Подвижные игры для подготовительной к школе группы.
КОМПЛЕКС ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ
ГРУППЕ
1. Поймай ленту (бег).
Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.
По сигналу воспитателя дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых ленточек и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
Вариант игры. Перед каждым повторением дети могут идти по кругу со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!».
2. Горелки (бег).
Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:
Гори, гори ясно, Птички летят,
Чтобы не погасло. Колокольчики звенят!
Глянь на небо - Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удалось никого поймать, он остается в той же роли.
Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2-3 раза.
3. Два Мороза (бег).
На противоположных сторонах площадки (или комнаты) отмечают линиями два дома. Расстояние между домами – 20-30 шагов (12-15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям, - это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос.
По сигналу воспитателя оба Мороза говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Ну-ка, кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают Морозам:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, Морозы стараются их «заморозить», т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных играющих. Замороженных подсчитывают, после этого они присоединяются к остальным играющим.
Перебежки повторяются 3-4 раза. После подсчета общего числа замороженных выбираются (при помощи считалки) новые Морозы. Игра возобновляется.
В конце игры подытоживают, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.
4. Палочка-выручалочка (бег).
Играющие образуют круг. При помощи считалки выбирается водящий. Он становится у стены или у дерева, закрывает глаза, считает до 10-20 (по договоренности). Около водящего лежит палочка-выручалочка. Пока водящий считает, остальные играющие прячутся.
Закончив считать, водящий стучит палочкой и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла». Кладет палочку и идет искать спрятавшихся. Найдя кого-либо, водяший бежит к палочке, стучит ею о стенку или дерево и кричит: «Палочка-выручалочка, нашел Нину» (называет ребенка, которого увидел).
Каждый спрятавшийся может выбрать удобный момент, чтобы выбежать, взять палочку и выручится, т.е. стукнуть палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!»
Когда все найдены, игра повторяется с новым водящим. Водит тот, кого нашли первым.
5. Эстафета с обручами (бег).
Играющие делятся на две равные группы и встают в две колонны. Расстояние между колоннами 1,5-2 м. Перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5-6 м от нее кладутся обручи – по одному напротив каждой из команд.
По сигналу воспитателя первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый последующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место. выигрывает та группа детей, которая сделает это раньше.
6. Бездомный заяц (бег).
Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы, чертят себе кружочки и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда заяц, стоящий в кружке, должен сейчас же убегать от охотника, потому что теперь он становится бездомным зайцем. Как только охотник поймал (осалил) зайца, сам он становится зайцем, а бывший заяц охотником.
7. Море волнуется (бег).
Из числа играющих выбирается ведущий. Остальные дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и каждый чертит на своем месте круг.
Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», при этом те дети, кому он скажет: «Море волнуется», - встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так, цепочкой, они еще немного ходят или бегают. Неожиданно ведущий говорит: «Море спокойно», - все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто останется без кружка, становится водящим, и игра повторяется. Методические указания: воспитатель следит, чтобы цепочка двигалась «змейкой», не пропуская ни одного кружка.
8. Эстафета по кругу (бег).
Играющие делятся на четыре отряда.
На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, так как отряды выстраиваются по четырем радиусам.
Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу воспитателя дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То де самое проделывают все играющие.
Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх. Выигравшим считается тот отряд, который сделает это первым.
Методические указания: игра может повторяться с тем же составом, но, если воспитатель видит, что силы неравные, следует предложить детям перегруппироваться, разделиться на отряды путем жеребьевки.
9. День и ночь (бег).
Участники игры делятся на две команды: «День» и «Ночь». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.
Воспитатель говорит: «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал: «День!», то дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети из команды «День» поворачиваются и ловят их, но только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
Игра повторяется 4-6 раз. Воспитатель может назвать одну и ту же команду два раза подряд, но нужно, чтобы в общей сложности каждая команда ловила одинаковое количество раз.
Выигрывает та команда, которая поймала большее количество детей.
10. Кто скорее снимет ленту (прыжки).
На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек в каждой. На расстоянии 10-15 шагов напротив колонн протянута веревка на высоте на 10-15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.
По сигналу воспитателя все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Воспитатель снова вешает ленты на веревку, те, кто были в колонне первыми, становятся в ее конец, а остальные продвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети.
Игра кончается, когда все дети снимут ленты. Отмечается колонна, снявшая большее количество лент.
