Поле чудес «Наш родной край - Татарстан» (Краеведение в начальной школе)
Технологическая карта воспитательного занятия
ФИО воспитателя: Валиахметова Гульшат Шамгуновна
Вид внеурочной деятельности: Поле чудес
Класс:1-4 классы
Тема занятия: «Наш родной край - Татарстан»
Цель: Создание условий для формирования чувства гордости за причастность к Республике Татарстан.
Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма.
Пробудить интерес к истории родного края.
Приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.
Задачи: помочь детям осознать себя частью природы;
формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;
развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
развивать речь, внимание, наблюдательность;
повторить с детьми правила поведения на природе.
Развитие экологической этики учащихся.
Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
воспитать сознательное и бережное отношение к природе родного края.
Образовательная: Расширить представления о родном городе Казань - столице Татарстана, об их символике, достопримечательностях историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях.
Развивающая: Развивать познавательную активность
Воспитательная: Воспитание любви к Родине, родному краю;
Планируемый результат:
Личностный: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.
Формы организации: Совместные, групповые.
Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, презентация.
Ожидаемый результат:
Продолжить знакомство детей с родным краем, с историей городов Республики Татарстан: историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, которые помогают формировать у детей черты характера, помогающие им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Основные понятия: Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Форма проведения: с игровыми элементами.
Организация пространства: групповая.
Подготовительный этап:
Оборудование: мультимедийное оборудование и муз. аппаратура, барабан круг «Поле чудес», призы.
Ход занятия.
Орг момент
Воспитатель: Край родной, ты с малых лет всегда со мной.
Милый край, лесной, сиреневый, грибной.
Для меня поют здесь песни соловьи,
Мой край родной, горжусь тобой.
И знает лишь сама любовь,
Как я тебя люблю, мой край родной!
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами игру «Поле чудес», посвященную природе родного края. Мы будем состязаться в знаниях, которые вы получили на уроках, читая книги, просматривая телепередачи. В любой стране мира у человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. Наша Родина - Республика Татарстан. На карте она занимает не так уж много места. Но по богатству природы, и по красоте пейзажей она не уступает многим государствами Европы.
Первый тур
Отбор первой тройки игроков. Воспитатель читает вопросы. Первые три ученика, которые правильно их отгадывают, становятся участниками первого тура
Вопросы:
• Татарский женский украшение. (Белэзек)
Как звали царицу именем который в Казани назвали башню? (Царица Сююмбика)
•Самое сладкое дерево в наших лесов. (Липа)
Представление участников первого тура.
Задание.
Самый древний город в Татарстане.(Казань)
Муз пауза
Второй тур
Отбор второй тройки игроков.
Вопросы:
• Кто писал гимн Татарстна? (Рустам Мухаметхазеевич Яхин)
•Татарское национальное блюда? (Бэлеш)
• Татарский национальный костюм? (Комзол)
Представление участников второго тура.
Задание
Президент Татарстана (Рустам Нургалиевич Миннеханов)
Муз пауза
Третий тур
Отбор третьей тройки игроков.
Вопросы:
• Как называется известное сказка Тукая, в который мальчик ворует «Золотой гребень» (Су анасы)
• Самая маленькая птица наших лесов
• кто спит вниз головой
Представление участников третьего тура.
Задание. Татарский музыкальный инструмент (Курай)
Финал
Задание. Древний татарский женский головной убор. (Калфак)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной поселковский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Примечание.
Во время игры, если стрелка указывала на барабане на букву «Т» - театральная пауза, то учащимся нужно было исполнить песню или прочитать стихотворение о родном крае, или рассказать стихотворения поэтов. Это творческое задание было дано учащимся заранее.
Если во время игры выпали не все театральные паузы, то после игры были заслушаны оставшиеся номера художественной самодеятельности.
Итог