Статья «Использование игровых методов в процессе обучения»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Костоусова Елена Юрьевна,
преподаватель БУ ПО «Югорский политехнический колледж»
Сегодня жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует умения решать новые, нестандартные проблемы, быть постоянно профессионально и социально мобильным.
К современному специалисту, в какой бы сфере деятельности он ни работал, на сегодняшний день предъявляется наличие таких качеств, как:
системное мышление;
самостоятельность и способность взять на себя ответственность за результат;
умение работать в команде;
умение решать нестандартные задачи;
работоспособность;
гибкость мышления;
творческий, или даже, инновационный образ мысли;
способность реализации профессиональных целей через коммуникативный потенциал персонала и т.п.
Таким образом, появилась необходимость существенных изменений в системе образования, что привело к необходимости повышать уровень готовности человека к социальному выбору, развитию профессиональной мобильности.
Одной из основных целей процесса обучения студентов является создание условий, в которых они могут иметь возможность проанализировать создавшуюся ситуацию, принять участие в полемике и научиться отстаивать свою очку зрения, проявить себя при работе в коллективе и в команде, разработать индивидуальные и коллективные используя информационно-коммуникационные технологии.
Наиболее эффективной формой решения практических задач обучения студентов является учебная деловая игра. Поскольку учебная игра, как особый вид активности человека, позволяет решать задачи, связанные с воздействием на психические процессы, которые отвечают за творческое мышление, воображение, способность к самостоятельному принятию решения, креативность и т.п.
Принимая участие в деловой игре, каждый из участников получает практический опыт коллективной творческой деятельности, возможность повышения уровня теоретических знаний и овладение практическими навыками деятельности в нестандартных ситуациях.
Для каждой игры разрабатываются необходимые организационные материалы. Учебные игры, как и другие виды деловых игр, имеют свою структуру.
Общей целью деловой игры является создание нового состояния всех ее участников. В игре необходимо создать условия положительного эмоционального напряжения участников деловых игр, чтобы студенты по-настоящему оказались вовлеченными в игру.
Учебные деловые игры - это форма деятельности обучающихся, имитирующая те или иные практические ситуации, направленная на активизацию учебного процесса в системе образования.
Как преподаватель социально-экономических дисциплин, периодически использую на занятиях учебные игры.
Считаю, что во многом, эффективность обучения менеджменту, маркетингу, предпринимательскому делу, эффективному поведению на рынке труда, игровыми методами определяется изменением сознания студента.
Игра как способ передачи знаний и развития навыков позволяет участнику добиваться успехов по следующим направлениям:
Формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации, как комплексном способе управления организацией и достижения цели.
В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации».
Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт. Речь идет о формировании межличностных коммуникаций внутри команды, распределении ролей и ответственности, согласовании и подчинении интересов индивида интересам группы в достижении цели.
Отмечается углубление знаний по смежным дисциплинам, что позволяет студентам получить более прочные знания сразу по нескольким предметам. Например для написания бизнес-плана необходимо более глубокое изучение маркетинга в области изучения и анализа состояния рынка, изучения спроса, выбора метода ценообразования, рекламной деятельности; знаний об отдельных аспектах экономики, финансах технологии и т.д.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении специальных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков.
Анализ применения на своих занятиях одного из активных методов обучения «деловой игры» показал, что применение данного метода способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в современный период, и это лишь один из методов, который можно использовать в новых образовательных технологиях.