12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Грачёва Марина Сергеевна424

Подвижные игры один из игровых методов обучения в начальной школе

«Подвижные игры один из игровых методов обучения в начальной школе»

                                                    Игра есть упражнение,

при посредстве которого

 ребенок готовится к жизни.

 П.Ф. Лесгафт

Задачи:

Образовательные:  совершенствование и закрепление естественных навыков движений.

Воспитательные: воспитание физических качеств, честности, коллективизма.

Оздоровительные: способствование нормальному формированию и развитию организма детей, укреплению здоровья.

 

Подвижная игра создает благоприятные возможности для тренировки всех функций головного мозга, поскольку одновременно задействует различные анализаторы, что создает предпосылки к успешному овладению элементами и содержанием учебной деятельности.

Развитие памяти, восприятия, воображения, внимания с успехом могут решать подвижные игры, которые в силу своей универсальности, простоты, доступности, высокой эмоциональной привлекательности, являются универсальным средством, позволяющим не только развивать психическую сферу личности, но и удовлетворять двигательные потребности ребенка. 

Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических воздействий, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой дея­тельности, в которых ярко выражена роль движений. Для по­движной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоле­ние различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подво­дящие к спортивной деятельности.

Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований. Ребенок должен почувствовать радость познания, приобрести умение учиться, научиться дружить, обрести уверенность в своих возможностях и способностях, поскольку сделать это за рамками сензитивного периода будет значительно сложнее и потребует неизмеримо больших затрат.  

 В то же время младший школьный возраст является наиболее благоприятным (сенситивным) для формирования:

мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

раскрытия индивидуальных особенностей  и способностей;

развития продуктивных приемов и навыков работы;

усвоения социальных норм, нравственного развития;

становлению адекватной самооценки, развития самокритичности;        - развития навыков общения со сверстниками. 
 Считаю, что помочь ребенку в процессе адаптации к школе способны подвижные игры, с преимущественной направленностью на развитие произвольности ребенка, его памяти, воображения, сообразительности, внимания, которые при этом удовлетворяют и естественную для данного возраста потребность в движении. 
 Подвижные игры  легко могут быть связаны с материалом, проходимом на уроке и позволяют в игровой форме закреплять его.
      
Применение игр дает положительный эффект в случаях если:

дети устали и требуется эмоциональная разрядка;

требуется активизировать учебную работу в классе;

нужно повысить активность и инициативу учащихся;

требуется увеличение раскованности детей;

вы хотите улучшить отношения между учащимися и учителем;

вы хотите добиться улучшения внутригрупповых взаимоотношений и взаимодействий.      
 
Энергетическая сторона игровой деятельности тесно связана с естественной потребностью ребенка в движении, которое является важным условием его психофизического развития. 
   
По словам Д.Б. Эльконина, ребенок «врастает» в мир взрослых через игровую деятельность, которая воспроизводит жизнь взрослых. Таким образом, игра возникает как отражение потребностей общества, которые, вместе с его развитием, претерпевают значительные изменения. 
Игра в младшем школьном возрасте не теряет своего психологического значения, но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения и способна удовлетворять многочисленные потребности, возникающие у растущего ребенка, способствуя его психофизическому развитию. Под потребностью в широком смысле слова рассматривают состояние нужды человека в чем-либо, источник жизненной активности человека. 
Движение является обязательным условием роста ребенка, поэтому ограничение двигательной активности может приводить к задержке психофизического развития ребенка. Отмечено, что обучение в школе приводит к депривации данной потребности потому, что происходит смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную. Для того, чтобы смягчить данный переход, сделать его более плавным,  особенно у младших школьников, необходимо введение в содержание учебных занятий игровых элементов или подвижных игр в форме физкультпауз, широкое использование разнообразных игр на занятиях по физической культуре, проведение подвижных перемен, физкультминуток, праздников, построенных на основе спортивных игр и т.д.  
        Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения проявляется в переходе к все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого комбинирования представлений к логически аргументированному. При этом реализм детского воображения проявляется во всех формах деятельности, в частности в игре, в которой с возрастом происходит увеличение требовательности к правдоподобию игровой ситуации. Реализм воображения ярко проявляется при подборе атрибутов игры: чем старше становится школьник, тем больше должно быть внешнее сходство используемых в игре предметов к реально существующим объектам. Вносимые в игре поправки ситуации, все более придают игре и самим образам  характер реальной действительности. В сознании младшего школьника уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе фантастические образы, с возрастом роль фантазии ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Воображение младшего школьника отличается наличием простого воспроизведения, дети повторяют те действия, которые они наблюдали  у взрослых, но с возрастом элементов репродуктивности, простого воспроизведения в воображении, становится все меньше и меньше, замещаясь творческой переработкой представлений.              Все, что ребенок слышит, он переводит в наглядный план, создавая зрительные образы, картины. Развитие такой наглядности начинает ярко проявляться к четвертому классу. У детей 1-2 класса рассказ содержания игры требуют опоры на картинку и показ, на создание конкретного образа, поскольку иначе им сложно воссоздать описываемую в игре ситуацию. Конкретность воображения младшего школьника выражается в том, что в игре им необходима опора на какие – либо конкретные предметы, иначе игровое действие будет развиваться трудно.            
 Проведение игры в 1-2 классах должно опираться на использование предметов и атрибутов, постепенно, к 3-4 классу замещаясь абстрактными предметами или словами, развивающими вербально – мыслительное  воображение. На первое место выступает рассказ, вымысел, осуществляемый лишь в словах, а образы воображения приобретают все более обобщенный характер. 
Для того, чтобы игровая деятельность, направленная на развитие психической сферы личности была успешной, следует использовать специальные приемы её организации, поскольку именно учитель способен как облегчить, так и наоборот, осложнить процесс развития психической сферы личности. Необходимо изучать индивидуальные особенности детей, и на основании данного знания использовать специальные приемы и правила. 
         В каждой группе существуют дети, «слабые» по своим нейродинамическим свойствам, и в процессе игровой деятельности необходим индивидуальный подход к таким детям, и соблюдение следующих правил:

