Поэзия и музыка-зеркало Великой Отечественной войны

5
0
Материал опубликован 16 May 2022
Тема: "Поэзия и музыка-зеркало Великой Отечественной войны»
Цель урока: познакомить учащихся с поэзией и музыкой о Великой Отечественной войне. Задачи урока:

1. Образовательная:  познакомить  учащихся с творчеством   поэтов и композиторов  военных лет, углубить представления школьников о тематическом своеобразии  песен военных лет,  повторить и закрепить знания учащихся о художественных средствах  выразительности. 

2. Развивающая: развивать творческое, ассоциативное  мышление и воображение учащихся посредством слушания и исполнения музыкальных произведений, устного  рисования, анализа  поэтического текста.

3. Воспитательная:  на примерах песен о Великой Отечественной войне показать роль музыки в истории нашей страны, силой слова и музыки воздействовать на души детей, воспитывать патриотическое чувство,  уважение к прошлому своего народа, способствовать воспитанию любви и гордости за свою Родину и народ.

Тип урока: интегрированный.

Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, презентация, учебники-хрестоматии, портреты авторов, раздаточный материал (карточки для заполнения средств выразительности), карточки "Продолжи предложение", аудиозаписи песен военных лет, тексты песни "Землянка", памятки: "Средства выразительности", "Правила написания синквейна", книжная выставка "Этих дней не смолкнет слава".

Эпиграф:

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.И.Лебедев–Кумач


Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель литературы:

Добрый день, уважаемые гости, ребята! Мы рада видеть всех вас у нас на уроке!

Учитель музыки:

Сегодня у нас не обычный урок, а урок, на котором нам пригодятся знания таких предметов как история, музыка и литературы.

Учитель истории:

По всей России в этом учебном году прошли мероприятия к Дню Победы, 9 мая 2022 года исполнилось 77 лет со Дня Победы. Сегодняшний урок– это и Урок Победы.

2.Мотивация на творческий успех в работе, создание проблемной ситуации.

Учитель истории:

Составление кластера

Война... Какие ассоциации вызывает это слово? (страх, боль, ужас...) - на доске слово война, напротив этого слова дети записывают ассоциации, которые у них возникли)

Учитель литературы:

Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Свыше тысячи писателей были на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю.

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель истории:

Семьдесят семь лет прошло со времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт, прежде всего, поэзия.

- Сегодня на уроке мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, музыке, опаленной войной.

Учитель музыки?

Как вы считаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Итак, тема нашего урока: ""Поэзия и музыка-зеркало Великой Отечественной войны»

Какие цели поставим перед собой на уроке?

4. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей стихов и песен о Великой Отечественной войне.

Учитель истории:

- Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии. (Объявление о начале войны. Левитан) песня «Вставай страна огромная»

Учитель музыки:

Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

Учитель литературы:

- Ребята, мы сегодня познакомимся с некоторыми писателями, на чьи стихи написана музыка. Один из них - это М.Исаковский.

Поэт – песенник М.Исаковский

Работа с текстом

Прочитайте статью и расскажите о М.Исаковском

Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина. Там прошли его детство и юность, там еще за школьной партой он начал писать стихи.
Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Семья еле-еле сводила концы с концами.

Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Это были первые "литературные произведения" десятилетнего мальчика. Писал он, по отзывам сельчан, "хорошо, складно и, главное, "жалостливо". Особенно, как вспоминал впоследствии Исаковский, ему доверяли сочинять письма своим мужьям и близким неграмотные солдатки и другие обиженные судьбою женщины.

Уже в школе у Михаила стала обнаруживаться литературная одаренность. Стихи и песни Исаковского в годы Великой Отечественной войны передавали чувства испепеляющей ненависти людей к врагу, пробуждали чувства отваги, умножали любовь к Родине.

Михаилу Исаковскому тяжелая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель, но и в глубоком тылу на него обрушились горести и несчастья, общие для всех советских людей.
Под пятой фашистских оккупантов оказалась его малая Родина Смоленщина. В Глотовке был сожжен врагами его отчий дом.
Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе, терпя на ряду со всеми тяготы и лишения вынужденной эвакуации.. Тяжело, горько переживал Исаковский невозможность с оружием в руках сражаться на фронте.
Лирика Исаковского тех грозных лет - настоящая поэтическая летопись войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает всенародный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.

