Мастер-класс «Изучение подцарства "Простейшие" в курсе Зоологии»
Современные подходы обучения: проблемы, подходы, решения.
Изучение подцарства Простейшие в курсе Зоологии.
Современная концепция образования призывает нас использовать практикоориентированный подход в обучении и формировать у детей функциональную грамотность, в частности речь пойдет о естественно-научной грамотности, приобретаемой на уроках биологии в обычной средней общеобразовательной школе.
Увы, но реалии нашего мира таковы, что в маленьких городах и поселках школы не имеют достаточной материальной базы для реализации полноценной исследовательской деятельности, так, например, в нашей школе микроскопы не обновлялись более 20 лет и скудное финансирование не дает надежды на их скорое обновление. Поэтому речь пойдет о том, как с минимальными ресурсами активизировать у детей естественно-научный интерес, желание заниматься исследовательской деятельностью не только в школе, но и дома.
Данный практикум можно использовать в школе в рамках внеурочной деятельности, например, биологического кружка, а также в рамках проектной деятельности, в форме исследовательской работы. Элементы практикума можно использовать на уроках в курсе Зоологии 7 класса.
Итак, речь пойдет о подготовке биоматериала с простейшими летом, видеоматериала, который позволит облегчить работу с обучающимися в течение года и отработке методики по обнаружению простейших в домашних условиях. Наш инструментарий: это бытовой микроскоп (приобретенный на Ozon за 1500 рублей и доступный любому любознательному естествоиспытателю), который работает по типу видеокамеры с большим увеличением и транслирует картинку на электронное устройство (компьютер, ноутбук, телефон). Данный микроскоп в сентябре конечно же переедет в школьную лабораторию, ведь ради любознательности наших учеников ничего не жалко.
Первый вопрос: где искать простейших? Конечно же это стоячие водоемы с большим количеством органики, прогреваемые добрым, летним солнышком. Также возникает вопрос: кому хочется лазать по стоячим водоемам в свой отпуск? Можно завести в своем кабинете "запущенный" аквариум и культивировать простейших там в течение всего года... Но лично у меня в течение года времени на аквариум точно не будет, даже "запущенный", то ли дело лето... Естественно-научная любознательность ребенка начинается с любознательности учителя.
В итоге были взяты пробы воды из озера Иртяш (Челябинская область) вместе с илом, из садовой бочки со стоячей водой и взвесь воды с садовой землей (на фото 2 слева направо).
Наша цель обнаружить в пробах одноклеточные организмы, заморозить пробы, проверить, сохранятся ли в пробах, после разморозки простейшие и, если всё удастся, то заморозку можно использовать в течение года.
Сначала была изучена вода с садовой землей, так как через 3-4 дня стояния на подоконнике в ней уже наблюдалось активное движение, видимое невооруженным глазом. Однако рассмотренный в капле воды организм оказался не одноклеточным, а представителем низших ракообразных, из отряда Ракушковые рачки. На этом примере можно показать обучающимся, что увидеть одноклеточных невооруженным глазом невозможно. Представителей Простейших в данной пробе найти не удалось, вероятно они стали источником пищи для данных рачков.
Следующая проба, подвергшаяся изучению, была вода с илом из озера. Вода простояла на подоконнике неделю, стала грязно-коричневой и покрылась мутно-белёсой пленкой. Именно эта пленка и представляла для нас научный интерес, так как в ней должно было быть много амеб
Пленка, частично снятая с пробы, взятой на озере Иртяш, в чашке Петри была разбита на фрагменты. Однако толща воды в 5 мм в чашке Петри не позволяла кого-либо разглядеть. Тогда из пробы была взята капля и помещена в другую чашку, чтобы уменьшить толщину слоя воды. В этой пробе, при наблюдении в микроскоп, просматривалось движение, но рассмотреть микроорганизмы не получалось. Тогда из этой капли был сделан временный микропрепарат на предметном стекле, зафиксированный покровным стеклом.
В капле микроорганизмы активно двигались, размеры и форма говорили нам о том, что это инфузории. А временный микропрепарат позволил их замедлить и увеличить сильнее.
Амеб в этих пробах я не нашла, хотя именно в пленке из стоячих водоемов рекомендуют их искать.
Последней изучалась проба, взятая из садовой бочки. Вода в ней была зеленоватая и, постояв на подоконнике неделю, приобрела более насыщенный цвет. Зеленый цвет говорил нам о том, в образце присутствуют одноклеточные фотосинтезирующие организмы. Из банки была взята проба в чашку Петри, именно в толще воды я искала представителей одноклеточных.
В пробе видны снующие туда-сюда инфузории, скопления одноклеточных водорослей, но особый интерес вызывает одиноко передвигающийся в правой части снимка, фотосинтезирующий одноклеточный организм. Увеличить его не удалось, но можно предположить, что это либо представитель простейших, а именно, фотосинтезирующий одноклеточный жгутиконосец (в курсе зоологии мы изучаем, например, эвглену зеленую), либо одноклеточная водоросль (в курсе ботаники мы изучаем, например хлореллу и хламидомонаду). Помимо этого, в этой же пробе удалось разглядеть ещё одного представителя типа Инфузории – сувойку.
Ну а теперь как сохранить этот биоматериал до суровых школьных будней? Я попробую заморозить одну из проб. Была взята проба с инфузориями из озера. Сначала я поместила чашку Петри с образцом в холодильник на охлаждение, где проба находилась 6 часов. После чего проба была перемещена в морозильник на трое суток.
После чего начался обратный процесс дефростирования пробы. Сначала проба провела сутки в холодильнике, после чего была выставлена на подоконник. Через четыре дня проба была изучена на предмет наличия в ней простейших.
Итак, на фото 15 видно, что инфузории успешно перенесли заморозку, таким образом в природе происходит перезимовка этих организмов. Осталось сделать «запасы на зиму» из простейших и материал для исследовательской деятельности всегда под рукой!