не нужно ставить слабого ученика в ситуации, когда он должен быстро принимать решение, нужно дать ему время для обдумывания игровой ситуации и подготовку к игре;

не давайте большой объем нового игрового материала, а разбейте его на отдельные блоки и давайте его постепенно, по мере усвоения;

не выбирайте таких детей в качестве водящих при первом проведении игры, дайте возможность осмыслить и осознать содержание игры;

путем правильной тактики поощрений, подводите ребенка к осознанию собственных возможностей, формированию уверенности в своих силах, чаще высказывайте замечания типа: «молодец», «умница», «отлично»  и т.п.;        - осторожно оценивайте неудачи ученика, понимая, что и сам он воспринимает их достаточно болезненно;

старайтесь в минимальной степени отвлекать его в процессе игровой деятельности, высказывая замечания;

не требуйте моментально включения в игровую деятельность, понимая, что их активность возрастает постепенно;

помните, что инертные ученики  с трудом отвлекаются от предыдущей игровой ситуации, поэтому давайте им  время для переключения;

не заставляйте излагать новый игровой материал, отложите до следующего занятия.     
        Правила, которые нужно соблюдать, развивая психические качества ребенка в процессе подвижных игр. 

Игры, направленные на развитие психических качеств личности, старайтесь проводить  в основном в подготовительной или заключительной части  занятия (урока), или в форме отдельного занятия и сочетать с их играми, направленными на развитие психических качеств.

Помните, проводимая игра должна соответствовать возможностям занимающихся, развитию их интеллектуальной сферы, и учитывать интересы ребѐнка. 

Не огорчайтесь, если запланированная вами игра, по каким – либо причинам не получается, просто предложите детям более простой вариант игры.

Но если игра неинтересна участникам по причине простоты и легкости, предлагайте более сложный вариант.

Перед началом игры в доступной для ребенка форме объясняйте, на развитие каких психофизических качеств она направлена.

При проведении игры фиксируйте для себя те характерные ошибки, которые допускаются играющими, вносите в неё коррективы. 

Создавайте в игре разнообразные возможности для экспериментирования и получения ребенком нового опыта, старайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок был успешен. 

Проводите игру так, чтобы возможность получения эмоциональной травмы, понижающей самооценку, была минимальной, старайтесь создать ситуацию успеха. 

Если у ребенка что-то не получилось, давайте возможность повторить попытки.

Помните, что данные игры не носят соревновательный характер, а направлены, прежде всего, на развитие психики ребенка. 

После окончания игры обязательно создайте у занимающихся ситуацию успеха, отметив наиболее отличившихся и подбодрив тех, кто не очень успешно справлялся с заданием. 

Помните, не следует перегружать занятие играми, направленными на развитие психической сферы личности.

Знайте, для того, чтобы добиться результата, игры, направленные на развитие психической сферы личности, нужно проводить не спонтанно, а системно включать их во все занятия на протяжении учебного года.

Если вы работаете в школе, взаимодействуйте с учителями начальных классов, которые могут дополнить вашу работу на уроке проведением игр во внеклассной работе и на переменах, или в качестве физкультминуток.

Чаще используйте в занятиях элементы самоорганизации, и пусть  учащиеся сами проводят знакомые игры. 

При оценке игр руководствуйтесь принципом: «Не быстро, а правильно» что предполагает, прежде всего, оценку не скорости, с которой было выполнено упражнение, а качества и правильности его выполнения. 

Не забывайте, использование данных игр носит вспомогательный характер, и не может заменять игры, в основном направленные на развитие физических качеств.

Хотим предупредить, использование данных игр требует кропотливого наблюдения и постепенного повышения уровня сложности в зависимости от роста психической подготовленности занимающихся.

Обратите внимание на то, что возрастные границы использования данных игр приводятся приблизительно, поскольку достаточно сложно точно определить уровень психического развития, который во многом зависит от интеллектуальной среды, в которой развивается ребенок. 

Помните, старших дошкольников и младших школьников привлекае все яркое, броское, эмоционально окрашенное, поэтому не жалейте времени на подготовку атрибутов игры. 
       21.Перед тем, как давать новый игровой материал, проверьте, на каких уже имеющихся знаниях и представлениях можно построить новый игровой материал, выясните знания ребенка. 
       22. После объяснения игры, выясните, насколько правильны детские представления, на что направлены мысли и интересы ребенка.
Требования, которые нужно соблюдать.

Опора на уже имеющиеся у школьников представления (знания, умения, навыки).

Повторение проведенных ранее игр с целью закрепления изученных игр и их вариантов.

Выявление игр, которые являются любимыми в данном классе или группе и их преимущественное использование. 

Регулярное проведение подвижных игр в течение всего периода обучения.

Систематическое изучение и расширение материала по подвижным играм, отбор наиболее интересных игр.

Использование народных игр в учебном и воспитательном процессе.

Включение подвижных игр во все разделы школьной программы по физической культуре.

Акцент не только на развитие двигательных качеств, но и психики ребенка. 
 

Время, отводимое на подвижные игры в двигательном режиме школьников, зависит от возраста, класса, в котором учатся дети, от круглогодичного распорядка обучения и других видов деятель­ности и отдыха.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, игра­ют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компью­терным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и твор­чески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.