Полифункциональная игра – викторина «Любим, знаем, бережем край родной, где мы живем!» Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 136
Полифункциональная игра – викторина
«Любим, знаем, бережем край родной, где мы живем!»
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории
Гудкова Виктория Владимировна
г. Комсомольск-на-Амуре
2023г
Полифункциональная игра – викторина «Любим, знаем, бережем край родной, где мы живем!» - это игра предназначена для совместного времяпровождения детей старшего дошкольного возраста на занятиях по познавательному развитию и экологическому воспитанию.
Особенность использования данного игрового пособия заключается в многофункциональности: обучает, развивает, развлекает; возможности использоваться в различных возрастных группах с усложнением заданий; вариативности заданий и упражнений, как авторских, так и придуманных самостоятельно; возможности развития и проявления детского творчества.
Игра разработана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования в целях организации экологического воспитания, познавательного развития в образовательных организациях.
Предварительная работа:
Беседы о Хабаровском крае
Рассматривание иллюстраций о достопримечательностях Хабаровского края
Рассматривание фотографий животных и растений края, в том числе занесенных в Красную Книгу
Беседы о загадочных природных явлениях Хабаровского края
Просмотр презентации «Чудеса Хабаровского края»
Цель: Формирование первоначальных представлений о представителях растительного и животного мира Хабаровского края, занесенных в Красную Книгу, чудесах и загадочных явлениях, символике Хабаровского края. Воспитание патриотизма и экологической культуры.
Задачи:
дать возможность применить на практике полученные знания о флоре и фауне Хабаровского края, о представителях растительного и животного мира, занесенных в Красную Книгу, о многообразии природы Хабаровского края, его чудесах и загадочных явлениях, о городах и символах края.
формировать умение размышлять, анализировать, строить умозаключения;
способствовать развитию смекалки, умения работать в коллективе;
формировать умение высказывать свою точку зрения, выслушивать.
воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе Хабаровского края.
Уровни:
Дети самостоятельно отвечают на поставленные вопросы развернутыми высказываниями и выполняют задания без посторонней помощи правильно. Умеют сотрудничать со сверстниками, высказывать собственную точку зрения, выслушивать точку зрения игроков, сравнивать и систематизировать при помощи аргументации.
Дети дают ответы с помощью наводящих вопросов и задания выполняют с небольшой подсказкой. Частично умеют сотрудничать со сверстниками, слабо формулируют свою точку зрения, частично выслушивают ответы других игроков.
Дети узнают, называют или показывают предмет на изображении или явление, о котором говорится в вопросе. Слабо или совсем не проявляют взаимодействия со сверстниками. Выстраивание логического ответа слабо развито.
Место игры в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений: на занятиях, в свободной и организованной деятельности в детских садах, закреплении полученных знаний в ссемье.
Участники игры: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Материалы и оборудование:
круг, разделенный на цветные сектора;
кубик с цифрами (1-3);
коробка с камнями (гранит, пемза, шлак);
конверты с вопросами и заданиями;
картинки-ответы с символами Хабаровского края.
Ход игры:
Дети сидят вокруг стола, на котором лежит круг, разделенный на сектора, в центре круга расположена карта Хабаровского края.
Ведущий:
- Ребята, сегодня мы проведем познавательную игру - викторину, которая называется «Знаем, любим, бережем край родной, где мы живем!»
Перед вами лежит круг, разделенный на сектора (белый сектор «Край, в котором мы живем» содержит вопросы о городах и символах Хабаровского края; зеленый сектор «Зеленое море тайги» содержит вопросы о представителях животного и растительного мира, занесенных в Красную Книгу; синий сектор «Чудеса Хабаровского края» содержит вопросы о чудесах и загадочных явлениях Хабаровского края), в центре круга расположена карта Хабаровского края. Вы будете поочередно бросать кубик, и отвечать на вопросы выпавшего номера. После каждого ответа на соответствующий сектор круга мы будем крепить карточку с правильным ответом. Когда вы ответите на все вопросы и выполните все задания, на круге появятся обозначения основных символов Хабаровского края. Таким образом, итогом игры будет макет Хабаровского края с основными его символами.
