МОУ Новобурановская сош.
География 8 класс.
Учитель : Баламбаева Улдай Хайдаровна.
ТЕМА: Половозрастной состав населения России.
ЦЕЛИ:
1).Проанализировать половую структуру населения;
2).определить факторы преобладания мужчин и
женщин в разных районах;
3).познакомить учеников с возрастной структурой
населения ;
4). научить читать половозрастные пирамиды.
ОСНАЩЕНИЕ: карты, диаграммы, графики, электронный
учебник,компьютор и спец.оборудование.
ХОД УРОКА:
Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания: - Объяснить , как тип хозяйства связан с ростом численности населения.
- Рассказать о влиянии современного хозяйства на воспроизводство
населения России.
- Охарактеризовать переход от традиционного типа воспроизводства населения к современному типу в России.
2. Знакомство с новым материалом.
Вводное слово учителя.
Демографическая ситуация - это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости , смертности и миграционной подвижности,соз-
Дающее в данное время определённую половозрастную структуру населения и динамику его численности.(записать в тетрадь)
Демографическая политика- меры, принимаемые государством по регулированию рождаемости ( пособия на рождение детей, дополнительные отпуска , получение жилплощади- стимул к рождению детей; а в Китае , например , существуют меры по ограничению рождаемости: возраст вступления в брак, разрешение на рождение только одного ребенка и т . д.). ( записать в тетрадь)
Ярким показателем демографической ситуации является половая и возрастная структура России.
Далее объяснение идёт по электронному учебнику- «мужчины и женщины»
В разном возрасте соотношение мужчин и женщин неодинаково . Причины разные : мальчиков рождается больше, чем девочек ( но и смертность мальчиков в раннем детстве выше). К 30- 35 годам соотношение выравнивается , а к более старшему возрасту женщин становиться больше: организм женщин наиболее устойчив. Они меньше травмируются в профессиональной деятельности , мужчин больше гибнет в войнах и конфликтах.
? вопрос к ученикам : Можно ли увеличить продолжительность жизни?
( Дискуссия по этому вопросу).
?задание : Рассмотреть диаграмму факторов, влияющих на здоровье человека. Выделить группу факторов, на которые вы можете оказать непосредственное воздействие. -( диаграмма на экране из Эл. Уч.)
Учитель: В каждой стране мира свой возрастной состав населения. Чтобы разобраться в данной системе , необходимо проанализировать половозрастные пирамиды.-(пирамида на экране из Эл. Уч.)
? задание : проанализировать два типа возрастной структуры населения ( по рис. 204-205, с. 247-248; примеры стран из учебника) и возрастной состав населения России.
Учитель: Трудоспособный возраст - это возраст , когда люди полны сил и энергии для работы : от 16 до 54 лет -у женщин, от 16 до 59 лет - у мужчин. После этого наступает пенсионный возраст. Возрастная структура населения в значительной степени определяет уровень людей. На соотношение детей, трудоспособных и пожилых людей в регионах России влияют разные факторы.
? задание : сравнить факторы , способствующие сохранению высокой доли детей и подростков в населении, и влияние оттока населения на возрастной состав и естественное движение населения ( по рис. 206 ,с .248.) Привести примеры районов страны, где преобладает молодое поколение (районы нового промышленного освоения), а где - поколение пожилых людей (старопромышленные районы).
Таким образом , на территории России можно выделить регионы с преобладанием разных возрастов , и среди них - « самый молодой « ( с большей долей детей и подростков) и « самые старые» ( где велика доля пожилых людей).
задание: Построить и проанализировать график: « изменение естественного прироста населения России».( на1000 жителей).
годы |
1960 |
1970 |
1980 |
1990 |
1998 |
2000 |
рождаемость |
23,2 |
24,6 |
15,9 |
13,4 |
8,8 |
|
смертность |
7,4 |
8,7 |
11 |
11,2 |
13,6 |
Итог урока: таким образом , соотношение мужчин иженщин можно значительно изменить, если внимательно относиться к факторам ,определяющим половую структуру. По оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни на 50- 55: зависит от образа жизни человека. Нужно с юных лет бережно относиться к своему здоровью и передавать его своим детям.
Динамика численности населения непрерывно изменяется. Более точные статистические данные о численности населения России формируются в процессе переписи населения. Проводиться перепись один раз в десять лет, первая была проведена в Х1Хвеке. По последней переписи видно, как изменилась численность России: в 1998году Россия была на шестом месте 2000г. на седьмое место. В настоящее время Россия уступает Пакистану и находиться на седьмом месте-145млн. чел .Для характеристики населения по возрасту и полу используются разные графические материалы, но особенно ярко все особенности выявляет половозрастная пирамида. Половозрастная структура зависит от ряда причин и тоже носит динамичный характер.
Домашнее задание: § 45- 46 ,расм. рисунок в учебнике