Познавательно-творческий проект «Мы славим край, где мы живем!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛУЧИК» ГОРОДА БАЛАШОВА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОРФОЛИО – ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПО СТРАНИЦАМ КУЛЬТУРНОГО ДНЕВНИКА ДОШКОЛЬНИКА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ СЛАВИМ КРАЙ, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ!»
Подготовили:
Воспитатели - Володина Анна Васильевна, Власова Наталия Викторовна
Музыкальный руководитель - Старостенко Елена Григорьевна
Поволжский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья
Хотя язык их разный,
Но дружбой мы своей сильны,
И мы живем прекрасно!
Актуальность:
Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не является исключением, ведь в нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. В Саратовской области проживают 148 национальностей. Русские – 87,
6%, казахов 3,1 %, татар -2,2%, украинцы и армяне по одному проценту, остальные – менее одного процента.
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности.
Одним из наиболее важных средств патриотического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. Через него ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта: Формирование у дошкольников представлений о культуре и традициях народов Саратовской области, уважительного отношения к ним.
Задачи проекта:
Создавать условия для формирования у детей представлений о некоторых народах, живущих в нашем городе, в том числе и о детях, посещающих МДОУ д/с «Лучик» (русские, татары, армяне, азербайджанцы, украинцы, казахи), их ценностях (фольклор, праздники, игры, предметы народного быта, народный костюм, блюда, музыкальные народные инструменты), расширяя речевое, художественно-этетическое, нравственное и социально-коммуникативное развитие детей.
Воспитывать у детей толерантное, доброжелательное, уважительное отношение к представителям других национальностей.
Взаимодействуя с родителями, способствовать формированию активной жизненной позиции в вопросах нравственно – патриотических чувств у детей.
1 этап - предварительная работа:
1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
2.Анкетирование родителей на тему: «Наша дружная многонациональная группа», с целью выявления национальных особенностей дошкольников, посещающих ДОУ «Лучик».
3.Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
4. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
5. Подбор материала для продуктивной деятельности; подбор аудиозаписей, мультимедийных материалов; подбор дидактических, подвижных игр; беседы, цикл занятий; консультаций.
6. Создание образовательно – культурной среды в группе:
пополнение краеведческого уголка материалом: «Декоративно-прикладное искусство народов Саратовской области», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Игры народов Поволжья»; музыкальные инструменты народов Поволжья.
7. План взаимодействия с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта:
Дети дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Аннотация проекта: Проект знакомит со спецификой и особенностями некоторых народов Поволжья (русских, украинцев, татар, казахов, армян, азербайджанцев) с их обычаями и традициями, культурой и народным искусством, национальной одеждой и кухней, с традиционными праздниками. По продолжительности проект средне - срочный (сентябрь-январь 2021-2022 уч. года).
Ожидаемые результаты:
У детей повысится уровень сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах, проживающих в Саратовской области, культуры поведения дошкольников; воспитание свободной, творческой личности, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
2. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
6. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
7. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2022.
9. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.
10. Музыкальные инструменты Поволжья https://revolution.allbest.ru/music/01214891_0.html
11. Презентация «Традиционные праздники народов Поволжья» https://myslide.ru/presentation/skachat-tradicionnye-prazdniki-i-socializaciya-detej-narodov-povolzhya
12. Презентация «Танцы народов Поволжья» https://infourok.ru/prezentaciya-tancy-narodov-povolzhya-4193676.html
2
2 этап - основной:
цикл занятий;
чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций;
продуктивная деятельность (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация);
составление мини - книжек со сказками народов Поволжья;
разучивание стихотворений, дидактических и подвижных народных игр; прослушивание музыки народов Поволжья; разучивание песен и некоторых танцевальных движений, характерные для того или иного народа.
просмотр презентаций;
просмотр видео-экскурсий;
беседы, консультации для родителей;
выставка творческих работ.
3 этап – заключительный:
презентация проекта в форме викторины «Как здорово, что мы едины»
Презентация танца «Дружба народов»
Презентация творческих и кулинарных работ детей и родителей. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности
Цикл занятий
Познавательное развитие.
Беседы:
«Народы Саратовской области», «Кто какой национальности в нашей группе», «Русский национальный костюм», «Татарский национальный костюм», «Казахский национальный костюм», «Азербайджанский национальный костюм», «Узбекский национальный костюм», «Армянский национальный костюм», «Украинский национальный костюм», «Традиционные блюда народов Поволжья».
Беседа об обычаях, традициях, русского фольклора, об традиционных праздниках разных народов.
Художественно-эстетическое развитие
НОД: «Музыкальные народные инструменты русского и украинского народа»; «Музыкальные народные инструменты татарского, узбекского, армянского народа», «Музыкальные народные инструменты казахского, азербайджанского народа»; Разучивание танца «Дружба народов»
«Изготовление женского русского национального
головного убора «Кокошник» (аппликация)
«Изготовление мужского узбекского национального головного
убора «Тюбетейка» (аппликация)
Эта шапка ненароком,
По расшитым златом строкам,
Вмиг расскажет всем откуда,
Родом тот, кто слез с верблюда.
(Тюбетейка)
Лепка из пластилина «Хлебобулочные изделия русской кухни»
Традиционная русская выпечка – уникальные изделия русской кухни. Каких только рецептов насчитывается в русской кухне, не перечесть, а Саратовский калач по праву считается символом Саратова. Ведь это родина лучших твердых и сильных злаков. Для калача годился только особый сорт пшеницы – знаменитая саратовская белотурка.