(Дети поочередно бросают кубик и отвечают на вопросы выпавшего номера.)
Ведущий: - Вопрос № 1 из белого сектора «Край, в котором мы живем» звучит так: «Выбери, из предложенных флагов, флаг Хабаровского края и расскажи о его символике».
1 игрок: - Это флаг Хабаровского края состоит из белого, голубого и зеленого цветов. Голубой в первую очередь означает водные богатства края, красоту, чистоту и мягкость. Символизирует природное великолепие озер и чистоту воздуха.
Белый цвет символизирует доброту, милосердие, гостеприимство, скромность и духовные ценности жителей населяющих край.
Зеленый цвет отображает тайгу во всей ее могучести и красоте, указывает на изобилие, плодородие, радость и счастье, а так же олицетворяет уникальный животный и растительный мир Хабаровского края.
Ведущий: - В игру вступает второй игрок. И следующий вопрос № 2 – белый сектор: «Сложи из частей целое. Расскажи, что это и что обозначает».
2 игрок: - Это герб Хабаровского края, на котором изображен медведь – символ силы, мощи, непобедимости, неустрашимости, мудрости.
Ведущий: Передаем кубик третьему игроку. Выпал номер 3. Вопрос из сектора «Край, в котором мы живем»: «Назови города Хабаровского края и расскажи о своем городе по схеме».
3 игрок: В Хабаровском крае 6 городов (Бикин, Вяземский, Амурск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань.)
Ведущий: Игра продолжается и следующим кубик бросает игрок № 4. Выпал вопрос № 1 – зеленый сектор. «Отгадайте по фрагментам животное. Это самый крупный хищник на планете. Он изображен на флаге и гербе Приморского края, а также на многих символах городов и районов Хабаровского края. Он способен преодолеть за короткое время большие расстояния, по снегу может развивать скорость до 80 км\ч. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек. Рисунок на его шкуре уникален, как отпечатки пальца у человека. Соберите из частей хозяина Дальневосточной тайги».
4 игрок: Это Амурский тигр. Он занесен в Красную Книгу.
Ведущий: Молодцы, ребята! На все вопросы знаете ответы и поэтому, на нашем игровом поле появляется все больше и больше символов Хабаровского края. Ну, а наш кубик снова переходит к первому игроку. Слушаем вопрос № 2 из зеленого сектора. «Этот уникальный цветок растет на нескольких озерах юга Хабаровского края и цветет всего несколько дней. Чтобы увидеть его цветение, туристы забираются в глухомань и идут по колено в воде. Даже если по дороге они простынут - не беда: тот, кто видел цветение этого растения, будет счастлив и удачлив целый год. И, кстати, это - одно из древнейших растений планеты: он цвел еще 100 миллионов лет назад. Семена его необыкновенно живучи: были случаи, когда прорастали семена, хранившиеся в музее несколько сотен лет. Но сам цветок очень нежный и недолговечный: если его сорвать, он завянет через пару часов, даже если держать в воде. Любоваться красотой этого растения можно только на озере, по колено в воде. Покажите уникальный цветок. Назовите остальные растения. Что их объединяет?»
1 игрок: Это лотос. Он занесен в Красную Книгу. Рядом цветы – женьшень лекарственный с чудесным корнем, похожим на образ человека и багульник или рододендрон. Эти растения все занесены в Красную книгу.
Ведущий: Вопрос № 3 – зеленый сектор. «Назовите и разложите птиц, живущих в Хабаровском крае. Какие птицы живут у воды? Назовите и покажите птицу, занесенную в Красную книгу. Расскажите, что вы о ней знаете».
