Современные подходы обучения: проблемы, подходы, решения.

                        Изучение подцарства Простейшие в курсе Зоологии.

 

 Современная концепция образования призывает нас использовать практикоориентированный подход в обучении и формировать у детей функциональную грамотность, в частности речь пойдет о естественно-научной грамотности, приобретаемой на уроках биологии в обычной средней общеобразовательной школе.

    Увы, но реалии нашего мира таковы, что в маленьких городах и поселках школы не имеют достаточной материальной базы для реализации полноценной исследовательской деятельности, так, например, в нашей школе микроскопы не обновлялись более 20 лет и скудное финансирование не дает надежды на их скорое обновление. Поэтому речь пойдет о том, как с минимальными ресурсами активизировать у детей естественно-научный интерес, желание заниматься исследовательской деятельностью не только в школе, но и дома.

    Данный практикум можно использовать в школе в рамках внеурочной деятельности, например, биологического кружка, а также в рамках проектной деятельности, в форме исследовательской работы. Элементы практикума можно использовать на уроках в курсе Зоологии 7 класса.

    Итак, речь пойдет о подготовке биоматериала с простейшими летом, видеоматериала, который позволит облегчить работу с обучающимися в течение года и отработке методики по обнаружению простейших в домашних условиях. Наш инструментарий: это бытовой микроскоп (приобретенный на Ozon за 1500 рублей и доступный любому любознательному естествоиспытателю), который работает по типу видеокамеры с большим увеличением и транслирует картинку на электронное устройство (компьютер, ноутбук, телефон). Данный микроскоп в сентябре конечно же переедет в школьную лабораторию, ведь ради любознательности наших учеников ничего не жалко.

    Первый вопрос: где искать простейших? Конечно же это стоячие водоемы с большим количеством органики, прогреваемые добрым, летним солнышком. Также возникает вопрос: кому хочется лазать по стоячим водоемам в свой отпуск? Можно завести в своем кабинете "запущенный" аквариум и культивировать простейших там в течение всего года... Но лично у меня в течение года времени на аквариум точно не будет, даже "запущенный", то ли дело лето... Естественно-научная любознательность ребенка начинается с любознательности учителя.

      В итоге были взяты пробы воды из озера Иртяш (Челябинская область) вместе с илом, из садовой бочки со стоячей водой и взвесь воды с садовой землей (на фото 2 слева направо).

 

t1657826032.jpg
Фото 1. Оборудование

 

h1657826110.jpg
фото 2. Пробы воды.

    Наша цель обнаружить в пробах одноклеточные организмы, заморозить пробы, проверить, сохранятся ли в пробах, после разморозки простейшие и, если всё удастся, то заморозку можно использовать в течение года.

     Сначала была изучена вода с садовой землей, так как через 3-4 дня стояния на подоконнике в ней уже наблюдалось активное движение, видимое невооруженным глазом. Однако рассмотренный в капле воды организм оказался не одноклеточным, а представителем низших ракообразных, из отряда Ракушковые рачки. На этом примере можно показать обучающимся, что увидеть одноклеточных невооруженным глазом невозможно. Представителей Простейших в данной пробе найти не удалось, вероятно они стали источником пищи для данных рачков.

 

x1657826355.gif
Фото 3. Представитель низших ракообразных отряд Ракушковые

       Следующая проба, подвергшаяся изучению, была вода с илом из озера. Вода простояла на подоконнике неделю, стала грязно-коричневой и покрылась мутно-белёсой пленкой. Именно эта пленка и представляла для нас научный интерес, так как в ней должно было быть много амеб

 

m1657826451.jpg
Фото 4. Плёнка на пробе с озера.

 

d1657826575.jpg
Фото 5. Пленка с пробы, взятой с озера Иртяш.

     Пленка, частично снятая с пробы, взятой на озере Иртяш, в чашке Петри была разбита на фрагменты. Однако толща воды в 5 мм в чашке Петри не позволяла кого-либо разглядеть. Тогда из пробы была взята капля и помещена в другую чашку, чтобы уменьшить толщину слоя воды. В этой пробе, при наблюдении в микроскоп, просматривалось движение, но рассмотреть микроорганизмы не получалось. Тогда из этой капли был сделан временный микропрепарат на предметном стекле, зафиксированный покровным стеклом.

 

c1657826676.jpg
Фото 6. Капля в чашке Петри.

 

y1657826718.jpg
Фото 7. Временный микропрепарат.

     В капле микроорганизмы активно двигались, размеры и форма говорили нам о том, что это инфузории. А временный микропрепарат позволил их замедлить и увеличить сильнее.

 

v1657826827.gif
Фото 8. Инфузории в капле воды.

 

v1657826913.gif
Фото 9. Инфузории, крупный план.

 

      Амеб в этих пробах я не нашла, хотя именно в пленке из стоячих водоемов рекомендуют их искать.

    Последней изучалась проба, взятая из садовой бочки. Вода в ней была зеленоватая и, постояв на подоконнике неделю, приобрела более насыщенный цвет. Зеленый цвет говорил нам о том, в образце присутствуют одноклеточные фотосинтезирующие организмы. Из банки была взята проба в чашку Петри, именно в толще воды я искала представителей одноклеточных.

 

 

e1657823947.gif
Фото 10. Проба из садовой бочки.

 

     В пробе видны снующие туда-сюда инфузории, скопления одноклеточных водорослей, но особый интерес вызывает одиноко передвигающийся в правой части снимка, фотосинтезирующий одноклеточный организм. Увеличить его не удалось, но можно предположить, что это либо представитель простейших, а именно, фотосинтезирующий одноклеточный жгутиконосец (в курсе зоологии мы изучаем, например, эвглену зеленую), либо одноклеточная водоросль (в курсе ботаники мы изучаем, например хлореллу и хламидомонаду). Помимо этого, в этой же пробе удалось разглядеть ещё одного представителя типа Инфузории – сувойку.

 

j1657827140.gif
Фото 11. Сувойки и одноклеточные водоросли.

 

d1657824613.gif
Фото 12. Сувойка, крупный план.

     Ну а теперь как сохранить этот биоматериал до суровых школьных будней? Я попробую заморозить одну из проб. Была взята проба с инфузориями из озера. Сначала я поместила чашку Петри с образцом в холодильник на охлаждение, где проба находилась 6 часов. После чего проба была перемещена в морозильник на трое суток.

 

f1657824722.jpg
Фото 13. Охлаждение пробы.

 

c1657824809.jpg
Фото 14. Замораживание пробы.

     После чего начался обратный процесс дефростирования пробы. Сначала проба провела сутки в холодильнике, после чего была выставлена на подоконник. Через четыре дня проба была изучена на предмет наличия в ней простейших.

 

 

e1657825601.gif
Фото 15. Инфузории после разморозки.

 

Итак, на фото 15 видно, что инфузории успешно перенесли заморозку, таким образом в природе происходит перезимовка этих организмов. Осталось сделать «запасы на зиму» из простейших и материал для исследовательской деятельности всегда под рукой!

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.