Вариант игры: на пути детей можно поставить препятствия: протянуть веревку на высоте 40-50 см, под которую нужно подлезть, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30-5 см друг от друга, через которые надо перепрыгнуть.
11. Волк во рву (прыжки).
Посередине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80 – 100 см одна от другой – это ров. По краям площадки на расстоянии 1-2 шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.
Все козы располагаются в одном из домов. Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя «Волк во рву!» - все козы бегут на противоположную сторону площадки ( в другой дом), перепрыгивая через ров, а волк в это время старается поймать их (коснуться). Пойманных он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит «Волк во рву!», - все козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После трех-четырех перебежек (согласно условию) все пойманные козы возвращаются в свой дом и выбирается другой волк, но не из числа пойманных коз. Игра повторяется.
12. Не попадись (прыжки).
Чертится круг или кладется шнур в форме круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга в любом месте. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри круга. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит в сторону.
Через 30-40 секунд воспитатель прекращает игру и считает пойманных. Затем выбирается новый водящий из тех детей, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.
Вариант игры. До начала игры дети договариваются, как перепрыгивать через черту или шнур, на одной правой или на одной левой ноге. Тот, кто прыгнет иначе, считается проигравшим и выбывает из игры вместе с пойманными.
13. Скакалки (прыжки).
Игры со скакалками могут быть очень разнообразными. Например, «Кто быстрее» (перегонки) – дети прыгают через скакалку, передвигаясь вперед до условленного места.
«Кто дольше» - дети прыгают через скакалку на месте, пока не сделают ошибку.
«Кто как умеет» - каждый играющий придумывает свои движения и т.д.
Для того, чтобы дети могли играть в подобные игры, их надо научить хорошо прыгать через скакалку, постепенно усложняя задания.
14. Охотник и зайцы (прыжки).
Из числа играющих выбирается охотник, остальные – зайцы. Они сидят в кустах за рейками, шнуром, укрепленными на высоте, доступной детям для перешагивания (перепрыгивания), или за гимнастической скамейкой, поставленной на ребро.
На расстоянии 3-4 м от кустов чертится круг – дом охотника. Он получает 2-3 мяча диаметром 50-60 мм (зимой вместо мячей можно использовать снежки).
Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают и прыгают на площадке перед домом охотника. По сигналу «Охотник!» - зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е. бросает мячами (снежками) в одного, другого, третьего… Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника.
После повторения игры (2-3 раза) подсчитываются пойманные зайцы, выбирается другой охотник, и игра продолжается.
Бросать мячи или снежки можно только в ноги бегущим. Нарушивший это правило исключается из игр.
15. Классы (прыжки).
На ровной площадке или асфальтированной дорожке дети мелом или палочкой (на земле) чертят так называемые классы, т.е. геометрические фигуры определенной конфигурации.
Это может быть большой прямоугольник, разделенный одной продольной и двумя поперечными линиями, на верху которого чертится полукруг – «огонь»; или небольшие прямоугольники, по-разному расположенные на плоскости и разделенные линиями на небольшие отделения, а также классы, напоминающие по форме улиток-катушек.
Принцип игры в эти классы один: дети бросают в них плоские предметы: коробочки, камешки – и впрыгивают в них на одной или двух ногах.
В первом варианте это делается так.
Ребенок бросает камешек в первое отделение, и если попадает в него, то впрыгивает на одной ноге в этот класс, встав на обе ноги, берет камешек и снова продолжает прыгать на одной ноге без остановки во все последующие классы, стараясь не наступить на черту. Выпрыгнув и последнего, восьмого, класса, он снова бросает камешек, но уже во второй класс. Затем он делает прыжок на одной ноге в первый класс, оттуда во второй, останавливается, берет камешек и снова продолжает прыжки в последующие классы. После этого ребенок бросает камешек в третий, четвертый, пятый и, наконец, в последний класс. На этом заканчивается тур игры.
Если ребенок хочет участвовать и дальше в игре, он начинает сначала.
Если ребенок во время прыжка становится на черту или не попадает камешком в нужный класс, право бросать камешек передается следующему. Если камешек попадает в полукруг – «огонь», ребенок должен начать игру сначала, т.е. бросать камешек с первого класса.