Учитель: очень интересная история создания песни "Катюша" М.Исаковского.

Сообщение ученика об истории создания песни «Катюша»

Особо следует сказать о "Катюше" М. Исаковского и М. Блантера песни большой и удивительной судьбы. Созданная в 1938-39 годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня о девушке с берегов Угры, хранящей верность "бойцу на дальнем пограничье", звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств любви к близкому человеку, неотделимой любви к Родине. Уже тогда, в те мирные времена "Катюша" была самой популярной из всех советских песен, щедро исполнялась в самых дальних уголках необъятной нашей страны. В годы войны "Катюша" стала песней воительницей, песней-героиней. Когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие: гвардейские реактивные минометы, бойцы дали ему ласковое прозвище "катюша".
На родине Исаковского, "там, где поднимается под Угрою берег крутой", стоит сегодня оригинальный памятник песни "Катюша": на прикрепленной к большому камню валуну медной таблички, высечены слова из песни, а рядом беседка с бревенчатыми скамейками под навесом.

(звучит песня "Катюша"

5.Эвристическая беседа.

Учитель литературы:


– Каким настроением проникнута песня?
(одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство).

- Ребята, какие средства выразительности использует автор в этой песне? (эпитеты и сравнения).

У вас на партах лежат карточки, давайте запишем в них примеры эпитетов и сравнений. (примеры эпитетов: «крутой берег», «ясное солнце», «простая девушка»; воин-пограничник сравнивается со «степным сизым орлом».)

Микровывод: Самая известная песня Исаковского - это, конечно, "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР.

Учитель литературы:

Дороги Смоленщины времён Великой Отечественной войны…

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

- Как и где написал Константин Симонов своё знаменитое стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»?

Звучит запись стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

1 ученик из 1 группы обучающихся выразительно читает отрывок наизусть:

-Что вы знаете о Смоленском сражении?

Учитель истории:

Смоленское сражение началось 10 июля и закончилось 10 сентября 1941 года.С первых же минут сражения бои приняли неимоверно острый и напряжённый характер. В боях под Оршей и Рудней по наступающим фашистам дала первые залпы отдельная батарея реактивных миномётов, которой командовал капитан И.А.Флёров. Было уничтожено немало пехоты и техники врага. Разрывы большого количества невиданных до той поры снарядов, одновременно накрывающих обширную территорию, ошеломили гитлеровцев, вызвали в их рядах панику.Советские бойцы ласково назвали это чудо-оружие «Катюшей», а немецкие солдаты прозвали его «Сталинским органом». Популярная в мире песня «Катюша» (слова М.В.Исаковского, музыка М.И.Блантера) родилась до войны на Смоленщине. Символично, что в июльские дни сорок первого в этих краях прозвучал другой, грозный голос «Катюши».Он возвестил миру о создании нового оружия небывалой огневой мощи и маневренности.

План молниеносного захвата фашистами Советского Союза был сорван, но всё же наши войска отступали.

5.Физкультминутка «Цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки,

Головой качают, тихо расцветают.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Учитель истории

Советские войска с боями отошли от Смоленска. Начались страшные годы оккупации.

Немецко-фашистские войска находились на территории Смоленской области с 13 июля 1941 года по 10 октября 1943 года. За кровавые годы оккупации они совершили на Смоленщине тысячи тягчайших злодеяний. Гитлеровцы проводили политику геноцида мирного населения и военнопленных, в партизанских районах полностью стирали с лица земли сёла и деревни, производили массовое истребление мирного населения.

Что означает слово геноцид? (Геноцид - форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить.До 1944 года слова геноцид не существовало. Это специальный термин, обозначающий преступные действия, совершаемые по отношению к какой-либо группе людей с целью ее уничтожения).

Оккупировав Смоленщину, фашисты приступили к созданию концентрационных лагерей для военнопленных и гражданского населения. В полуразрушенных зданиях или под открытым небом за колючей проволокой находились наши соотечественники. Их избивали, гоняли на самые тяжёлые работы. Кормили 2 раза в день: давали полусгнивший неочищенный картофель или воду с затхлой ржаной мукой. В лагерях люди умирали тысячами, тех, кто оказывал сопротивление, расстреливали.

