Конспект урока-экскурсии «Сезонные изменения в природе весной»
Конспект урока-экскурсии «Сезонные изменения в природе весной» в третьем классе.
Цель урока: создать условия для наблюдения за сезонными изменениями весной в живой и неживой природе.
Задачи:
1. Продолжить формирование навыка накопления отличительных признаков у растений и животных.
2. Продолжать учить детей наблюдать, сравнивать, описывать, делать выводы.
3. Продолжать развивать эстетическое восприятие природы.
4. Формировать экологическое отношение к природе.
Место проведения – парк.
Время проведения – апрель.
Оборудование: лупа, пинцет, совок-копалка, гербарная папка с газетами.
Ход экскурсии.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
- Вот и новое время года наступило, пожалуй, самое радостное, красочное, шумное. Почему я так его назвала?
- Мы начнём изучение весенних явлений природы непосредственно в общении с ней и снова в нашем парке. Сначала вспомним правила поведения на природе. Ответьте на вопросы: - Как нужно вести себя на природе? - Где вы можете ходить? - Что можете делать? - Чего нельзя делать на природе?
- Мы подготовили интересные вопросы, на которые вместе будем искать ответы. Кто первым задаст свой вопрос?
- В воздухе имеются капельки воды, которые как стёклышки отражают солнечные лучи, и свет рассеивается. Больше всего лучики рассеивают синий свет, потому так красиво весеннее небо. А теперь вопрос к вам: какого цвета было бы небо, если бы отсутствовало рассеивание?
- Молодец, правильно! Кто следующий задаст вопрос?
- Какой трудный вопрос вы мне задали! Такое расположение цветов радуги происходит от другого свойства света. Назовите его.
- Обсуждаем следующий вопрос.
- Солнечные лучи, проходя через капли дождя, преломляются и рассеиваются на составные цвета. Сколько их в радуге?
- Давайте назовём их, вспомнив считалку.
- У кого ещё есть вопросы?
- Скорее всего ты стояла лицом к солнцу, а надо было встать так, чтобы оно светило у тебя за спиной. Кто следующий?
- Изменилось положение солнца на небе. Оно стало выше, поэтому больше его лучей достигают земли, и светит оно дольше, согревая землю и воздух. - На осенней и зимней экскурсиях в парк мы познакомились со многими объектами живой природы. Давайте поищем наших знакомых из растительного царства.
- Что происходит с листопадными деревьями и кустарниками? Возьмите лупы.
- Есть ли у вяза листочки?
- А вот ещё один наш знакомый. Кто знает загадку об этом растении?
- Как зовут нашего друга?
- Одуванчик лекарственный - растение, предсказывающее погоду. Когда сыро, его корзинки не раскрываются, чтобы пыльцу не смыло дождём, а когда ясно и сухо, они раскрываются около трёх часов дня. (Дети могут убедиться в этом, посетив площадку с цветущими одуванчиками в разное время года.) - Посмотрите, пожалуйста, в лупу на корзинки, их часто посещают насекомые. Удалось кого-нибудь найти?
- Я положу его на ладонь. Осторожно потрогайте крылышки.
- А теперь я положу его на спинку. Внимательно наблюдайте и слушайте.
- Таким образом жук спасается. Какое название вы дали бы этому жуку?
- Правильно, это жук-щелкун. А теперь послушайте стихотворение Афанасия Фета: …Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот – дышу. Надолго ли, без цели, без усилия, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. - О ком это стихотворение? Найдите признаки.
- Это крапивница. Своё название она получила потому, что её гусеницы питаются листьями крапивы. - Найдите в парке цветущие растения. Обратите внимание на окраску цветов.
- Давайте подойдём и посмотрим на это весеннее чудо. Называется растение гусиным луком.
- Как подметили люди, это растение охотно поедают гуси, потому что весной ещё мало травы, а эта появляется одной из первых. Давайте посмотрим, какая особенность спрятана в земле. Я аккуратно выкопаю одно растение.
- Рассмотрите цветок. Сколько у него лепестков?
- Как называются раноцветущие растения?
- Есть ли в парке другие подснежники? Давайте поищем. Только ходите аккуратно и не топчите траву.
