12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Светлана Кронидовна1706
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тема урока: Родной край. Топонимика.

Цель: через изучение микротопонимов родных мест, помочь учащимся ближе и глубже познать свой родной край, привить интерес к изучению его истории и названий местных географических объектов. 
 

Задачи:
1. Познакомить учащихся с топонимикой как наукой, образованием топонимов, их этимологией.

2. Формировать навыки научно-познавательной деятельности по изучению родного края. 

3. Воспитывать чувства гордости и уважения к языковой культуре, истории родного края .

4.Ообогатить словарный запас учеников. 

Формировать УУД:
Личностные УУД

способствовать расширению словарного запаса детей;

формировать  основы гражданской идентичности — чувства гордости за свою малую Родину как неотъемлемой части России;

развитие воображения при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД

умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

 

Познавательные УУД

делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Оборудование: административная карта Чувашской республики, презентация «Топонимы родного края», карточки с вопросами-заданиями.

I. Организационный момент

(слайд 1)

Дети наизусть читают стихотворение:

Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

II. Сообщение темы и целей урока

(слайд 2)

- Ребята, прочитайте на экране слова-названия. Что их объединяет?

Волга, Ядрин, Сосновка, Алатырь, Козловка, Сура, парк имени А. Николаева.

- Сегодня мы с вами, ребята,   отправимся в далёкое прошлое нашего края. Будем говорить об именах, но не о ваших именах, а об именах рек, деревень, городов Республики Чувашия. Вы  узнаете  о науке  топонимика,  насколько она сложна и увлекательна,  откуда появилось то или иное название на карте нашего края  и что оно обозначает.

III. Работа над новой темой

Работа со словарём

(слайд 3)

- Ребята, заглянем в словарь. Что такое топонимика?

Топони́мика ( происходит от греческого слова — место и  имя, название) это — наука,  изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, написание и произношение.

Топонимы - это названия, связанные с селениями и их природными особенностями.

- У каждого селения и города есть названия. Рядом могут быть реки, пруды, овраги, леса, родники, луга. Всему этому люди давали свои названия - топонимы.

Рассматривание примеров

Это топонимы

- Почему эти географические объекты топонимы?

(Слайды 4,5 )

улица Садовая

 

озеро Светлое

деревня Киря

овраг Еловый

(Слайды 6,7 )

Это не топонимы

- Почему эти названия не являются топонимами?

Илемпи

 

Бобик

конфеты "Вишня"

Буратино

Выступление учащейся с использованием административной карты.

- Оля летом отдыхала в деревне Варманкасы у бабушки.

Она расскажет об этой деревне.

(Слайд 8 - фотографии с видами на окрестности деревни)

Мои бабушка и дедушка живут в деревне Вурманкасы. Деревню окружают леса с древними дубами, елями, стройными берёзами, липами с ароматными цветами. В лесу много ягод и грибов. В Вурманкасах живут очень дружные и трудолюбивые люди.

- Ребята, название деревни Вурманкасы - топоним. Оно состоит из двух частей: вурман (вӑрман - в переводе на русский - лес) и -касы. Деревня получила название от леса (вӑрман), так как она основана много лет назад в лесной местности. Самые первые жители деревни выбрали для поселения это чудное место. Когда в деревне население росло, становилось тесно. Тогда люди переселялись по соседству. Окончание названия деревни - кас переводится на русский как часть деревни, выселки.

Знакомство со способами образования топонимов.

- Как образуются топонимы? (ответы детей)

(Слайды 9,10,11 )

В древности топонимы могли образовываться по разному, например:

по имени человека, основавшего поселение;

по имени знаменитых людей, героев;

по природным особенностям.

( Учитель показывает эти объекты на карте)

Название села Батырево произошло от имени героя - паттӑр (богатырь).

Название села Порецкое произошло от названия реки Порецкое.

Название деревни Шигали произошло от имени хана Шах-Али.

- Топонимы нашего края могут рассказать много интересного.

- Что вы знаете о происхождении названия нашего города?

