12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Варнакова Ирина Владимировна1496
Россия, Саратовская обл., Вольск
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Пояснительная записка

В основе построения данного урока биологии в 5 классе лежит идея универсальности естественнонаучного метода познания, главными особенностями которого являются моделирование природных процессов и явлений и экспериментальное исследование, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.

Используется учебно-методический комплект под редакцией Пономарёвой И.Н. и др. (Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ─ М.: Вентена - Граф, 2012.─128 с.: ил;).

Достижению результатов обучающихся 5 класса способствует применение системно - деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологий.

5 класс

Раздел программы: Многообразие живых организмов.

Тема урока: «Одноклеточные животные. Простейшие»

Тип учебного занятия: открытия новых знаний.

Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: проблемный, исследовательский через различные формы организации учебной деятельности (групповые, индивидуальные) на различных этапах урока, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, беседа, рассказ, работа с информационным источником, решение биологических задач.

Цели урока:

  • обучающие: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием Простейших, их значением в природе и жизни человека; сравнивать, характеризовать их сходство и различия; делать выводы.
  • развивающие: умение выделять и находить сходства в строении одноклеточных животных и растений; выдвигать предположения об их функциях.
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному миру, формируя экологическую грамотность.

Оборудование:

пластилин зеленого, бурого, белого цветов; таблица «Тип Простейшие», мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Одноклеточные животные. Простейшие», дидактический раздаточный материал.

Литература для учителя и для учащихся:

1. Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

2. И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

 

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»).

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

Актуализация и пробное учебное действие

- Выберите иллюстрации растений (остались изображения одноклеточных животных). (Слайд 2)

Что оказалось лишним? (Слайд 2) По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой. Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану:

(Слайд 3)

размер

особенности строения

многообразие

местообитания

- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

(Слайд 4)

- Более 300 лет назад, в1675 году, голландский натуралист Антони ван Левенгук при помощи микроскопа рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущие организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейших.

- Как отличить Простейшие от других организмов? Почему их так назвали? К какому царству живой природы их можно отнести и почему?

Постройте ответ по плану: (Слайд 3)

размер

особенности строения

многообразие

местообитания

Беседа с учителем.

Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану

Отстаивание своей точки зрения

Самооценка, взаимооценка

Учащиеся соотносят свои действия с используемым
способом действий (алгоритмом)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

 

Выявление места и причины затруднения

- Почему не получается рассказать о простейших как о растениях по предложенному плану?

- Каких знаний не хватает?

- Что хотели бы узнать?

- Каким способом можно получить нужную информацию?