Во втором варианте ребенок бросает камешек также в порядке последовательности, начиная с первого класса и заканчивая десятым, но прыжки делает несколько по-иному. В первые два класса он прыгает на одной ноге, а в третий и четвертый классы – на двух ногах, откуда в пятый класс впрыгивает снова на одной ноге и т.д. В конце он прыжком поворачивается и продолжает прыгать в обратном порядке.
В третьем варианте дети делят фигуру на 8-10 частей – классов, в которые бросают камешки также в порядке очередности и впрыгивают на одной ноге.
16. Мяч водящему (метание, ловля).
Участвующие в игре дети делятся на две равные подгруппы ( по 5-6 человек в каждой) и строятся в колонны. Расстояние между колоннами – 3-4 шага. Перед колоннами проводится линия. На расстоянии 3 м от нее чертится вторая линия, параллельная первой.
Выбираются два водящих, которые становятся за второй линией напротив колонн. По условленному сигналу оба водящих бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны. Водящий бросает мяч второму играющему, а получив мяч обратно – третьему и т.д.
Выигрывает та колонна, в которой последний играющий раньше вернет мяч водящему.
17. Забрось мяч в кольцо (метание, ловля).
Для этой игры на участке вкапывается столб, к которому на высоте 120-130 см прикрепляется кольцо (диаметром 25 см) с сеткой.
В игре может принять участие несколько детей (4-8). Играющие становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от столба, поочередно забрасывают мяч в кольцо. Выигрывает тот кто скорее наберет условное количество попаданий (5-6). Затем игра повторяется. Выигравший в предыдущей игре получает право бросать первым.
Методические указания: прежде, чем давать эту игру, надо научить детей правильным приемам броска.
18. Бабки (метание, ловля).
В игре могут принимать участие от 2 до 5 детей.
Количество бабок должно быть втрое больше количества играющих. Кроме того, даются две биты – бабки покрупнее.
На площадке проводится одна черта, на которой расставляются бабки, и на расстоянии 1,5-2 м – другая, откуда бросают биты. (Расстояние между бабками равно высоте бабки).
Каждый играющий бросает две биты, стараясь выбить бабки из ряда. Выигрывает тот, кто больше выбьет бабок.
При повторении игры он получает право бить первым.
Вариант игры. Если играют двое детей, каждый берет себе по 5-6 бабок и одну биту. Каждый играющий поочередно бьет по своим бабкам. Выигрывает тот, кто первым выбьет все бабки.
19. Школа мяча (метание, ловля).
Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое и небольшими группками в порядке очередности.
Дети выполняют следующие движения с мячом:
1. Бросать мяч вверх и ловить его руками.
2. Бросать мяч о стену и ловить его двумя руками.
3. Ударять мяч о землю и ловить его то правой, то левой рукой.
4. Бросить мяч о стену, дать ему упасть на землю и отскочить, после чего ловить его двумя руками.
Повторить упражнение и ловить мяч вначале правой, потом левой рукой.
5. Ударить мяч о землю, отбивать его несколько раз (5) и ловит сначала левой, потом правой рукой.
6. Бросать мяч о стенку и ловить его сначала правой, потом левой рукой.
7. Бросать мяч в стену правой рукой, а ловить левой, а затем наоборот.
8. Подбросить мяч вверх и, не давая упасть, 5 раз отбить правой рукой. Затем отбить левой рукой.
9. Ударить мяч о стену 5 раз, отбить правой рукой к стене, затем поймать той же рукой. Затем упражнение повторяется левой рукой.
10. Повернувшись к стене спиной, бросить мяч через голову о стену, отскочить от нее, дать мячу упасть на землю, затем двумя руками ловить.
Можно использовать такие варианты:
1. Подбрасывать мяч двумя руками вверх и, не сходя с места, ловить его. Повторить, делая во время полета мяча хлопок в ладоши перед собой, за спиной, по коленям. Во время полета мяча повернуться кругом, а затем поймать мяч.
2. Ударить мяч о землю и поймать его. Повторить упражнение с хлопками перед собой, за спиной.
3. Ударить мяч о стенку, поймать его. Повторить с броском мяча из-под руки, из-под ноги, из-за головы, снизу. Бросок делается двумя руками, одной рукой, с хлопком в ладоши, с поворотом вокруг себя, с перепрыгиванием через мяч после его отскока от земли.
20. Бросить и поймать (метание, ловля).
