12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маргарита7330
Россия, Алтайский край

Конспект урока-экскурсии «Сезонные изменения в природе весной» в третьем классе.

Цель урока: создать условия для наблюдения за сезонными изменениями весной в живой и неживой природе.

Задачи:

1.     Продолжить формирование навыка накопления отличительных признаков у растений и животных.

2.     Продолжать учить детей наблюдать, сравнивать, описывать, делать выводы.

3.     Продолжать развивать эстетическое восприятие природы.

4.     Формировать экологическое отношение к природе.

Место проведения – парк.

Время проведения – апрель.

Оборудование: лупа, пинцет, совок-копалка, гербарная папка с газетами.

Ход экскурсии.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Вот и новое время года наступило, пожалуй, самое радостное, красочное, шумное. Почему я так его назвала?

 

 

 

 

 

 

 

- Мы начнём изучение весенних явлений природы непосредственно в общении с ней и снова в нашем парке. Сначала вспомним правила поведения на природе. Ответьте на вопросы:

- Как нужно вести себя на природе?

- Где вы можете ходить?

- Что можете делать?

- Чего нельзя делать на природе?

 

 

- Мы подготовили интересные вопросы, на которые вместе будем искать ответы. Кто первым задаст свой вопрос?

 

- В воздухе имеются капельки воды, которые как стёклышки отражают солнечные лучи, и свет рассеивается. Больше всего лучики рассеивают синий свет, потому так красиво весеннее небо. А теперь вопрос к вам: какого цвета было бы небо, если бы отсутствовало рассеивание?

 

- Молодец, правильно! Кто следующий задаст вопрос?

 

 

 

- Какой трудный вопрос вы мне задали! Такое расположение цветов радуги происходит от другого свойства света. Назовите его.

 

- Обсуждаем следующий вопрос.

 

- Солнечные лучи, проходя через капли дождя, преломляются и рассеиваются на составные цвета. Сколько их в радуге?

 

- Давайте назовём их, вспомнив считалку.

 

 

 

- У кого ещё есть вопросы?

 

 

- Скорее всего ты стояла лицом к солнцу, а надо было встать так, чтобы оно светило у тебя за спиной. Кто следующий?

 

 

- Изменилось положение солнца на небе. Оно стало выше, поэтому больше его лучей достигают земли, и светит оно дольше, согревая землю и воздух.

- На осенней и зимней экскурсиях в парк мы познакомились со многими объектами живой природы. Давайте поищем наших знакомых из растительного царства.

 

 

 

- Что происходит с листопадными деревьями и кустарниками? Возьмите лупы.

 

 

 

 

- Есть ли у вяза листочки?

 

 

- А вот ещё один наш знакомый. Кто знает загадку об этом растении?

 

 

- Как зовут нашего друга?

 

 

 

- Одуванчик лекарственный - растение, предсказывающее погоду. Когда сыро, его корзинки не раскрываются, чтобы пыльцу не смыло дождём, а когда ясно и сухо, они раскрываются около трёх часов дня. (Дети могут убедиться в этом, посетив площадку с цветущими одуванчиками в разное время года.)

- Посмотрите, пожалуйста, в лупу на корзинки, их часто посещают насекомые. Удалось кого-нибудь найти?

 

- Я положу его на ладонь. Осторожно потрогайте крылышки.

 

 

- А теперь я положу его на спинку. Внимательно наблюдайте и слушайте.

 

 

- Таким образом жук спасается. Какое название вы дали бы этому жуку?

 

- Правильно, это жук-щелкун. А теперь послушайте стихотворение Афанасия Фета:

…Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилия,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

- О ком это стихотворение? Найдите признаки.

 

 

 

- Это крапивница. Своё название она получила потому, что её гусеницы питаются листьями крапивы.

- Найдите в парке цветущие растения. Обратите внимание на окраску цветов.

 

 

 

- Давайте подойдём и посмотрим на это весеннее чудо. Называется растение гусиным луком.

 

 

- Как подметили люди, это растение охотно поедают гуси, потому что весной ещё мало травы, а эта появляется одной из первых. Давайте посмотрим, какая особенность спрятана в земле. Я аккуратно выкопаю одно растение.

 

 

- Рассмотрите цветок. Сколько у него лепестков?

 

- Как называются раноцветущие растения?

 

 

- Есть ли в парке другие подснежники? Давайте поищем. Только ходите аккуратно и не топчите траву.