Учитель истории:

Смоляне не хотели оказаться в концлагере или быть угнанными в Германию, поэтому становились партизанами и уходили в леса, где находились партизанские отряды. За помощь партизанам карательные отряды фашистов расстреливали мирных жителей и дотла сжигали сёла и деревни. Многие из вас слышали о белорусской деревне Хатынь, сожжённой вместе с женщинами, детьми и стариками зверствующими фашистами. Но знаете ли вы, сколько было смоленских Хатыней? Из документов, хранящихся в архивах, мы узнаём, что на Смоленщине каратели сожгли дотла более 5 тысяч деревень, из них 300 вместе с мирными жителями.

Задумайтесь, ребята, над этой страшной цифрой: 300 смоленских Хатыней.

В начале 1942 года на территории Смоленщины действовало 63 партизанских отряда общей численностью более 20 тысяч бойцов.

Учитель музыки:

В это время зазвучала в отрядах знаменитая песня «Смуглянка» на стихи Якова Шведова.

Звучит песня «Смуглянка»

Прослушивание песни "В землянке"

Сообщение об истории создания песни"В землянке". - (подготовленный ученик).

А. Сурков является автором тихой, проникновенной песни "В землянке". Это грустное , лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. А. Сурков не писал специально песню. Впрочем он и стихотворение не писал - просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка.

Слово учителя литературы

- Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было:"Зачем расстраивать воюющего солдата?"

- Как вы думаете, какие строчки в стихотворении показались цензуре печальными?

Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения, как “Землянка” надо было публиковать в годы войны? Почему?

. Работа над языковыми средствами в стихотворении А.Суркова

"В землянке".

- У вас на партах лежит текст песни "В землянке". Давайте попробуем найти

средства выразительности в этом тексте. Кто их забыл, можете пользоваться памятками. Найденные средства вы будете записывать в таблицу.


Языковые средства.

Примеры

Олицетворения

Бьётся огонь, поёт гармонь, шептали кусты, голос тоскует.

Эпитеты

В белоснежных полях, голос живой, холодная земля, заплутавшее счастье, негасимая любовь.

Лексические повторы

Далеко-далеко, снега и снега.

Сравнения

Смола, как слеза.

- Молодцы, вы хорошо знаете средства выразительности.

Слово учителя музыки

-Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство».

Учитель истории :

- Ребята, а кого мы называем героем? Давайте разделимся на группы и попробуем ответить на этот вопрос. У вас на карточках, которые лежат на столе, записано начало предложения, а вы его должны продолжить.

Работа по группам.(продолжить предложение) - приложение№5

1 группа

Быть ГЕРОЕМ – значит…

2 группа

Услышав слово ГЕРОЙ, я представляю…

3 группа

В слове ГЕРОЙ я чувствую…

4 группа

Я думаю, что ГЕРОЙ – это…

Затем прослушиваем. (На этом этапе ученик непроизвольно будет анализировать свою работу, сопоставляя её с работами других, обогащая при этом свой опыт). Некоторые варианты предложений:

- Быть героем – значит быть победителем.

- В слове герой я чувствую силу, мужество, добро и т.д.

-Сверим наше понимание слова с толкованием, которое даётся в

словаре Ожегова.

1. ГЕРОЙ - человек, совершающий подвиги, необычный по своей

храбрости, доблести, самоотверженности

2. ГЕРОЙ - главное действующее лицо литературного произведения.


Учитель литературы:

День Победы - это великий праздник нашего народа, отстоявшего свою независимость и освободившего Европу от фашизма. Подвиг, который совершили ваши прадеды, никогда не должен быть забыт. Перед погибшими и ветеранами Великой Отечественной войны мы в вечном долгу.

Изучая поэзию военных лет, мы тем самым говорим советскому народу, что помним священную войну и никому не позволим исказить память о ней.

Учитель истории:

-Подумайте, почему мы так много на Уроке Победы говорили о Смоленщине? (Смоленск – ключ-город к Москве.

Многие стихотворения военного времени, ставшие советской классикой, были написаны смоленскими поэтами Михаилом Исаковским и Александром Твардовским.)

