Полезные и вредные растворы в нашей жизни
Мастер-класс на тему: "Полезные и вредные растворы в нашей жизни"
Подготовила учитель химии 1 категории
Яценко Анастасия Эдуардовна
МБОУ СОШ№1 ЗАТО Озерный
Химия - одна из интереснейших наук, изучающих многообразие мира. Но она очень трудна для восприятия обучающимися, а особенно сложна для изучения детьми с ОВЗ. Для того, чтобы все обучающиеся, после окончания школы имели полное представление о картине мира, научились грамотно использовать вещества без вреда для здоровья необходимо чутко и внимательно относиться как к детям с ОВЗ, так и к одаренным детям. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, имеющие временные или постоянные отклонения нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания. Для работы с ними необходимо подобрать такие формы и методы обучения, чтобы образовательный процесс для них проходил с высокой эффективностью. Для детей коррекционного класса не предусмотрен в учебном плане курс "Химия", однако они также как и все дети нуждаются в знаниях, также как и все дети должны ориентироваться в жизни и иметь полное, целостное представление о многообразии веществ в жизни.
Цель: изучить вещества и их свойства, используемые в жизни человека.
Задачи:
сформировать у учащихся с ОВЗ представления о растворах, и свойствах растворов, которые используются в быту, научить грамотно использовать эти вещества без вреда для здоровья;
способствовать формированию научного мировоззрения у детей с ОВЗ;
развивать умения детей вести наблюдения, прогнозировать, делать выводы;
сформировать у учащихся с ОВЗ навыки обращения с веществами в быту.
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент.
Приветствие;
Подготовка класса к работе;
Инструктаж по технике безопасности.
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели занятия. Вступительное слово учителя.
Уважаемые ребята! Мы сегодня с вами погрузимся в волшебный мир науки химии и узнаем, какие волшебства происходят у нас с вами в жизни, какие вещества творят чудеса у нас на кухне, в ванной и даже в нашем организме. Вы сегодня не ученики, а ученые, которые будут изучать свойства жидкостей, которые мы используем дома. Посмотрите, сколько интересных растворов я подготовила. Давайте, скорее погрузимся в удивительный мир химических свойств. Слайд 1.
3. Изучение нового материала.
В любой отрасли человеческой деятельности, следовательно, в любой профессиональной деятельности, мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее вещества, защищает растения, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Это ли не чудо? Но использование таких веществ требует большой ответственности и, конечно, знаний. Давайте совершим путешествие по нашей квартире и посмотрим, что мы используем.
Медицинские растворы. Какие растворы хранятся у вас в аптечке? Какие чудо-средства приходят вам на помощь если вы поранились, вас поцарапала кошка или вы получили ожог? Слайд 2.
В домашней аптечке обычно бывают самые простые средства для дезинфекции и перевязки, для того чтобы остановить кровь при порезах или царапинах, для полоскания горла при начинающейся простуде. Это химические вещества с интересными свойствами.
KMnO4 - марганцовка или перманганат калия – одна из самых загадочных химических веществ. Её уникальные свойства дают возможность использовать её в лечебных целях – для уничтожения инфекции, для «прижигания и подсушивания» кожи и слизистых оболочек.
Перекись водорода H2O2 - отличный антисептик, растворы пероксида водорода используют как кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. Однако действие этого средства кратковременно, поэтому, остановив кровотечение, надо обработать рану по всем правилам и наложить повязку. Демонстрация веществ: перекись водорода и марганцовка. Учащиеся делают выводы о цвете веществ.
Йод наряду с зеленкой помогает предупредить осложнения от порезов и ссадин. Давайте получим йод прямо здесь. Демонстрация опыта по уравнению химической реакции:
8 KI + 5 H2SO4 = 4 I2 + 4 K2SO4 + H2S + 4 H2O
Ребята, какого цвета йод? А имеет ли он запах? Из демонстрационного опыта обучающиеся делают выводы о цвете и запахе вещества.
Скажите, а как правильно нюхать вещества из пробирки если необходимо установить запах вещества? Учитель демонстрирует, как необходимо, соблюдая технику безопасности правильно устанавливать запах, направляя поток воздуха от горлышка пробирки к носовому проходу.
Бытовая химия. Давайте заглянем на кухню? Слайд 3. Чем мы моем посуду после еды? Чем мы убираем жир и нагар с кастрюль и сковородок, чем отбеливаем раковину и моем плиту? В этих делах нам также помогают чудо-средства, которые благодаря своим свойствам, помогают и облегчают нам жизнь и наш быт, делают наш дом чистым. Но согласитесь, что растворы для удаления жира и накипи должны быть агрессивными, а средство для мытья посуды должно быть нейтральным, чтобы коже наших рук было комфортно с ним обращаться и оно не оставалось на тарелках и ложках. Поэтому есть жидкости содержащие едкие растворы кислот и щелочей, такие растворы помогают справляться с тяжелыми загрязнениями и микробами, но для мытья посуды они не подходят. Чтобы установить есть ли щелочь или кислота в растворе, ученые придумали индикаторы. Одна капля индикатора и наше вещество изменит цвет и по окраске мы сможем определить, что присутствует в растворе.
