«ПОГОДА В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
Раздаточный материал "Погода"DOCX / 17.64 Кб
Урок в 4 классе по окружающему миру
«ПОГОДА В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
Кузьмина Ольга Ивановна
учитель начальных классов
КГКОУ Школа 4
г. Амурска Хабаровского края
УМК «Школа России», 4 класс
Содержание и инструменты ПО Easiteach Next Generation (интерактивная доска)
Цель занятия: обучающиеся обобщат наблюдения за весенними изменениями в неживой и живой природе своего края.
Задачи: обобщить наблюдения детей за весенними изменениями в природе; учить устанавливать связь между живой и неживой природой; дать элементарные понятия о погоде, развивать наблюдательность и устную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе.
Формирование УУД:
Мотивация учения, самоопределение и оценивание себя, как ученика, познавательный интерес к учебному материалу.
Познавательные
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; контроль и оценка процесса и результата действия; постановка и формирование проблем, умение производить простые логические действия (анализ, синтез).
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать;
Регулятивные
Волевая саморегуляция, настрой на работу; контроль способа действия и его результата; оценка своей деятельности; осознание уровня усвоенного, учить преодолевать трудности.
Этапы урока, используемые ресурсы | Ход урока | Действия учителя | Действия учеников | ||||||||||||
Организационный момент (слайд 1) (объект, фон, текст, аудиозапись, виджет «рентген», «блокировать по горизонтали») | - Какой сегодня день, опишите (Солнечный, ясный, весенний). - О чем мы сегодня будем говорить, отгадайте ребус (погода) - Что вы знаете о погоде? - А что еще можно узнать о погоде? - А от чего зависит, какая будет погода? - Сегодня мы поговорим о погоде Хабаровского края в разные времена года и обобщим знания о весенних изменениях в природе, -Назовите времена года, какое ваше самое любимое? - Посмотрите на слайд и назовите времена года по порядку (осень, зима, весна, лето). - Опишите погоду Хабаровского края в разные времена года. Работа в группе - Выберите верные утверждения: 1.В Хабаровском крае зима продолжительная, суровая с сильными морозами. Верно 2.Весна поздняя, холодная. Верно 3. Летом сухая жаркая погода. Верно 4.Осень сухая, солнечная и холоднее весны. Не верно, т.к. осень теплее весны - Выскажите свое предположение о том, что же такое погода, о которой говорят по телевидению, от которой зависит урожай и самочувствие людей? - Что значит «одеться по погоде»? - На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня найти точные ответы на уроке. | Учитель с помощью виджета «Рентген» открывает картинки с изображением времён года. При нажатии на значок звучит музыка в исполнении оркестра Полиа Мориа «Погода». | Учащиеся определяют последовательность времён года. Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации. Высказывают предположения | ||||||||||||
Вводная беседа (слайд 2) (объект, фон, текст, «чудо-змейка», средства рисования) | Соедини линией части: Погода весной: Тёплая солнечная погода: - К какому времени года относятся месяцы: ноябрь, май, апрель, июнь, март, январь, сентябрь? - А поможет нам гусеничка, она покажет, верен ли ваш ответ. - Какие месяцы пропущены? Давайте их запишем в табличку. | Учитель двигает полоску с гусеничкой, появляются варианты ответов. | Обучающиеся называют месяцы, производят самопроверку с доской и записывают недостающие. | ||||||||||||
Обобщение наблюдений учащихся. (слайд 3) (объект, фон, текст, блокировка, спец. эффект завихрения) (слайд 4) (объект, фон, текст, блокировка,анимация, восстановить страницу) (слайд 5) (объект, фон, текст, блокировка, виджет «составитель диаграмм» | - Определите весенние месяцы, расположите их по порядку. - Расскажите, что вы увидели на слайде (дети составляют рассказы о весне, о пробуждении природы, лягушек, паучков, птичек и т.д.). Игра «Верю - не верю» - В Хабаровском крае мы видим картины весны: ледоход в марте, цветение растений в мае, прилёт грачей в апреле. -Эти природные явления можно наблюдать в марте, апреле? (половодье, ледоход, таяние снега, цветение первоцветов и т.д). - Это явление природы можно наблюдать у нас только весной? (половодье) - Особенность марта заключается в том, что животные продолжают свой род, выводят потомство. -Вы любите путешествовать? - Давайте это сделаем. На каком транспорте отправимся путешествовать в марте, апреле, мае, выбери. -Давайте понаблюдаем за изменением температуры весной. Что вы можете об этом сказать? (повышается температура с наступлением весны, солнце светит ярче, день становится длиннее). - Температура воздуха стала выше, ниже или не изменилась? - Какие изменения в неживой природе последовали за повышением температуры в нашем городе? (изменения облачности, стало больше ясных дней и наступило потепление). Весна наступает, когда температура воздуха поднимается выше – 5 С. - Найдите определение погоды в толковом словаре С. И. Ожегова («Погода – это состояние атмосферы в данном месте в данное время» ) Групповая работа: -Прочитай текст.Выбери ключевые слова, заполни пропуски. Составьте 1 толстый и 1 тонкий вопросы к прочитанному тексту. Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Поэтому Солнце согревает нашу планету не везде одинаково. От действия солнечных лучей зависит температура воздуха в данной местности в данное время.