На двух столбиках или стойках для прыжков укрепляется веревочка на высоте ребенка с поднятой вверх рукой. Дети бросают мяч через веревочку, затем перебегают следом за ним под веревочкой и ловят его.
Играть может один ребенок и несколько детей. В зависимости от количества играющих изменяется и расстояние между стойками, чтобы дети не мешали друг другу.
21. Городки (метание, ловля).
Для игры в городки отводится специальное место, где делается ровная, утрамбованная площадка.
На расстоянии 1-2 м от стены или забора чертятся два квадрата (1 х 1 м) с промежутками между ними в 60-80 см. На расстоянии 1,5-2 м от квадратов проводится черта – это полукон – на расстоянии 2,5-3 м вторая черта -0 кон.
Играющие делятся на две партии. Каждая получает по пять городков и две биты (городки могут быть деревянные или пластмассовые). На передней черте каждого квадрата устанавливается первая фигура. Распределяют площадки между партиями и договариваются, кто начинает игру (это можно сделать и при помощи считалки и другим способом).
Сначала бьют все дети одной партии, затем другой. Каждый играющий бросает две биты. Когда выбиты все городки первой фигуры, становится следующая. Новую фигуру начинают выбивать с кона (дальней черты), после того как выбит хоть один городок из квадрата, все бьют с полукона (ближняя черта).
Описание фигур.
1. «Забор» - все городки ставятся вдоль передней линии на расстоянии 5 см друг от друга.
2. «Бочка» - все городки ставятся вместе (один в середине, остальные вокруг него).
3. «Ворота» - две пары городков ставятся на расстоянии, равном длине городка, последний, пятый, кладется на них сверху как перекладина.
4. «Колодец» - один городок ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других – по сторонам сверху первых.
5. «Письмо» - один городок ставится в центре квадрата, остальные – по углам.
Выигрывает та партия, которая раньше выбьет все фигуры.
При повторении игры партии меняются местами, начинает игру выигравшая.
22. Серсо (метание, ловля).
Двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии (2-3 м). Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их (в первое время на руку, а позже на палку).
При большом количестве игроков дети, разделившись на пары, становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м. У одного из них (по договоренности) в руках палка, у другого – палка и несколько колец ( вначале 2, позже – 3-4). Последний надевает на кончик палки кольца, и пускает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца на свою палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями.
Выигрывает то, кто поймает большее количество колец.
Методические указания: когда серсо дается детям впервые, они играют с одним кольцом: дети перебрасывают его друг другу. Воспитатель показывает, как надо встать, как держать палку, кольцо и т.д.
23. Передай мяч (метание, ловля).
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч. По слову воспитателя «Начинай!» - дети передают мяч по кругу, при этом четко говорят:
Раз, два, три – мяч скорей беги!
Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять! Бросать кто умеет?
Я!
Тот, у кого на слово «Я» оказывается мяч, выходит на середину круга и говорит: «Раз, два, три – беги!»
Дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в них. Ребенок, в которого попал мяч, отходит в сторону и одну игру пропускает. Остальные дети снова становятся в круг, игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону.
24. Кто скорее к своему флажку (метание, ловля).
На одной стороне комнаты (площадки) проводят линию. В 10 м от нее ставят на подставках флажки. Дети (4-5) с обручем в левой руке становятся на линии левым боком к флажкам на расстоянии 1 м один из другого.
По сигналу воспитателя «Приготовились!» - дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой; правую руку они держат наготове для удара по обручу.
Затем воспитатель говорит: «Раз, два, три – кати!» - и дети катят обручи в сторону флажков, ударяя по ним правой ладонью или палочкой. Дети, первыми прикатившие обручи, поднимают флажки над головой.
Одна и та же группа детей может повторить игру несколько раз, соревнуясь в ловкости между собой.
Игру можно проводить всей группой. В этом случае дети разбиваются на отряды. Обручи катят поочередно каждые 4-5 человек, стоящие в отрядах первыми. Когда обручи прокатят все дети, подсчитывается, чей отряд набрал больше флажков.
25. Мяч – чижик (метание, ловля).
Посередине площадки кладется наклонно дощечка длиной 30 см и шириной 6-8 см. На нижнем ее конце помещается небольшой мяч (чтобы он держался, надо сделать в доске углубление).
