Технологическая карта урока географии в 8 классе «Религиозный состав населения России»
Класс 8
Учебная дисциплина – география
Тема: «Религиозный состав населения России»
Тип – комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные: формирование знаний о религиозном составе населения России, его географии.
Развивающие: развивать способности учащихся в работе с электронно-образовательными ресурсами, развивать умения в работе с текстом учебника, анализировать и извлекать информацию при чтении тематических карт.
Воспитательные: воспитание толерантного, уважительного отношения к народам многоконфессиального и многонационального государства, к людям, исповедующим разные религии.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные - уважение к культуре, истории, национальным особенностям, образу жизни и традициям других народов, толерантность;
Метапредметные - умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, анализ, ее преобразование, передачу и сохранение, презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; умение ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках,.
Предметные – формирование представления о современной географической научной картине мира и умения работать с различными источниками географической информации.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативная технология.
Методы обучения: фронтальная и индивидуальная беседа, частично-поисковый, практический.
Метод познания: анализ, синтез, картографический, сравнение.
Оборудование: учебник 8 кл. «География России», настенная карта «Россия. Народы и религия», географический атлас, компьютерный класс, компьютер, проектор, экран.
Электронный учебный модуль «География религий» http://fcior.edu.ru/card/22361/geografiya-religiy.html - модуль позволяет познакомиться с основными мировыми религиями, познакомиться с особенностями вероисповедания в России, рассмотреть географию распространения мировых религий, узнать проблемы взаимодействия современных религий.
Электронный модуль «Народы и религии России». http://fcior.edu.ru/card/27005/narody-i-religii-rossii.html. Цель данного модуля: изучение населяющих Россию народов, ознакомление с распространенными на территории России основными мировыми религиями. Особое внимание уделено изучению следующих тем: этнический состав населения, этническая мозаика России, религии народов России.
Ход урока:
Структурные элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Организаци- онный момент. – 1 мин. 2.Проверка домашнего задания. 1.Фронтально по вопросам 4 мин. 2.Тестовый контроль - заполнение карточки урока – 4 мин.
ВЫВОД учителя:
3. Определение задач нового урока: 1-2 мин. 4.Изучение новой темы: Актуализация знаний. Работа с модулем и текстом учебника. Работа по группам на компьютерах. (10 мин) Выступление учащихся с сообщениями по группам. Каждой группе по 6 мин. ВЫВОД учителя: 1 мин. Закрепление Домашнее задание: стр. 191-195, |
Приветствие детей, проверка готовности к уроку. Учитель читает стихотворение: Россия,ты так многолика О дружбе и сплоченности народов А нивхи, удегейцы, орочены, И в годы светлые,и в лихолетье Но им сейчас нужна всеобщая идея, (Стихотворение Н. Чумаченко) Беседа : Россия - это многонациональное государство. Разные народы формируют этносы. Вопросы Что такое этнос? Что повлияло на многообразие этносов? Что такое реэмиграция народов? что такое депортация народов? Почему невозможно выделить истинно «чистые» в этническом отношении территории? Как различаются народы России по сходству своих языков? Какие выделяются языковые семьи? Итак, этнос - исторически сложившаяся общность людей, обладающая определенной системой поведения, элементами культуры и территорией. Россия многонациональная страна. По сходству языков народы относят к четырём основным языковым семьям, в которых входят разные языковые группы. Сегодня мы узнаем: 1. Какова география религий России? 