Демонстрация опыта по определению кислот и щелочей в средствах бытовой химии:
Моющее средство "Sorti" | Антижир | Крот, средство для прочистки засоров и труб. |
|
|
|
|
|
|
Учитель демонстрирует изменение окраски в пробирках. Дети делают выводы о наличии кислот и щелочей. Добавление индикаторов помогает определить, что Антижир содержит большое количество щелочи, Крот содержит кислоту, а моющее средство для посуды имеет нейтральный характер. Это позволяет сделать вывод, что при работе с такими едкими растворами необходимо надевать перчатки, работать в проветриваемой комнате, соблюдая осторожность. А с моющим средством для посуды, данные меры безопасности соблюдать не обязательно, так как коже наших рук ничего не угрожает.
Средства для защиты и роста растений. Давайте посмотрим на подоконник. Есть ли у вас комнатные растения? Необходимо ли подкармливать растения? В промышленных масштабах и сельском хозяйстве не обходится без растворов для подкормки растений, без удобрений, необходимы растворы для борьбы с вредителями. Слайд 4. Одним из таких растворов является медный купорос. Наши бабушки очень любят поливать им свои растения. Давайте как наши бабушки, возьмем раствор медного купороса и оставим его в оцинкованном блестящем ведре на несколько дней, что мы будем наблюдать?
Демонстрация опыта взаимодействия медного купороса и кусочков цинка:
Zn+CuSO4 = ZnSO4 +Cu
Учитель спрашивает, что случилось с цветом раствора? А что произошло с кусочками цинка. Ребята отвечают, что синий цвет раствора исчез, а на цинковых кусочках появился красный налет.
Продукты питания. Давайте, заглянем в холодильник и в кухонные шкафчики. Сколько удивительных растворов хранится там. Слайд 5. Уксусная кислота, подсолнечное масло, молоко, сок, кефир - это лишь малая часть того, что мы можем увидеть. Эти удивительные вещества тоже требуют правильного и грамотного обращения с ними.
Демонстрация опыта растворения металла уксусной кислотой.
Демонстрация опыта изменения окраски индикатора в уксусной кислоте.
Учитель спрашивает, что происходит с металлом, почему меняется окраска индикатора, есть ли у кислоты запах? Ребята делают вывод, что уксусная кислота - агрессивное вещество, растворяет даже металлы и при работе с ней нужно соблюдать правила безопасности.
Демонстрация опыта с подсолнечным маслом и тканью, после чего промывание водой.
Ребята делают вывод, что масло в воде не растворяется и удаление его с вещей затруднительно.
Таким образом, можно сделать вывод, что нас окружает много удивительных веществ. Но при использование некоторых растворов необходимо соблюдать технику безопасности. Слайд 6,7. Какие меры безопасности нужно предпринимать при работе с агрессивными растворами? Ребята делают вывод, что нужно работать в перчатках, хранить вещества в труднодоступных местах, закрывать плотно крышкой, проветривать помещение после работы с ними.
Учитель демонстрирует знаки, предупреждающие о опасных компонентах, входящих в состав растворов. Слайд 8.
Важные свойства некоторых растворов. Посмотрите на слайд, благодаря превращениям, которые происходят с некоторыми растворами, можно объяснить много процессов, протекающих в нашей жизни. Например, растворение кусочков пищи желудочным соком, образование углекислого газа при тушении пожаров углекислотным огнетушителем, ржавление железа под воздействием воды и кислот, растворение жира и тп. Слайд 9.
Демонстрация опыта ржавление железного гвоздя под действием соляной кислоты:
Fe+2HCl→Fe2Cl2+H2.
Демонстрация опыта по получению углекислого газа под воздействием соляной кислоты на карбонат кальция.
2HCl + CaCO3 = CaCl2 +CO2 + H2O
Закрепление изученного материала.
Вы узнали об удивительных растворах которые вас окружают. Нарисуйте вещество, которые вы используете в быту, расскажите для чего это вещество и как им грамотно пользоваться? Слайд 10.
Подведение итогов мастер-класса. Вывод.
Ребята, сегодня вы как настоящие ученые изучали свойства веществ, которые вас окружают дома. Теперь вы знаете, что абсолютно любое вещество нужно использовать строго по назначению, правильно и соблюдая осторожность. Полученные знания помогут вам не навредить своему здоровью и здоровью близких. Спасибо за вашу работу. Слайд 11.
Список литературы и интернет-ресурсов:
https://znanio.ru/media/himiya-v-povsednevnoj-zhizni-2671484
Оомия Нобумицу | Химия вокруг нас (2020)