12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аллахвердиева Ирина Леонидовна57
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Класс 8

Учебная дисциплина – география

Тема: «Религиозный состав населения России»

Тип – комбинированный урок.

Цели урока:

Образовательные: формирование знаний о религиозном составе населения России, его географии.

Развивающие: развивать способности учащихся в работе с электронно-образовательными ресурсами, развивать умения в работе с текстом учебника, анализировать и извлекать информацию при чтении тематических карт.

Воспитательные: воспитание толерантного, уважительного отношения к народам многоконфессиального и многонационального государства, к людям, исповедующим разные религии.

Предполагаемые результаты обучения:

Личностные - уважение к культуре, истории, национальным особенностям, образу жизни и традициям других народов, толерантность;

Метапредметные - умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, анализ, ее преобразование, передачу и сохранение, презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках,.

Предметные – формирование представления о современной географической научной картине мира и умения работать с различными источниками географической информации.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные технологии: информационно-коммуникативная технология.

Методы обучения: фронтальная и индивидуальная беседа, частично-поисковый, практический.

Метод познания: анализ, синтез, картографический, сравнение.

Оборудование: учебник 8 кл. «География России», настенная карта «Россия. Народы и религия», географический атлас, компьютерный класс, компьютер, проектор, экран.

Электронный учебный модуль «География религий» http://fcior.edu.ru/card/22361/geografiya-religiy.html - модуль позволяет познакомиться с основными мировыми религиями, познакомиться с особенностями вероисповедания в России, рассмотреть географию распространения мировых религий, узнать проблемы взаимодействия современных религий.

Электронный модуль «Народы и религии России». http://fcior.edu.ru/card/27005/narody-i-religii-rossii.html. Цель данного модуля: изучение населяющих Россию народов, ознакомление с распространенными на территории России основными мировыми религиями. Особое внимание уделено изучению следующих тем: этнический состав населения, этническая мозаика России, религии народов России.

 

Ход урока:

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организаци-

онный момент. –

1 мин.

2.Проверка домашнего

задания.

1.Фронтально по

вопросам 4 мин.

2.Тестовый контроль - заполнение карточки урока

4 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВЫВОД учителя:


 


 

3. Определение задач нового урока:

1-2 мин.

4.Изучение новой темы:

Актуализация знаний.

Работа с модулем и текстом учебника.

Работа по группам на компьютерах.

(10 мин)

Выступление учащихся с сообщениями по группам. Каждой группе по 6 мин.

ВЫВОД учителя:

1 мин.

Закрепление

Домашнее задание:

стр. 191-195,

 Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

Учитель читает стихотворение:

Россия,ты так многолика
Народов всех не перечесть.
От Сахалина до Калининграда
К ней уваженье,пониманье есть.

  О дружбе и сплоченности народов
  Нам  нивх писал Володя Санги.
  Нанаец старый Камбука
  Всегда с улыбкой вспоминает,
  Что видел Кремль издалека.

А нивхи, удегейцы, орочены,
Не редко сидя у костра,
Мне говорили, что достаточно сплочены,
Хоть разделяет нас великая тайга.

 И в годы светлые,и в лихолетье
Всегда единый наш народ
В Россию верил,как в знаменье,
Стремился к продвижению вперед.

  Но им сейчас нужна всеобщая идея,
  Поставленная цель-куда и как идти,
  Чтоб каждый мог в семье единой
  Свой труд во благо Родине нести.

(Стихотворение Н. Чумаченко)

Беседа :

Россия - это многонациональное государство.

Разные народы формируют этносы.

Вопросы

Что такое этнос?

Что повлияло на многообразие этносов?

Что такое реэмиграция народов?

что такое депортация народов?

Почему невозможно выделить истинно «чистые» в этническом отношении территории?

Как различаются народы России по сходству своих языков?

Какие выделяются языковые семьи?

Итак, этнос - исторически сложившаяся общность людей, обладающая определенной системой поведения, элементами культуры и территорией. Россия многонациональная страна. По сходству языков народы относят к четырём основным языковым семьям, в которых входят разные языковые группы.

Сегодня мы узнаем:

1. Какова география религий России?

2. Каков религиозный состав народов России?

На уроках географии в 7 классе мы знакомились с религиями мира.

- Вспомните, ребята, а какие мировые религии вы знаете?

- из текста учебника стр. 194, определите, из каких религий складывается религиозный состав населения России?