(ответы детей)

- Наши ребята узнали о происхождении названий города Чебоксары и деревень края. Слушаем вас.

Выступления подготовленных учащихся.

(слайды 12,13)

1 ученик

Главный город нашего края - Чебоксары .

Столица Чувашской Республики носит два официальных названия: Чебоксары - как русское, Шупашкар - как чувашское, в переводе означает "город-полководец". Чебоксары - топоним.

Название Чебоксары не является русским. Название пришло с "финских" языков. Первая часть слова "чебак" не что иное как название рыбы "лещь". Слово "сары" на "финских" языках означает "приток,заводь,угол ,излучина". На "финском" наречии Чебоксары означет Лещевая Заводь. Скорее всего первыми жителями поселения были простые рыбаки. Основали поселение предки "финских"народов. С приходом чуваш поселение укрепляется, получает второе "чувашское" название- Шупашкар.

Слово "баш" означает "голова". "Кар" на чувашском языке означает укреплять, крепость. Чувашское название Шупашкар скорее всего "тюркское" название и означает "укрепленный город ,крепость военного начальника субаша".

2 ученик (слайд 14)

Рассмотрим топонимы Арманкасы («мельничная»), Ăстакассы («мастеровая»), Чулкасси («каменка»), Шуркасы («болотная», Кивсерткасы («стародворки») - их тоже в чувашском крае немало. Давно нет ни мельницы, ни мастера, и камни уже не вырубают в тех оврагах, но время накрепко записало в историю те приметы, по которым наши предки давали имена своим поселениям.

IV. Закрепление пройденного

Работа в парах. Задания получают на карточках.

1. В этом списке найдите топонимы:

Улица Николаева, город Цивильск, Дима, солнце, село Батырево, река Сура, город Алатырь.

(слайд 15)

Проверка: улица Николаева, город Цивильск, село Батырево, река Сура, город Алатырь.

2. Какие из этих топонимов появились совсем недавно, а какие существуют с древности?

Шупашкар, улица космонавта Николаева, город Новочебоксарск, река Цивиль, проспект Тракторостроителей.

(слайд 16)

Проверка: улица космонавта Николаева, город Новочебоксарск, проспект Тракторостроителей - молодые топонимы.

Шупашкар, река Цивиль - древние топонимы.

V. Обобщение

- О чем могут рассказать нам географические названия ? (ответы детей)

- Как топонимы отличить от простых названий?

- Как и от кого вы можете узнать о происхождении топонимов?

Вывод: каждый топоним имеет свою судьбу, свою историю.

VI. Задание на дом

Прочитать в учебнике стр.24-29, подготовить короткий рассказ об 1-2 топонимах нашего края или нашей страны.

VII. Подведение итогов

- Что запомнили на уроке, что узнали нового, что вас заинтересовало ? (ответы детей)

- В науке топонимика много нерешенных вопросов. И кто знает, может быть вам придется разгадать тайны, сделать открытия. Переноситься в прошлое - это очень увлекательно.

Нет, не зря всё так назвали -

Сам подумай и пойми,

Чтобы мы с тобою стали

Любопытными людьми

- Успехов вам в раскрытии тайн и загадок прошлого.

 

Использованные ресурсы:

1. Е.В.Енькка. Родной край: учебное пособие для 3 классаобщеобразовательных организаций Чувашской республики и чувашской диаспоры.

2. Сосаева А.А. Хронологические пласты топонимов Чувашии // Материалы по чувашской диалектологии. Чебоксары, 1997. Вып. 5. 

3. Андреева Е.В., Пудовкина С.В., Панченко Н.Л. Туристско-краеведческая деятельность учащихся. Краеведческие задания: Методическое пособие. Чебоксары, 2003.

http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/t/toponimika.html

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Смоленцева Галина Леонидовна, 01.01.19 в 15:46 1Ответить Пожаловаться
Светлана Кронидовна, какой познавательный материал для детей. Вот настоящее обращение к нашим истокам. Великолепно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.