 

 

 

- Учёные полагают, что такие лепестки отражают солнечные лучи и собирают их свет в центре цветка, что помогает скорейшему вызреванию семян. Растение называется чистяк весенний.

 

- Правильно замечено. Прежде настоем этого растения выводили бородавки, и кожа становилась чистой.

Цветок всю ночь готовит мёд,

Пчелу-сластёну в гости ждёт!

- Почему цветок ждёт пчелу, как заметил Самуил Маршак?

 

 

 

- Что же будет вместо цветка?

 

- Давайте внимательно понаблюдаем за работой этого насекомого.

 

 

 

- Комочки образовались из пыльцы. Пчела отнесёт их в свой улей и будет кормить «деток».

А теперь загадка:

Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец,

Червяков птенцам таскает

Да поёт весь день.

 

- Как люди заботятся об этой птице?

 

- Давайте поищем скворечник. Чаще всего скворец собирает корм с поверхности земли, а также охотится за насекомыми на деревьях и кустарниках. Самостоятельно понаблюдайте за птицами, а на уроке расскажите о них, сделав зарисовки. Сделаем выставку ваших работ.

-Какую птицу называют предвестником весны? Посмотрите, как он важно вышагивает.

 

- Обратите внимание на его окраску и особенности клюва. Птицы – наши друзья и помощники. Как оскудела бы без них природа!

Вот и подходит к концу наша экскурсия. Завершим её словами поэта Александра Кирсанова:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

- Свои впечатления вы можете выразить в рисунках, рассказах, стихотворениях, фотографиях. Мы их обязательно на уроке рассмотрим и оценим.

- Радостное оно потому, что с каждым днём становится теплее, солнышко весело светит. Красочное потому, что появляются зелёные листочки и разной окраски цветки - розовые, жёлтые, голубые, фиолетовые.  Шумное потому, что бегут ручьи, гремит гром, щебечут птицы.

 

 

 

 

- Осторожно, бережно, ходить по тропинкам. Рассматривать растения, насекомых, птиц и т. п. Собирать необходимый материал для занятий, гербария. Нельзя причинять вред природе, топтать растения, пугать животных, птиц и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

- Почему весной небо становится голубым?

 

 

 

 

- Я думаю, что оно было бы чёрного цвета.

 

 

- Три дня назад был дождь и я увидел радугу. Почему по её краю расположен красный цвет, а с внутренней – фиолетовый?

 

 

 

- Преломление.

 

 

- Почему образуется радуга?

 

 - Семь.

 

 

- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан: красный, оранжевый и т. д.

 

 

- А я не видела радугу. Почему она мне не показалась?

 

 

 - Почему весной становится тепло?

 

 

 

 

 

 

- Ель и сосна всё также стоят с зелёными иголками. А у лиственницы начинают отрастать мягкие хвоинки.

 

 

 

Мы наблюдаем набухшие почки, у сирени они вот-вот лопнут. У вяза почки в виде маленьких клубочков, а в них много мелких цветков.

 

 

 

Нет, вяз сначала цветёт, а потом на нём появляются листья.

 

- Был жёлт, стал бел, а потом и улетел.

 

 

- Одуванчик. Мы знаем, что на верхушке стебля у него не отдельный цветок, а целое соцветие – корзинка.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Насекомые чёрного цвета. Кто это?

 

 

- Они плотные. Это, наверное, жук.

 

 

- Ой, он щёлкнул, подпрыгнул и перевернулся в воздухе. Вот это акробат!

 

 

 

- Щелкун, раз он щёлкает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Я вижу ответ. На цветках одуванчика сидит бабочка. Какие красивые у неё крылья!

 

 

 

 - Вон там, на пригорке, где почва уже просохла, несколько растений с жёлтыми цветками.

 

 

 

- Какое интересное название! Почему оно так звучит?

 

 

 

 

- Мы видим луковичку, которая, наверно, помогла гусиному луку перезимовать.

 

 

- Шесть.

 

 

- Подснежники, ведь они появляются из-под снега.

 

 

 

- Ещё одно растение с жёлтыми цветками. Какие они блестящие! Почему?

 

 

 

 

 - Чистяк значит чистый.

 

 

 

 

 

 

 - Пчела пьёт нектар, собирает пыльцу и переносит на другой цветок. Так она опыляет растение.

 

 

- Образуются семена.

 

 

- Как усердно пчела перебирает лапками! А на задних имеются жёлтые комочки. Что это?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это скворец.

 

 

- Они развешивают скворечники.

 

 

 

 

 

 

 - Это грач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.