- Учёные полагают, что такие лепестки отражают солнечные лучи и собирают их свет в центре цветка, что помогает скорейшему вызреванию семян. Растение называется чистяк весенний.
- Правильно замечено. Прежде настоем этого растения выводили бородавки, и кожа становилась чистой. Цветок всю ночь готовит мёд, Пчелу-сластёну в гости ждёт! - Почему цветок ждёт пчелу, как заметил Самуил Маршак?
- Что же будет вместо цветка?
- Давайте внимательно понаблюдаем за работой этого насекомого.
- Комочки образовались из пыльцы. Пчела отнесёт их в свой улей и будет кормить «деток». А теперь загадка: Эту птицу всякий знает: На шесте её дворец, Червяков птенцам таскает Да поёт весь день.
- Как люди заботятся об этой птице?
- Давайте поищем скворечник. Чаще всего скворец собирает корм с поверхности земли, а также охотится за насекомыми на деревьях и кустарниках. Самостоятельно понаблюдайте за птицами, а на уроке расскажите о них, сделав зарисовки. Сделаем выставку ваших работ. -Какую птицу называют предвестником весны? Посмотрите, как он важно вышагивает.
- Обратите внимание на его окраску и особенности клюва. Птицы – наши друзья и помощники. Как оскудела бы без них природа! Вот и подходит к концу наша экскурсия. Завершим её словами поэта Александра Кирсанова: Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом. - Свои впечатления вы можете выразить в рисунках, рассказах, стихотворениях, фотографиях. Мы их обязательно на уроке рассмотрим и оценим. |
- Радостное оно потому, что с каждым днём становится теплее, солнышко весело светит. Красочное потому, что появляются зелёные листочки и разной окраски цветки - розовые, жёлтые, голубые, фиолетовые. Шумное потому, что бегут ручьи, гремит гром, щебечут птицы.
- Осторожно, бережно, ходить по тропинкам. Рассматривать растения, насекомых, птиц и т. п. Собирать необходимый материал для занятий, гербария. Нельзя причинять вред природе, топтать растения, пугать животных, птиц и т. д.
- Почему весной небо становится голубым?
- Я думаю, что оно было бы чёрного цвета.
- Три дня назад был дождь и я увидел радугу. Почему по её краю расположен красный цвет, а с внутренней – фиолетовый?
- Преломление.
- Почему образуется радуга?
- Семь.
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан: красный, оранжевый и т. д.
- А я не видела радугу. Почему она мне не показалась?
- Почему весной становится тепло?
- Ель и сосна всё также стоят с зелёными иголками. А у лиственницы начинают отрастать мягкие хвоинки.
Мы наблюдаем набухшие почки, у сирени они вот-вот лопнут. У вяза почки в виде маленьких клубочков, а в них много мелких цветков.
Нет, вяз сначала цветёт, а потом на нём появляются листья.
- Был жёлт, стал бел, а потом и улетел.
- Одуванчик. Мы знаем, что на верхушке стебля у него не отдельный цветок, а целое соцветие – корзинка.
- Насекомые чёрного цвета. Кто это?
- Они плотные. Это, наверное, жук.
- Ой, он щёлкнул, подпрыгнул и перевернулся в воздухе. Вот это акробат!
- Щелкун, раз он щёлкает.
- Я вижу ответ. На цветках одуванчика сидит бабочка. Какие красивые у неё крылья!
- Вон там, на пригорке, где почва уже просохла, несколько растений с жёлтыми цветками.
- Какое интересное название! Почему оно так звучит?
- Мы видим луковичку, которая, наверно, помогла гусиному луку перезимовать.
- Шесть.
- Подснежники, ведь они появляются из-под снега.
- Ещё одно растение с жёлтыми цветками. Какие они блестящие! Почему?
- Чистяк значит чистый.
- Пчела пьёт нектар, собирает пыльцу и переносит на другой цветок. Так она опыляет растение.
- Образуются семена.
- Как усердно пчела перебирает лапками! А на задних имеются жёлтые комочки. Что это?
- Это скворец.
- Они развешивают скворечники.
- Это грач.
|