-Значит, отчего зависит, какая будет погода у нас? (от температуры воздуха, влажности, атмосферы) | Учитель открывает названия месяцев, а затем при помощи «волшебной палочки» исчезают картины природы. Верю Верю Верю Не верю, это происходит в мае Учитель «волшебной палочкой» отправляет транспорт по линии вправо Учитель строит линейчатую диаграмму, линейный график и др. Учитель организует индивидуальную работу со словарём в интернете Дети работают в группе с карточкой и вставляют пропущенные слова (обозначены красным цветом), придумывают тонкие и толстые вопросы | Ученики путём многократного проговаривания названий месяцев запоминают их. Коммуникативные умение строить фразы, составлять рассказ, отвечать на вопросы, аргументировать. Обучающиеся называют транспорт и месяц путешествия. Объясняют почему. Дети высказывают предположения о том, почему повышается температура воздуха весной, сравнивают показатель, делают выводы. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | ||||||||||||
4. Выявление связей между живой природой и неживой. (слайд 6) (объект, фон, текст, блокировка, блокировка по горизонтали, «дом с превращениями», слои) | - А как в нашем крае встречают весну животные? - Существует ли связь между живой природой и неживой? - Зависит ли живая природа от неживой? А неживая природа от живой? Игра «Да-нет» - Весной солнышко светит тускло - нет - появляются цветы - да - распускаются листочки на деревьях и просыпается всё живое - да - живая природа зависит от неживой, а неживая не зависит от живой - да | Учитель при помощи «волшебной палочки» запускает в теремок весеннюю природу и солнце, вслед за этим просыпаются животные, из теремка появляется гусеничка. | Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи. Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение производить простые логические действия (анализ, синтез). | ||||||||||||
5,Физминутка | Игра «Гусеница». -Будем двигаться очень медленно, как гусеница, но игра будет успешной, если все участники одновременно дотронутся до противоположной стены. Это упражнение может повторяться 2—3 раза. После того как упражнение успешно завершено, ведущий обсуждает с группой, трудно ли было соотносить свои действия с действиями других и что помогало детям выполнить инструкцию. | Учитель встает у одной стены, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего начинается движение. | Личностные УУД: умение преодолевать трудности | ||||||||||||
6. Наблюдение за изменениями в живой природе. Физминутка для глаз (слайд 7) (объект, фон, текст, блокировка, виджет «Открыть изображение») | - Какие ещё изменения весной происходят у нас в живой природе? (массовый прилёт птиц, гнездование, просыпаются животные) -Какие птицы в Хабаровском крае прилетают первыми? - От чего зависит прилёт птиц? Что делает медведь, когда он проснётся? Когда мать-рысь начинает учить своих котят ходить на охоту? (на втором месяце жизни, с этого времени семья покидает гнездовое логово и начинает вести кочевую жизнь). Когда выходит ёж на охоту, в какое время суток? (в сумерки). -Отгадайте кроссворд и расскажите, что вы знаете об этих животных. Физминутка Встали и подошли к окну, посмотрели вдаль, теперь на кончик носа, повторили 6 раз. Какие приметы весны увидели за окном? | Учитель открывает изображение и появляется гнездо птиц. Учитель открывает кроссворд в Power Point. Сначала нажимает курсор на номера вопросов, появляется вопрос, затем при следующем нажатии появляется ответ. | Учащиеся делятся знаниями о гнездовании. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Обучающиеся разгадывают кроссворд | ||||||||||||
7. Обобщение наблюдений за живой природой (слайд 8) ( текст, объект, фон, группировка объектов, соединительные линии) (слайд 9) (объект, текст, фон, группировка, виджет «Браузер») (слайд 10) (объект, текст, фон, блокировка, пазлы) (слайд 11) (объект, текст, фон, блокировка, скрыть / раскрыть объект) (слайд 12) (объект, текст, фон, блокировка, виджет «Раскраски») (слайд 13) (объект, текст, фон, блокировка, группировать, виджет «Судоку в картинках») (слайд 14) (объект, текст, фон, блокировка) | -Давайте ещё раз назовём, какие изменения происходят в живой природе с наступлением весны. -Посмотрите фрагмент с записью голосов птиц и определите, голоса каких птиц вы знаете, а какие узнали сегодня, а какие птицы живут в Хабаровском крае. - Какие признаки весны увидели на экране? - Почему весной ещё холодно? (много солнечной энергии тратится на таяние снега и испарение талой воды в атмосферу). Групповая работа Соберите карточку в группе. Признаки раннего прихода весны: Если снег выпадет ранней осенью - жди раннюю весну. - На шесте сидит певец, а зовут его … (скворец). - Где селятся птицы, которые прилетают к нам весной? (в скворечниках). - Соберите пословицу из слов (Апрельский скворец - весны гонец.) - Апрель месяц первых цветов, т.