2. Каков религиозный состав народов России? На уроках географии в 7 классе мы знакомились с религиями мира. - Вспомните, ребята, а какие мировые религии вы знаете? - из текста учебника стр. 194, определите, из каких религий складывается религиозный состав населения России? Работа по группам: Давайте подробнее попытаемся узнать о религиях мира. Для этого поработаем с электронным модулем «География религий» и с текстом учебника стр. 192-194. Работаем по группам: 1-я группа – готовит материал о христианстве 2-я группа - готовит материал о буддизме. 3-я группа – готовит материал о мусульманстве. 4-я группа – иудаизм, язычество. Учитель: а теперь, ребята, после соответствующей подготовки, составьте рассказ о религиях России. Таким образом, Россия не только многонациональная страна, но и многоконфессиальное государство. Россия является огромным «котлом», в котором намешано много народов, языков и верований. Важной задачей государства является предотвращение негативных столкновений разных культур. Люди должны быть толерантны и терпимо относиться к вероисповеданию других людей. К сожалению, эта проблема в наши дни всё возрастает. Учитель просит сдать «Карточку урока», за которую будет выставлена оценка. |
Подготовка пособий. Отвечают на вопросы, заданные учителем. Заполняют «Карточку урока по теме «Народы и религии России» (после беседы). 1.Тестовое задание по пройденной теме «Этнический состав народов России»
Отвечают на вопросы, заданные учителем. Работают с текстом учебника с. 194 Работают с модулем http://fcior.edu.ru/card/22361/geografiya-religiy.html «География религий» – 10 мин. Изучают особенности религий. Работают по группам за компьютерами, заполняют данные в таблицу, готовят сообщения. (Приложение 1) Выступления учащихся , сообщение о религиях России. Обучающиеся слушают сообщения друг друга, дополняют данные в таблицу по тем религиям, которые они не изучали. С сообщениями выступают у доски с сопроводительным показом по карте. |
Приложение 1.
«Карточка Народы и религии России».
1.Тестовое задание по теме «Этнический состав народов России»
1.Что такое этнос? _____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2.Выберите ответ. Какая языковая семья самая многочисленная в России:
А. Алтайская, Б северокавказская., В. индоевропейская, Г. уральская.
3. Установите соотношение народов и их языковой семьи:
А. адыгейцы, кабардинцы, черкесы, чеченцы |
1. Алтайская
2. Уральская
3. Северокавказская
4. Эcкимосско-алеутская
Ответ: _________________________________
2. Самостоятельная работ по изучению новой темы.
А. с модулем «География религий» за ПК. Откройте модуль, изучите свой вопрос, выберите информацию, заполните таблицу.
Б. Используйте текст учебника стр. 198 для заполнения данных таблицы.
Примерный вариант ответа учащихся:
Религия |
Где распространена религия в России. |
История формирования религии. |
Примеры народов, исповедующих религию |
Христианство 30-40% населения. |
Более широкие границы имеет православие. Распространено повсеместно |
Начало - с крещения Руси. В XI-XII веках распространилось на все русские Земли. Сегодня русская православная церковь - в периоде восстановления. |
Народы славянской группы – русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, осетины |
Мусульманство (Ислам) |
Примерно 8 млн. мусульман. Северный Кавказ, Урало-Поволжье, Москва, Западная Сибирь. |
Впервые ислам был принят в качестве государственной религии в 922г в Волжской Булгарии. XVIII-XIX век присоединение Кавказа. В 1996г. Создание Совета муфтиев России. |
Татары, башкиры, чеченцы, карачаевцы, многочисленные народы Дагестана. |
Буддизм |
1,5-2 миллиона человек Южная Сибири, (Бурятия, Тыва), Поволжье (Калмыкия). |
Первые свидетельства – 8 век н.э. В 1764г. ЕкатеринаII учредила пост Пандито хамбо-ламы – главы буддистов Забайкалья и Вост.Сибири. Частично возрождение буддизма началось в 1945г. С 1990 г.открылось более 10 дацанов. |
Буряты, тувинцы, калмыки. |
Иудаизм |
1 500 000 чел. В России 70 синагог. В крупных городах России, на Дальнем Востоке - Еврейская АО |
- |
Евреи |
Традиционные верования – |
Сибирь, Север России,Дальний Восток Чувашия |
- |
Чукчи, коряки, эскимосы. Ханты. |