Работа по группам:

Давайте подробнее попытаемся узнать о религиях мира. Для этого поработаем с электронным модулем «География религий» и с текстом учебника стр. 192-194.

Работаем по группам:

1-я группа – готовит материал о христианстве

2-я группа - готовит материал о буддизме.

3-я группа – готовит материал о мусульманстве.

4-я группа – иудаизм, язычество.

Учитель: а теперь, ребята, после соответствующей подготовки, составьте рассказ о религиях России.

Таким образом, Россия не только многонациональная страна, но и многоконфессиальное государство. Россия является огромным «котлом», в котором намешано много народов, языков и верований. Важной задачей государства является предотвращение негативных столкновений разных культур. Люди должны быть толерантны и терпимо относиться к вероисповеданию других людей. К сожалению, эта проблема в наши дни всё возрастает.

Учитель просит сдать «Карточку урока», за которую будет выставлена оценка.

 Подготовка пособий.

Отвечают на вопросы, заданные учителем.

Заполняют «Карточку урока по теме «Народы и религии России» (после беседы).

1.Тестовое задание по пройденной теме «Этнический состав народов России»


 

Отвечают на вопросы, заданные учителем.

Работают с текстом учебника

с. 194

Работают с модулем http://fcior.edu.ru/card/22361/geografiya-religiy.html

«География религий» – 10 мин. Изучают особенности религий.

Работают по группам за компьютерами, заполняют данные в таблицу, готовят сообщения.

(Приложение 1)

Выступления учащихся , сообщение о религиях России.

Обучающиеся слушают сообщения друг друга, дополняют данные в таблицу по тем религиям, которые они не изучали.

С сообщениями выступают у доски с сопроводительным показом по карте.

Приложение 1.

«Карточка Народы и религии России».

1.Тестовое задание по теме «Этнический состав народов России»

1.Что такое этнос? _____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

2.Выберите ответ. Какая языковая семья самая многочисленная в России:

А. Алтайская, Б северокавказская., В. индоевропейская, Г. уральская. 
 

3. Установите соотношение народов и их языковой семьи:

 

А. адыгейцы, кабардинцы, черкесы, чеченцы
Б.. башкиры, татары, якуты, буряты
В. алеуты,  эскимосы, кеты, нивхи
Г. карелы, удмурты, мордва, ненцы

Языковая семья
1. Алтайская 
2. Уральская 

 

3. Северокавказская 
4. Э
cкимосско-алеутская
 

Ответ: _________________________________

2. Самостоятельная работ по изучению новой темы.

А. с модулем «География религий» за ПК. Откройте модуль, изучите свой вопрос, выберите информацию, заполните таблицу.

Б. Используйте текст учебника стр. 198 для заполнения данных таблицы.

Примерный вариант ответа учащихся:

Религия

Где распространена религия в России.

История

формирования религии.

Примеры народов,

исповедующих религию

Христианство

30-40% населения.

Более широкие границы имеет православие.

Распространено повсеместно

Начало - с крещения Руси. В XI-XII веках распространилось на все русские Земли. Сегодня русская православная церковь - в периоде восстановления.

Народы славянской группы – русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, осетины

Мусульманство (Ислам)

Примерно 8 млн. мусульман.

Северный Кавказ, Урало-Поволжье, Москва, Западная Сибирь.

Впервые ислам был принят в качестве государственной религии в 922г в Волжской Булгарии.

XVIII-XIX век присоединение Кавказа. В 1996г. Создание Совета муфтиев России.

Татары, башкиры,

чеченцы, карачаевцы, многочисленные народы Дагестана.

Буддизм

1,5-2 миллиона человек

Южная Сибири, (Бурятия, Тыва),

Поволжье (Калмыкия).

Первые свидетельства – 8 век н.э. В 1764г. ЕкатеринаII учредила пост Пандито хамбо-ламы – главы буддистов Забайкалья и Вост.Сибири. Частично возрождение буддизма началось в 1945г. С 1990 г.открылось более 10 дацанов.

Буряты, тувинцы, калмыки.

Иудаизм

1 500 000 чел. В России 70 синагог.

В крупных городах России, на Дальнем Востоке - Еврейская АО

-

Евреи

Традиционные верования –

Сибирь, Север России,Дальний Восток

Чувашия

-

Чукчи, коряки, эскимосы. Ханты.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.