МОКУ ДО Лугоболотная СОШ п. Юбилейный
Походы по родным просторам
Автор: Кротова Надежда Борисовна-воспитатель
Тьютор: Панагушина Е.А-методист
Введение
В детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно. Движение является важной составляющей любой деятельности и многих психических процессов. Оно обеспечивают развитие центральной нервной системы и внутренних органов, обогащают ребенка новыми ощущениями, помогают лучше узнать окружающий мир. Поэтому двигательная активность необходима. Наполнить двигательную активность интересным содержанием помогают туристические походы. Детский туризм - это захватывающая форма активного отдыха, а также оздоровления, физического совершенствования, двигательной активности, живого познания окружающего мира. Исследования показывают, что занятия туризмом способствуют гармоничному развитию личности ребенка, ведь во время туристического похода решаются оздоровительные, воспитательные и познавательные задачи. Туризм нравится детям, так как во время похода их ждет много интересных впечатлений, удовлетворяется их потребность в движении и физических нагрузках.
Туристические прогулки-походы-это не только экологическое развитие детей, но это и приобщение к здоровому образу жизни, это и физическое укрепление здоровья. В неформальной обстановке ярче проявляются особенности поведения детей, их способности. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющей здоровья. Наш поход – это первая ступенька в воспитании у детей чувства любви к этому миру,к бережному отношению к родному краю, к Земле-нашему дому, в котором мы живём.
Как и любой поход, данное мероприятие требует тщательной подготовки. С воспитанниками проводилась предварительная работа. В группе воспитатели беседовали с детьми о туристах, особенностях их жизни, различных видах походов. Дошкольники узнали, что существуют походы в лес, к водоемам, в горы или даже на Северный полюс. Значительно облегчают путь туристам велосипеды или байдарки. Заинтересовать дошкольников идеей похода помог наглядный материал: иллюстрации и фотографии. Некоторые дети уже бывали в подобных путешествиях со своей семьей и с увлечением сами рассказывали о них, приносили из дома фотографии.
Однажды с детьми читали сказку Тимофея Белозёрова «Лесной Плакунчик» и рассматривая иллюстрации Сутеева В ,у детей появился большой интерес к главному герою: «А в нашем лесу живёт Лесной Плакунчик?». Таким образом мы отправились в увлекательное путешествие в лес в поисках Лесного Плакунчика. Надо сказать, что наш герой – это невидимка, но он всегда рад встречи с хорошими и дружными детьми, которые знают много стихов, загадок о природе и животных. Он ждёт детей любящих и умеющих беречь природу. Для таких ребят Лесной Плакунчик готовит много подарков и сюрпризов. Дети приходя в лес, здороваются с ним, а он приветствуя их, покачивает ветками деревьев, шуршанием листочков, пением птиц. А прощаясь с ним, дети оставляют угощенья ему и его лесным жителям.
Походы к Лесному Плакунчику проходят более 10 лет, по возможности летом и золотой осенью. В подготовке и проведении походов участвуют родители воспитанников. И каждый раз дети с нетерпением ждут новых встреч со сказочным другом Лесным Плакунчиком.
Подготовка к туристическому походу.
Нужно очень тщательно:
Провести предворительную работу.
подготовить схему-маршрут и проверить маршрут.
наметить места остановок;
обеспечить необходимое снаряжение;
определить правила поведения во время похода и ознакомить с ними детей;
провести беседы с родителями.
Идея проведения такого похода нашла поддержку и у родителей воспитанников. Так, в назначенный день дошкольники пришли в детский сад экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста – и, конечно же, воодушевленными предстоящим путешествием.
Предворительная работа с детьми младшего возраста(3-4 года).
1.Беседы с детьми о природе родного края.
2.Расмматривание фотографий и иллюстраций.
3.Наблюдение за природными явлениями на прогулках.
4.Уход за комнатными растениями.
5.Проведение исследовательских игр с песком, водой, глиной.
6.Знакомство с животным и растительным миром лесов и полей.
7.Учить ходить парами, соблюдая дистанцию. реагировать на сигналы воспитателя.
8.Разучивание игр хороводных ,подвижных, с предметами.
9. Знакомство со сказкой Тимофея Белозёрова «Лесной Плакунчик»
10.Разучивание стихов.
Содержание работы:
Краткая характеристика маршрута:
Небольшая речка Чернушка протекает вокруг нашего посёлка, огибая его практически с трёх сторон, поэтому её состояние очень важно для экологического равновесия в микрорайоне и волнует жителей, так как вода из речки используется для хозяйственных нужд. В реке богатый животный мир. В ней водятся утки, ондатры, бобры, рыбы. Плавают по воде гуси жителей посёлка. Можно встретить жука-плавунца, стрекоз и бабочек. Берега поросли ивой, малиной, ольхой, рябиной. черёмухой, берёзами и осинами. Река отгораживает часть леса, в котором растут сосны, ели, берёзы, рябина. Река и лес богат птицами. Встречаются сороки, вороны, дятлы, синицы, воробьи, клесты, свиристели и др.
Маршрут проходит через садовые участки, где можно увидеть работу жителей посёлка. Появляется возможность вступить в диалог с местными жителями, что очень важно для развития речи. Можно посмотреть, как растут овощи и цветы.
Пастбища засеяны многолетней травой по выработанным торфяникам, имеют солидный срок эксплуатации более 80 лет.
Протяжённость маршрута: 2 км. Длительность похода:3 часа.
Цель похода:
Воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде.