к. в апреле на проталинах зацветают первоцветы, появляются почки на деревьях, серёжки. Работа с Атласом Хабаровского края. - Предлагаю вам закрыть глаза и очутиться в нашем Болоньском заповеднике. Отгадайте, какая птица на эмблеме этого заповедника. Лебедь-кликун, рассмотрите иллюстрацию Раскрасьте рисунок. - Отгадайте загадку: Шорохом неслышным лепестков Жемчуг белоснежный распустился Свежим нежным крохотным цветком Из-под снега к солнцу устремился. (подснежник). - На снежных проталинках появляются первоцветы, какие, найдите в Атласе Хабаровского края - Адонис амурский и весенний звездчатник, появляются в апреле и сокодвижение у берёзы плосколистной начинается. - Почему нельзя рвать первоцветы? Не рви цветущие травы, не лови Бабочек и жуков, не убивай птиц и Не разоряй их гнёзда. Учись С детства беречь природу и охранять её. - Гусеничка хочет поиграть и предлагает вам игру «Судоку в картинках. Вам необходимо выбрать животное и поставить в ряд так, чтобы животные в ряду не повторялись, будьте внимательны. - Выйдите к доске, кто считает, что со всеми заданиями урока справился. - Молодцы! В группе продленного дня предлагаю составить кроссворд о весне на сайте file:///C:/Users/energy/Desktop/biocrossword%20(1).htm см. ниже Использованные ресурсы: http://www.nnzoo.ru/file/watermark/vzntr/oveqf/yrorq-xyvxha/f6755/s1200.wm.jpg | При помощи соединительных линий учитель объединяет объект живой природы с признаками. Учитель при помощи виджета «Браузер» знакомит детей с голосами и изображениями птиц. Учитель предлагает собрать пословицу. Учитель помогает детям. Учитель даёт повторные пояснения по ходу игры. Затем учащиеся самостоятельно продолжают играть. | Ученики обобщают признаки живой природы. Дети слушают голоса птиц, отдыхают, затем называют их Познавательные УУД: умение применять полученные знания Обучающиеся собирают пословицу из слов, передвигая пазлы в нужное место. Личностные УУД: умение преодолевать трудности Обучающиеся выходят к доске и раскрашивают в яркие весенние цвета рисунок. Дети называют правильный ответ (если правильно открывается «Верно!», если не правильно, то «Подумай») Ученики работают в паре с Атласами Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: самооценка. |
Создан cовместно с Кроссгеном
19 | ||||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | 6 | 15 | ||||||||||||||||||||||||||
12 | 7 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||
14 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||
16 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы:
1. Наше помощница сегодня. 2. Состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц. 3. Какое явление природы можно наблюдать только весной? 4.Бывает живая и неживая. 5. Самые первые цветы. 6. Дождь, снег, град – это …7. Весной на реке. 8. С утра и до вечера – это …. 9. Воздушная оболочка Земли.10. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. 11. Время года. 12. Подбрасывает птенцов в чужие гнёзда. 13. Как называется лист самого русского дерева. 14. На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки.15. Образуй имя прилагательное мужского рода от слова «амур». 16. В воде плавает, но не рыба. 17. В нём 30 или 31 день, бывает 28. 18. Взял я силу из плодов, сладких ягод, фруктов. Для ребят я стать готов лучшим из продуктов, вы меня больше пейте, наливайте, не жалейте! 19. Место, где растят и выводят детенышей.
Ответы: 1. Гусеница 2. Погода 3. Половодье 4. Природа 5. Первоцветы 6. Осадки 7. Ледоход 8. День 9. Атмосфера 10.Адонис 11. Весна 12.Кукушка 13. Берёзовый 14. Почки 15. Амурский 16. Лягушка 17. Месяц 18. Сок 19. Гнездо
16
Полянская Оксана Николаевна
Кузьмина Ольга Ивановна