Учитель литературы:

- Можем ли мы сказать, что поэзия и музыка – зеркало Великой Отечественной войны?

(Да, можем, так как мы увидели, что все этапы Великой Отечественной войны Великой Отечественной войны – отступление, крупные сражения, партизанское движение, освобождение – нашли отражение в поэзии военных лет. Эмоциональное состояние советских людей тоже отразилось в поэзии: гнев к ненавистному врагу, любовь к Родине, своей семье, тоска по близким, боль от потери друзей и родных).

Вывод: историю своей страны мы можем изучать не только знакомясь с книгами по истории, мемуарами, но и читая, пропуская через своё сердце произведения литературы, в том числе и поэтические.

Учитель музыки:

- Появилось ли у вас желание выучить их наизусть, чтобы они всегда оставались с вами и напоминали о том, как надо любить свою Родину и защищать её, если наступят годы тяжёлых испытаний?

Удивительно, но поэзия и песни военных лет оптимистичны, никто и ничто не могло убить веру советского человека в Победу. И теперь День Победы – самый великий праздник нашей Родины – России.

-Задумывались ли вы о том, как можно увековечить память о поколении Великой Отечественной войны?

(Написать книги, стихотворения, создать фильмы, воздвигнуть мемориалы, открыть памятники)

Учитель истории:

- Это всё произойдёт в будущем, а что мы можем сделать сейчас?

(Можно принять участие в проекте «Сборник ко Дню Победы»: на страницах сборника – воспоминания ветеранов, стихи военных лет, понравившиеся вам стихи овойне наших современников, может быть, и ваши стихи, иллюстрации. Можно побывать у Вечного огня у Смоленской крепостной стены, прочитать стихи военных лет и возложить цветы.)

Учитель литературы:

День Победы - это великий праздник нашего народа, отстоявшего свою независимость и освободившего Европу от фашизма. Подвиг, который совершили ваши прадеды, никогда не должен быть забыт. Перед погибшими и ветеранами Великой Отечественной войны мы в вечном долгу.

Изучая поэзию военных лет, мы тем самым говорим советскому народу, что помним священную войну и никому не позволим исказить память о ней.

Написание синквейна.

-Попробуйте написать синквейн, взяв в качестве заголовка тему

нашего урока

Правила написания синквейна:

ченики зачитывают свой синквейн.)

12. Слово учителя.

 Мы, ребята, не должны забывать, какой ценой завоёвана мирная жизнь. Закончилась война, советский народ выстоял, отстоял не только свою свободу, но и принёс освобождение другим европейским народам. Заросли травой старые окопы, залечила раны земля. Многое ушло из памяти, но многое и осталось. И каждый из ветеранов в День Победы мысленно пройдёт свой фронтовой путь. Нелёгкое испытание выпало на их долю. Они сделали всё, чтобы наши детство и юность были счастливыми, но теперь многое зависит от нас. Ужасы прошедшей войны не должны повториться.

И хотя многих участников Великой Отечественной войны нет в живых, очень много героев навечно осталось лежать в братских могилах, все они в памяти народной, как святыня. И тех, кто с нами, мы не забудем. Ведь их осталось так мало. И задача каждого из нас – окружить их заботой, вниманием, добротой.

Рефлексия. Подведение итогов.

Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?

Какие стихи взволновали вас?

Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

Учитель истории:

Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

Вся наша жизнь - палитра красок. Даже на фронте, где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное.

Давайте и сегодня создадим палитру красок нашего урока. Перед вами звёздочки красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать одну звёздочку, соответствующую вашим чувствам.

Красная звёздочка - я понял (а) смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших солдат, и прочувствовал(а) боль утрат моего народа, святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.

Зелёная звёздочка - я понял (а) смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал(а) боль утрат моего народа.

Синяя звёздочка - смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова "Журавли" и озвучиваются статистические данные: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. 27 миллионов жизней она унесла.

Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13. Домашнее задание - дифференцированное (выбирают сами учащиеся).

А) Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

В) Интервью с участником войны. Напиши об этой встрече небольшую статью.

Г) Составьте кроссворд “Дорогами войны”.

Оценки.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.