Лепка из соленого теста «Украинские вареники»
Не смотря на простоту блюда, вареники в украинских семьях подавали к праздникам – на свадьбах, поминках и крестинах, во время церковных празднеств или по воскресеньям.
Изготовление книжки – малышки «В гостях у народной сказки» (рисование)
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Бабушка, внучка и курочка», «Елена Премудрая», «Гуси-лебеди» и др. Украинские народные сказки: «Катигорошек», «Жил был пес». Татарские народные сказки: «Волшебное кольцо», «Три сестры», «Волк и портной». Казахские народные сказки: «Ботыр Боран», «Мудрая девушка», «Сапожник и хан». Узбекские народные сказки: «Скорпион и черепаха», «Красавица Тысяча косичек». Азербайджанские народные сказки: «Два соседа», «Ленивый Ахмед». Армянские сказки: «Бойкая невестка», «Волшебная роза».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
«Подбери узор»
«Чей головной убор?»
«Одень куклу в национальную одежду»
«Третий лишний»
«Узнай жилище»
Сюжетно - ролевая игра: «Магазин посуды»
Посещение мини – музея в ДОУ «Русская изба»
Видео - экскурсия краеведческого музея «Жилище народов Поволжья»
Видео - экскурсия в библиотеку
«Традиции, обычаи, праздники народов Поволжья»
Участие в онлайн - концерте, организованном
«Центром культуры БМР», посвященном «Дню народного единства»
Праздник «Осенний капустник» с использованием народных песен, музыкальных народных игр русского фольклора
Праздник «Рождественские Святки-колядки»
Подвижные игры:
«Карусель», «Горелки» (русская народная игра), «Тюбетейка» (татарская народная игра), «Козы и пастух» (Такаловлов - узбекская народная игра), «Цветы и ветерки» (армянская народная игра), «Платок с узелком» (Орамал – казахская народная игра), «День и ночь» (азербайджанская народная игра), «Волк и козлята» (украинская народная игра).
Рус. нар. игра «Карусель» Татарская нар. игра «Тюбетейка»
Казахская нар. игра Азербайджанская народная игра
«Платок с узелком» «Волк и козлята»
Самостоятельная деятельность детей с использованием ресурсов среды
Рассматривание иллюстраций к сказкам, росписи «Гжель», «Жостовская», «Хохломская», «Дымковская», «Филимоновская», «Городецкая».
Раскрашивание «Посуда старины», «Укрась платье»
Игра с лепбуком «Музыкальные инструменты»
Взаимодействие с родителями
1.Ознакомление родителей с проектом «Мы славим край, где мы живем!»; 2.Консультации для родителей: «Воспитание любви к родному краю», «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка», «Национальные костюмы народов Поволжья», «Народные игры в жизни детей».
3.Творческая работа родителей – представление национального костюма, блюда, фото и видео презентации работ.
Видео презентация женского узбекского национального костюма и фото узбекского национального блюда «Ханум»
С остоит из платья
простого кроя из
хан- атласа,
и шаровар –
широких брюк,
зауженных внизу.
На голове
тюбетейка.
Ханум делается из теста, похожего
на пельменное. В него можно
положить любую начинку.
Видео презентация мужского национального азербайджанского костюма и «Долмы по - азербайджански»
Главным атрибутом и символом мужественности считался головной убор. Его нельзя было снимать ни при каких обстоятельствах. Единственной причиной, когда азербайджанец оставался с не покрытой головой – религиозный праздник Намаз.
«Долма по - азербайджански» - блюдо, представляющее собой начиненные овощи или листья, голубцы в виноградных листьях. Начинка как правило готовится из мясного фарша с рисом.
Интересный факт: В Азербайджане для приготовления долмы, кроме молодых виноградных листьев, в отдельных районах используют листья инжира, айвы и некоторых других произрастающих здесь деревьев.
Русские национальные блюда
Пирожки
Русские пирожки – это одна из разновидностей пирогов, так сказать пирог в миниатюре. Каких только пирожков нет в русской кухне! Открытые, решетчатые, закрытые, многоугольные, низкие и высокие с одним видом фарша и многослойные.
Блины
Название «блин» произошло от древнеславянского «млин», что означает «мучное изделие». Раньше их готовили из гречневой муки: так блинчики получались пышными, мягкими. Традиционно русские блины получались небольшими, размером с блюдце.
Узбекское национальное блюдо «Плов»
В древних источниках упоминается,
что изначально плов был пищей богатых людей,
так как простой народ готовил его
исключительно по праздникам.
У краинское национальное блюдо «Борщ»
Изначально борщом назывался суп-борщевик, сваренный на основе съедобных листьев борщевика… Рецепт борща берет свои корни еще у древних римлян – тогда римский народ активно выращивал капусту и свеклу и варил на мясном или рыбном бульоне прототип этого красного супа.
Казахское национальное блюдо «Баурсаки»
Баурсак – это не просто выпечка, он издавна
символизирует солнце и счастье. А потому им
угощают только самых дорогих и добрых
гостей.
3 этап – заключительный
Презентация проекта в форме викторины
«Как здорово, что мы едины»
Цель: Закрепление знаний о культуре и быте, обычаям и традициям народов Поволжья; воспитание эмоционально-положительного отношения к разным народам. Демонстрация совместных творческих работ детей и родителей.
Танец «Дружба народов»
Данный познавательно-творческий проект дает возможность воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, смело ориентирующуюся в современном мире и готовую жить в согласии и мире со всеми народами.
Медведева Татьяна Петровна