2 игрок: Скворец, ворона, ласточки, журавль, гусь, утки, лебеди. У воды живут журавли, гуси, утки, лебеди. В Красную Книгу занесена утка-мандаринка. Мандаринки — единственные в мире живущие на деревьях утки. Бывает, что их дупла расположены на уровне 6 метров! Но птенцам это не создает проблем — мамы учат их прыгать с такой высоты, оставаясь невредимыми, благодаря использованию перепонок на лапках в прыжке. Их любимым лакомством служат желуди и лягушки.
Ведущий: Какой большой и богатый наш родной край! Сколько в нем красивых интересных растений и животных! Но, еще не все загадки Хабаровского края разгаданы. Впереди еще столько интересного и загадочного. Все самое интересное только начинается. И мы передаем кубик следующему игроку. Вопрос № 1 – синий сектор «Край загадочных чудес». «До воды оставалось несколько десятков шагов, как неожиданно мы оказались застигнутыми белоснежным вихрем. Несмотря на полное безветрие, вокруг нас во всех направлениях носились тысячи крупных белых хлопьев, напоминающих хаотическое движение снежинок в метель. Это колышущееся белое облако расположилось вдоль берега и состояло из множества белокрылых существ, живущих всего несколько десятков минут. О ком говорится в описании. Найдите картинку и назовите это явление. По схеме расскажите о жизни бабочек-поденок».
3 игрок: Это загадочное явление называется «Июльская метель». Эти насекомые - поденки долго живут под водой. Они ползают личинками по дну в поисках пищи. К концу жизни личинка наполняется воздухом и всплывает. Из нее получается бабочка. Полетав несколько минут, она садится на любой предмет и сбрасывает шкурку.
Ведущий: Вот какие чудеса происходят в нашем крае. Ребята, давайте узнаем, какие тайны еще хранит наш чудесный край. Тогда слушаем следующий вопрос. «Это был самый настоящий камень, хотя и не совсем обычный. Такие камни образуются при вулканических извержениях, когда кипящая лава застывает, превращаясь в пемзу – каменную массу с большим количеством пустот. Они – то и придают ей плавучесть. Чем он отличался от других камней? Покажите картинку. Из предложенных камней покажите тот, о котором шла речь в описании. Назовите этот камень».
4 игрок: Это «Плавающие камни» они появились в результате извержения вулканов. Пемза – пористый легкий камень, который не тонет, а плавает на поверхности воды.
Ведущий: Остался последний вопрос, ответив на него наше игровое поле будет полностью заполнено правильными ответами и превратится в макет Хабаровского края с его основными символами. И так звучит последний вопрос. «Это – явление в жаркий день довольно обычное. Вызвано оно тем, что деревья как насосы качают живительную влагу из грунта в большом количестве из-за сильного испарения. Излишки воды по трещинкам и порам выдавливаются на поверхность листьев и стеблей, а затем тяжелыми каплями срываются и падают вниз. Найдите картинку, объясняющую это чудо, и назовите его. Из предложенных картинок выберете иву».
1 игрок: Это явление называется «Необычный дождь» или «Плачущие ивы».
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Все молодцы! Вы ответили правильно на все вопросы, и в результате у нас получился макет красивого, богатого, щедрого чудесного и загадочного родного Хабаровского края.
Большое всем спасибо за игру!
Результаты игры:
За счет того, что игра включает несколько уровней сложности, достигается значительная вариативность: игра легко адаптируется к тем условиям, в которых должна быть проведена.
По мере знакомства с чудесами и представителями животного и растительного мира Хабаровского края возможно внесение их в игру, дополнением информационным и иллюстративным материалом,
дополнительными конвертами.
В результате проведения игры у дошкольников повышается интерес к познавательной деятельности: не только к изучению природы Хабаровского края и представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную Книгу, но и в дальнейшем к углубленному изучению биологии, географии, краеведения, экологии, появляется желание участников помочь природе. У детей появляется интерес к данной теме – сначала любопытство, затем любознательность и увлечение вопросами краеведения и экологии. Благодаря игре дети становятся более активными на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности и уже сами придумывают игры, сочиняют и инсценируют сказки и разыскивают интересные факты о родном Хабаровском крае.