Играющие встают вокруг дощечки. Выбирается водящий. Он с силой ударяет ногой по свободному концу дощечки, отчего мяч взлетает вверх. Играющие ловят его. Поймавший становится водящим, и игра повторяется.
В игре одновременно могут принять участие не более 5-6 детей.
26. Шар в ворота (метание, ловля).
Игра проводится по типу бильярда. В набор входят: бортики, воротца – 4 шт., шары – 7 шт., молоток на длинной ручке, кий и рамка для шаров.
Играть можно на столе, на полу или на ровной площадке (при игре на столе используется кий, на полу – молоток).
Бортики и воротца скрепляются между собой и образуют игровое поле. В центре его с помощью рамки выкладывают пирамиду из шаров, седьмой, красный шар – биту ставят на расстоянии 15-20 см.
Играют двое поочередно. Право первого хода получают по договоренности или разыгрывают с помощью считалки. Получивший его ударяет кием или молотком по красному шару и разбивает им пирамиду.
Далее игра идет по выбранному варианту; их два:
1. Шар забивается в воротца прямым ударом по нему кием или молотком;
2. Шар забивается в воротца посредством красного шара, по которому ударяют молотком или кием.
Каждое попадание шара в воротца дает право на дополнительный удар.
Выигрывает тот, кто больше забьет шаров или кто первым забьет обусловленное количество их, например, 10. Во втором случае забитый шар каждый раз надо выставлять на игровое поле.
27. Бадминтон (метание, ловля).
Вначале детей учат правильно держать ракетку и с силой ударять по подброшенному волану, посылая его вперед.
Затем воспитатель играет с ребенком, учит его отбивать ракеткой летящий волан. После этого дети начинают играть друг с другом, стоя на расстоянии 2-3 м. Когда дети хорошо освоят основные приемы, они могут играть через сетку.
28. Сбей кеглю (метание, ловля).
В отличие от обычных кеглей, данная игра проводится на ограниченном игровом поле и кегли сбиваются с помощью кия как в бильярде.
Бортики, скрепленные воротцами, образуют игровое поле, на котором расставляются кегли: красные в центре, остальные по две с каждой стороны от нее.
Играют двое. Поочередно они устанавливают шарик в любых воротцах и ударом по нему кием стараются сбить кегли. Сбитая красная кегля дает 4 очка, остальные – по 2.
Сбитые кегли убираются с поля. Игра заканчивается, когда все кегли оказываются сбитыми. выигрывает тот, кто набрал большее (или обусловленное) количество очков.
Во втором случае сбитые кегли возвращаются на игровое поле.
Количество очков, полученных за сбитые кегли, можно откладывать с помощью фишек (палочек, камешков, пуговиц и т.п.).
29. Чей дальше? (метание, ловля).
Игра проводится на участке. Она заключается в бросании мяча о стенку с фиксированием результата.
На расстоянии 1-2 м от стены проводится линия, с которой бросают мяч. За ней проводится еще 3-4 линии, на расстоянии 20 см друг от друга, их обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Играющие поочередно бросают мяч о стенку и отмечают, на какую линию он упал.
Когда дети научатся хорошо бросать мяч, можно ввести усложнение: играющие договариваются, на какую линию должен упасть мяч.
30. Волейбол (метание, ловля).
Играющие делятся на две равные группки-команды ( не более 6 человек). Команды размещаются по обе стороны сетки: трое детей ближе к сетке, остальные несколько дальше.
Задача заключается в том, чтобы не дать мячу упасть на землю на своей стороне площадки – в этом случае команде засчитывается проигрыш – гол.
Судьей должен быть воспитатель.
Игра начинается с разыгрывания подачи (право начинать игру разыгрывается между командами с помощью считалки или других способов). Мяч получает ребенок, стоящий во втором ряду справа; он броском двумя руками посылает мяч через сетку. Тот, кто принял мяч, перебрасывает его, отталкивая его двумя руками, товарищу по команде, тот другому, а третий перебрасывает через сетку.
К этому порядку надо настойчиво приучать детей, но если мяч будет послан через сетку после одного перебрасывания или непосредственно тем, кто его принял, - это за ошибку не считается.
