечно, формы и размеры, строение клеток в живой природе очень разнообразны.
Давайте, посмотрим на некоторые необычные клетки (на партах, в кабинете изображения клеток)
Удивлены? Я предлагаю познакомиться с удивительными организмами поближе.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сообщение
История открытия одноклеточных организмов Антони ванн Левенгуком (портрет ученого)
Более 300 лет назад в Голландии жил торговец сукном. Все свободное время он занимался шлифовкой увеличительных стекол. Однажды он навел лупу на капельку воды, которую взял из кувшина, стоявшего в саду, и … совершил открытие – он обнаружил в настоях воды мельчайших животных. «Анималькусы!» - с восторгом воскликнул он. Впоследствии эти одноклеточные организмы были названы «простейшими». Автором открытия является А. Левенгук.
Спасибо за интересный рассказ.
Я предлагаю повторить этот опыт. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом.(мы ищем анималькусов, т.е. животных).
О каких организмах мы будем дальше говорить?
Ребята формулируют тему урока. Записываем в тетради дату и тему урока «Подцарство Одноклеточные, или Простейшие».
Ребята, на сегодняшний день вы наверняка уже знаете об этих животных?
Я знаю……
А что еще необходимо нам узнать о микроскопических организмах-животных?
Хочу узнать……..
Пожелаем удачи в освоении новых знаний.
Ребята, приведите примеры одноклеточных организмов из других царств живой природы
Растения – хлорелла, хламидомонада .
Бактерии - одноклеточные прокариоты.
Грибы – дрожжи .
4) Первичное усвоение новых знаний
Я предлагаю обратиться к нашему учебнику и прочитать первый абзац параграфа 8.стр 28.
О чем вы прочитали? Беседа.
Давайте посмотрим микроскопических животных под микроскопом на готовых микропрепаратах «Эвглена зеленая и инфузория туфелька»,(ребята выполняют задания лабораторной работы , отвечают на вопросы).
Разминка (если да, то руки вверх и хлопаем 2 раза, если нет, то приседаем один раз).
Зоология – наука о животных (да)
Животные не имеют хлорофилл. (да)
Животные – гетеротрофы (да)
Животные запасают крахмал (нет)
Животные способны к неограниченному росту (нет)
Мембрана животной клетки покрыта целлюлозой (нет)
Тело водорослей называется таллом или слоевище. (да)
Одноклеточный организм способен к самостоятельному существованию (да).
Продолжаем наш урок.
Рассмотрев микропрепараты можно сделать выводы: о сходствах и различиях одноклеточных животных.
Что общего между ними ? (они одноклеточные, строение сходное).
Различия в образе жизни, внешнем строении и т.д. поэтому они не могут входить в одну группу.
Я предлагаю вспомнить классификацию Карла Линнея. На парте разложены таксономические названия, расположите их в правильной последовательности, с помощью учебника.
Задание на классификацию, по группам.
Карточки(таксоны) крепятся на доске или раскладываются на парте.
1группа-
Царство Животные
Подцарство Одноклеточные
Тип Саркожгутиковые
Класс Саркодовые
Вид-амеба обыкновенная
2гр- Царство Животные
Подцарство Одноклеточные
Тип Саркожгутиковые
Класс Жгутиковые
Вид-эвглена зеленая
3гр- Царство Животные
Подцарство Одноклеточные
Тип Инфузории(Ресничные)
Вид- инфузория =туфелька
Несмотря на то, что эти организмы одноклеточные, они представляют собой самостоятельную целостную систему, то есть они питаются, дышат и т.д.
Каким же образом они питаются?
Обсуждение, рассказ учителя о строении, жизнедеятельности амебы, эвглены зеленой, инфузории с помощью презентации.
Задание : по ходу изложения внимательно слушать и кратко записывать новые термины, словосочетания.
5) Первичная проверка понимания.
Какие новые термины вам встретились в изложении моего рассказа о строении клеток одноклеточных животных? Обсуждение .
Простейшие
Ложноножки или псевдоподии
Циста
Фагоцитоз
Стигма , светочувствительный глазок
Итак.
Что вы узнали нового сегодня на уроке?
Я узнал…..
6) Первичное закрепление знаний.
Задание на соответствие, для работы в паре.
Признаки простейших П Простейшие
1.Форма тела постоянная А. Амеба обыкновенная
2. Форма тела непостоянная Б. Эвглена зеленая
3. Передвигается при помощи ложноножек В. Инфузория -туфелька
4. Передвигается с помощью жгутика
5.Передвигается ресничками
6. Питается бактериями
7. Образует органические вещества.
Может питаться растворенными в воде
органическими веществами
8. Способ питания - фагоцитоз
9. Имеет светочувствительный глазок
10. Имеет два ядра
11. При высыхании водоема образует цисту.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| | | | | | | | | | |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Для всех :
Зарисовать амебу, эвглену, инфузорию. Читать п.6.
Для рукодельниц: модели, макеты простейших
Для любознательных –сообщения о интересных фактах
Для творческих - стихи, синквейны
Для уверенных в знаниях - составить кроссворд 8-10 вопросов с ответами.
Рефлексия
Ребята, а для чего нужны нам эти знания?
Среди простейших достаточно много и вредных для нашего организма, это трихомонада, лямблия, лейшмания , дизентерийная амеба, малярийный плазмодий и др. Они вызывают заболевания.
Необходимо помнить о личной гигиене, так как многие болезни – это болезни «грязных рук».
Итоги. Оценки.
Спасибо за работу! Всем до свидания!
Приложение.
трихомонада эвглена зеленая лямблия
трубач
Задание для работы в группе.
Царство Животные
Подцарство Одноклеточные
Тип Инфузории (Ресничные)
Вид инфузория -туфелька
Царство Животные
Подцарство Одноклеточные
Тип Саркожгутиковые
Класс Жгутиковые
Вид эвглена зеленая
Царство Животные
Подцарство Одноклеточные
Тип Инфузории (Ресничные)
Вид инфузория -туфелька
Задание на соответствие, для работы в паре.
Признаки простейших простейшие
1.Форма тела постоянная А. Амеба обыкновенная
2. Форма тела непостоянная Б. Эвглена зеленая
3. Передвигается при помощи ложноножек В. Инфузория -туфелька
4. Передвигается с помощью жгутика
5.Передвигается ресничками
6. Питается бактериями
7. Образует органические вещества.
Может питаться растворенными в воде
органическими веществами
8. Способ питания - фагоцитоз
9. Имеет светочувствительный глазок
10. Имеет два ядра
11. При высыхании водоема образует цисту.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| | | | | | | | | | |