Закрепление на практике знаний основ безопасного поведения на природе.
Оздоровление организма, через двигательную активность и получение положительных эмоций.
Задачи похода:
1.Знакомить с правилами поведения у воды, в лесу, при движении по просёлочной дороге.
2.Развивать ловкость, координацию движений, выносливость и взаимовыручку.
3.Формировать дружеские отношения в детском коллективе, через совместную деятельность и игры.
4.Расширять и обогащать словарный запас – «турист», «рюкзак», «поход», «переправа», «привал» и т.д.
5.Формировать бережное отношение к животному и растительному миру.(муравейник, гнёзда, растения) при помощи сказочного персонала «Лесного плакунчика».
Состав группы: дети младшей группы в возрасте 3-4 лет, воспитатель группы Кротова Надежда Борисовна, младший воспитатель Фёдорова Лариса Викторовна, медсестра Бессонова Любовь Александровна, Зам. директора по ДО Кормщикова Татьяна Ивановна.
Используемое оборудование:
Аптечка
мячи, обручи,туристические коврики, волшебный зонтик, чупа-чупсовое дерево, дерево сюрпризов, арбуз (подарок «Лесного Плакунчика»). картосхема ,разноцветные стрелочки; влажные гигиенические салфетки.
спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой);
для игры - предметы необходимые в походе;
детские лейки и грабли;
картинки как вести себя на природе;
вода питьевая
Описание похода:
1 этап:Плотный заврак.
2 этап: Экипировка(удобная спортивная обувь, головные уборы, противоклещевые репелленты, рюкзачки с сухим пайком туриста – и, конечно же, воодушевленными предстоящим путешествием).
3.Этап:Движение от детского сада до реки Чернушки.
Беседа воспитателя о пользе воды для человека, растений и животных.
4.Этап:Движение по дороге через садовые участки.
Загадки об овощах на грядке. Наблюдение за работой взрослых. Диалоги детей и взрослых. /Приложение 1
5.этап: Движение вдоль пастбища с естественным травостоем возрастом более 60 лет.
Наблюдение за животными пастбища, с использованием художественного слова./Исполнение песни «Далеко,далеко, на лугу пасутся ко…»песня А.Пахмутовойна слова Ю.Черных/ Приложение2
6.этап:Сюрприз «Волшебный зонтик».
Отдых на лужайке. Знакомство с луговыми травами(Найди растение по картинке).Игра./Приложение 3/
7 этап: Переход через речку по мостику в лес.
Инструкция о поведении на мостике, в лесу.
Преодоление препятствия./Приложение 4/
8.этап:Движение по лесу до охотбазы.
Игра с «Лесным Плакунчиком».Чтение стихов «Лесному Плакунчику».
Расслабляющие упражнения, игры и сюрпризы.
Подкрепление, отдых./Приложение 5/
9 этап: Сбор природного материала и мусора в пакеты.
10.этап: Движение по лесной и по просёлочной дороге в детский сад./Приложение6- фотоотчёт/
Вывод:
В поход отправились дошкольники 2-ой младшей группы. Чтобы младшие дети с удовольствием приняли участие в мероприятии, для них специально были составлены маршруты по стрелочкам.
Путешествие стало увлекательным приключением для всех воспитанников. Дети с интересом выполняли задания, отвечали на вопросы, участвовали в играх. Особенно долгожданным оказался привал, когда уставшие после длительного похода и полные впечатлений от сюрпризов дети достали из своих рюкзаков сухой паек и смогли насладиться отдыхом на природе. Дети с удовольствием угощали друг друга. Чтобы не огорчать Лесного Плакунчика»дети с особым старанием собрали мусор на полянке и с любовью читали стихи.
Мы рады тому, что дети искренне поверили в существование Лесного Плакунчика, и общение с ним и живой природой дарят детям яркие впечатления и положительные эмоции.
Приложение1
Загадки:
1.Семьдесят одёжек и все без застёжек./капуста.
2.Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице./морковь.
3.Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный./арбуз.
4.Он никогда и не кого, не обижал на свете.
Чего же плачут от него и взрослые и дети./лук
5.Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это?/репка.
6.Голова на ножке, в голове – горшки./горох.
7. Лежит меж грядок, зелен и сладок./огурец.
Приложение 2
Кто пасётся на лугу?"
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Козы?
Нет, не козы.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Кони?
Нет, не кони.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Коровы?
Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко -
Будете здоровы.
Пейте, дети, молоко -
Будете здоровы.
Приложение3
Найди растение по картинке.
Приложение 4
Инструкция передвижения по деревянному мостику:
Проходить по одному, чрез небольшое расстояние.
Двигаться медленно, не мешая друг другу.
При необходимости, обращайтесь за помощью к взрослым.
Инструкция поведения в лесу:
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
П
Приложение5
Задание 1. Лесная опушка (Испытание для детей).
Воспитатель:
Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится.
1. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик.)
2. Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашка.)
3. То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встретился с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик.)
4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка.)
Приложение 5
Задание2
Делим детей на группы.
Кто больше соберёт на опушке шишек в круг.
Попади в дерево.
Прыжки из обруча в обруч.
Хотьба по узкой тропинке.
Задание3
Кто что слышит.
Игра « Жуки»
Море волнуется раз…
Сюрприз: игра «Иди по следам» находят сюрприз.
Схема маршрута
«В гости к Лесному Плакунчику»
Младшая группа
Протяженность 1,5 км
Длительность 2,5 часа
Акатова Ирина Анатольевна
Скрипникова Валентина Михайловна