Команде, не удержавшей мяч, засчитывается гол. мяч передается другой команде, при этом ее игроки меняются местами, перемещаясь по часовой стрелке. Теперь мяч будет подавать ребенок, который ранее стоял около сетки. Игра продолжается до следующего падения мяча. Каждый раз судья объявляет новый результат. Игра заканчивается, когда одной из команд будет забито обусловленное количество голов (6-10). По желанию команд игру можно повторить, при этом команды меняются местами.
Методические указания: судье-воспитателю необходимо следить не только за выполнением правил, но и затем, чтобы игра проходила без суеты и излишнего возбуждения детей. Момент, когда после гола игроки меняются местами, следует использовать как отдых. Игра возобновляется только после того, когда все дети встанут на свои места и успокоятся.
31. Кто первый через обруч к флажку (лазанье).
В середине площадки находятся обручи (4-6) – на расстоянии 1-2 шага один от другого.
На одной стороне площадки раскладываются в одну линию флажки так, чтобы каждый флажок приходился против обруча. На другой стороне площадки проводится линия. За ней размещаются 4-6 звеньевых колонн. Каждое звено выстраивается напротив своего обруча.
По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к своему обручу, приседают и, взяв обруч в руки, ставят его вертикально, прижав одной стороной к полу (к земле). После слов воспитателя «Раз, два, три – беги!» - бегут дети, стоящие в колонне вторыми. Они пролезают в обруч, добегают до флажков, поднимают их вверх.
Затем, положив флажки на место, дети сменяют своих товарищей, державших обруч, те бегут в конец колонны, а оказавшиеся в них первыми бегут за флажком пор сигналу «Раз, два, три – беги!» Каждый раз, когда первый из колонны убегает за флажком, колонна приближается к линии. Когда дети, державшие обруч в самом начале игры, тоже пробегут и поднимут флажки, игра заканчивается. Выигрывает та команда, в которой большее число участников первыми подняли флажок.
32. Ловля обезъян (лазанье).
Дети, изображающие обезъян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазанья (стенки, вышки) или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся ловцы обезъян (3-4).
Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и воспроизводят их.
Обезъяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы уходят, а обезъяны слезают с деревьев, т.е. с приборов, приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения.
По сигналу воспитателя «Ловцы!» - обезъяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезъян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе.
После двух-трех повторений игры выбираются новые ловцы, и игра возобновляется.
Перед проведением игры воспитатель объясняет детям особенности обезъян – подражать, воспроизводить движения, которые они видят.
Воспитатель следит за тем, чтобы обезъяны не спрыгивали с верхних перекладин, а спускались вниз до последней перекладины.
33. Перелет птиц (лазанье).
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.
Методические указания: воспитатель должен находится возле приборов для лазания, чтобы в случае надобности помочь детям.
Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.
34. Стоп! (с разнообразными движениями).
На расстоянии 10 – 16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие продвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «Стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и быстро повторяет слова. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп!» Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.
Игра возобновляется с новым водящим.
35. Ключи (с разнообразными движениями).
Играющие встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один водящий. Он подходит к любому из игроков и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять освободившийся кружок.
Если водящий долго не сумеет занять кружок, он может крикнуть:»Нашел ключи!»; тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
Методические указания: если игра проводится в помещении, вместо начерченных кружков можно использовать пластмассовые обручи. Фанерные обручи использовать опасно, так как, перебегая, дети могут наступить на обруч и получить сильный удар ребром по ноге.
36. Паук и мухи (с разнообразными движениями).
С помощью считалки выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя мухи должны замереть, т.е. остановиться в той позе, в какой их застал сигнал, не шевелиться. Паук обходит играющих, и у кого заметил хоть малейшее движение, того забирает к себе.
Игра повторяется несколько раз, пауки меняются. В заключении воспитатель отмечает тех детей, которые отличились большой выдержкой.
37. Совушка (с разнообразными движениями).
Из числа играющих выбирается совушка. Воспитатель надевает ей шапочку с клювом. Остальные дети – птицы, жуки, бабочки. Сова влезает на дерево (на 3-4 рейки гимнастической стенки или заборчика), а все остальные дети летают, помахивая крыльями.
Воспитатель говорит: «Ночь». Птицы и насекомые замирают на своих местах. Совушка слезает с дерева и медленно летит вокруг. Кто из детей пошевелится, того совушка уводит к своему дому.
Воспитатель говорит: «День», и совушка снова влезает на дерево.
После одного повторения выбирается другая совушка. Игра продолжается.